Псалом Давида, слуги ГОСПОДНЕГО
Голос советчика этого слышит он из глубин сердца своего,1
и в благоговении перед Богом нужды не видит он.2
что заметить свой грех и возненавидеть его он не может.3
разумно поступать, добро творить он не хочет.
идет он стезею недоброю, зла не гнушаясь.
до облаков — верность Твоя.
суждения Твои — словно глубины морские.
Жизнь и людей, и животных — в Твоей руке, ГОСПОДИ.
Под тенью крыл Твоих люди убежище себе находят,
и пить Ты им даешь из потока радостей Твоих.
и мы во свете Твоем прозреваем.5
и оправдай тех, чьи сердца для Тебя открыты!
и рука нечестивца прочь не гонит меня.
повергнуты и не могут подняться.
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 35
Этот псалом носит характер размышления: Давид как бы исследует «в сердце своем» корни беззакония и черпает утешение в собственном духовном опыте, говорящем ему о любвеобильном характере Господа, милующего и благословляющего верующих в Него. В завершение псалма он просит Господа, чтобы в милости и праведности Своих сохранил его от разрушительного воздействия «злых».
В русском тексте стих 1 соответствует надписи предваряющей псалом.
А. Размышления о корнях беззакония (35:2−5)
Пс 35:2. В сердце своем псалмопевец осознал, что нечестие беззаконного коренится в отсутствии у него страха Божия, т. е. благоговейной веры в Бога. Не имея его, он «не пугается» собственных действий, поступков и потому продолжает совершать их.
Пс 35:3−5. Если нечестивец и задумывается порой над своей греховностью, то такое «самоисследование» носит у него поверхностный характер: он лишь льстит себе… будто глубоко обеспокоен «беззаконием своим» и хотел бы возненавидеть его (стих 3). В сущности, он успокаивает свою совесть и прячет грех свой от самого себя; почувствовать к нему действительное отвращение он мог бы, лишь увидев его сквозь призму страха Божия, которого, однако, не имеет. А потому все, что он говорит, — неправда, нет в нем искренности и желания делать добро (стих 4). Напротив, желание творить зло настолько владеет им, что он и ночью, на ложе своем, обдумывает недобрые планы (стих 5).
Б. Восторженные мысли о Творце (35:6−10)
Пс 35:6−7. Живя в окружении нечестивых людей, Давид черпает утешение в сознании, что безгранична (до небес… до облаков) милость Господня. Правду Его и суды (а не судьбы, как в русском тексте), в значении «справедливости», которыми Он руководится, управляя миром и населяющими его людьми и животными, псалмопевец уподобляет, в громадности их, горам и «бездне великой».
Пс 35:8−10. Псалмопевец прославляет милость Божию, которая «распростерта» над «сынами человеческими», подобно гигантским крыльям, под защитой которых они пребывают (стих 8 сравните с Пс 16:8; 56:2; 60:5; 62:8 и 90:4).
В стихе 9 возникают образы дома Господнего (скинии, храма) и даже Эдема (словом сладостей переведено еврейское Едем) как источников всяческого насыщения людей и заботы о них Творца. Видят здесь и образы природы, в которой Господь предусмотрел все необходимое для человека.
Бог — источник жизни (стих 10): свет понимания всего сущего и радости бытия возможны для людей потому, что Сам Создатель есть свет.
В. Мольба о сохранении от зла (35:11−13)
Пс 35:11−13. Хотя стих 12 может быть (в сочетании с предыдущим стихом) воспринят как молитва о защите от гордых и грешных людей, первая фраза его скорее звучит, как просьба Давида сохранить его от растлевающего влияния гордыни. В стихе 13 звучит (в форме прошедшего времени) убежденность псалмопевца в том, что участь «делающих беззаконие» — быть низринутыми (поверженными).