Псалтирь 36 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида1
Не огорчайся, глядя на благополучие злодеев,
и преступникам не завидуй.
2 Как трава, они скоро засохнут,
как зелень на поле, увянут.
3 Положись на ГОСПОДА и делай добро,
живи на земле и храни верность2 Богу.
4 ГОСПОДЬ пусть будет радостью твоей
и даст Он тебе, что сердце твое пожелает.
5 Предай ГОСПОДУ путь твой,
доверься Ему, и Он действовать будет:
6 праведность твою Он сделает явной, как день ясный,3
справедливость — очевидной, как солнце в полдень.
7 Спокоен будь в ГОСПОДЕ, возложив на Него надежды свои.
Пусть не беспокоит тебя то, что строящий козни ближним
удачлив в делах своих.4
8 Перестань гневаться, ярость свою оставь,
не раздражайся — это лишь к злу ведет.
9 Ибо делающие зло истребятся,
а уповающие на ГОСПОДА наследуют землю.
10 Еще немного — и не станет нечестивца,
посмотришь туда, где он был, — там его нет.
11 А землю наследуют кроткие
и во всей полноте благополучием насладятся.
12 Нечестивец злое против праведника замышляет,
скрежещет на него зубами.
13 Но Господь смеется над нечестивцем:
видит Он, что приходит для того день расплаты.
14 Злодеи обнажили мечи свои, натянули луки свои,
чтобы сразить угнетенного и бедного
и убить непорочно живущего.
15 Мечи их в их же сердца и вонзятся,
луки их сломаются.
16 То малое, что есть у праведника,
лучше, чем изобилие многих нечестивцев.
17 Ибо сломлена будет сила нечестивых,
а праведных ГОСПОДЬ поддержит.
18 ГОСПОДЬ каждый день заботится5 о непорочных,
наследие их вечно.
19 Не останутся они в стыде в трудное время,
в дни голода насыщены будут.
20 А нечестивые погибнут,
и с врагами ГОСПОДА случится то же,
что с великолепием пастбищ, в зной исчезающим:
как дым исчезнут они.
21 Нечестивый берет взаймы, но долг не возвращает,
праведник же щедро дает.
22 Ибо Богом благословенные землю наследуют,
а проклятые Им — истребятся.
23 ГОСПОДЬ радуется пути человека праведного
и укрепляет его шаги;
24 хотя и упасть тот может — не разобьется:
за руку поддержит его ГОСПОДЬ.
25 Был я молод и состарился,
но не видел праведника, Богом покинутого,
и потомков его, просящих хлеба.
26 Всегда он щедр, взаймы дает,
потомки его — благословение для окружающих. 6
27 Уклоняйся от зла и делай добро —
всегда будешь жить в мире.
28 Ибо любит ГОСПОДЬ справедливость
и верных слуг Своих не покинет —
они защищены навеки,
а потомки нечестивых истребятся.
29 Праведники наследуют землю
и вечно будут жить на ней.
30 Уста праведника мудрость изрекают,
язык его верное говорит.
31 Закон его Бога в сердце его,
и шаги его тверды.
32 Нечестивый подстерегает праведника
и жаждет убить его.
33 Но ГОСПОДЬ не отдаст праведника в руки нечестивого
и не даст обвинить его на суде.
34 Надейся на ГОСПОДА, держись пути Его,
Он возвысит тебя, дабы ты наследовал землю,
а нечестивые на глазах у тебя уничтожены будут.
35 Видел я нечестивца, над ближними насилие чинившего,
возвышающегося, как раскидистое дерево на почве родной.
36 А вот когда опять я7 мимо проходил, — его уже не стало;
как ни искал, найти его не смог.
37 Но посмотри на непорочного, вглядись в человека честного:
есть будущее у человека мирного.
38 Отпавшие же от Бога все до одного уничтожены будут,
лишены будущего нечестивцы.
39 Спаситель праведных — ГОСПОДЬ,
Он их прибежище в день бедствия.
40 Поможет им ГОСПОДЬ и избавит их,
избавит их от нечестивых
и спасет их — они нашли в Нем прибежище.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется «вытекающим» из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте «не ревновать») по поводу «процветания злодеев», и тем более — не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс 36 (написан в форме акростиха, как и Пс 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1−8)

Пс 36:1−8. Как уже говорилось, русское «не ревнуй» в стихе 1 правильнее прочитать как «не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)» из-за того, что «злодеи» благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7−8, а также с Притч 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3−4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его — подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 — повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов «лукавого человека». Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, — допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9−22)

Пс 36:9−11. «Делающим зло», которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль — о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) — была повторена Иисусом Христом (Мф 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу — в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Мф 5:1−12.

Пс 36:12−22. Утверждения, содержащиеся в стихах 9−11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12−22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12−13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14−15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, — потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16−17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18−20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли «благословенными» Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23−31)

Пс 36:23−31. Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23−24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25−26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под «жизнью во век» в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс 36 мысли о «наследовании земли праведными» сказанное в стихе 27−28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли — в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 — снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30−31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32−40)

Пс 36:32−38. Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35−36 — образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир.

Пс 36:39−40. От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Этот псалом в оригинале написан в форме алфавитного акростиха; см. примеч. к 9:1.
3  [2] — Многозначность слов этой фразы в оригинале дает основание для многих интерпретаций и переводов.
6  [3] — Букв.: праведность твоя взойдет, как свет.
7  [4] — Букв.: не раздражайся на того, чьи пути удачны, на человека, который вынашивает планы злые.
18  [5] — Букв.: знает дни.
26  [6] — Или: и потомки его благословенны.
36  [7] — Перевод по LXX, масоретский текст: он.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.