Псалтирь 37 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
Напоминание
2 ГОСПОДИ, не во гневе Твоем обличай меня
и не в ярости Твоей с меня взыскивай.
3 Вонзились в меня стрелы Твои,
и рука Твоя гнетет меня.
4 Нет здорового места на теле моем:
негодуешь Ты на меня;
нет здоровья в костях моих
из-за грехов, мной совершённых.
5 Ибо беззаконий у меня выше головы,
как бремя тяжкое, они невыносимы.
6 Смердят и гноятся раны мои
из-за безумия моего.
7 Согбен я, поник совсем,
с утра до вечера хожу в печали.
8 Горю я весь, словно в огне,
здорового места нет на теле моем.
9 Изнемог я и разбит совершенно,
кричу, стенает сердце мое.
10 Господи, ведомы Тебе томления души моей,
и воздыхания мои не сокрыты от Тебя.
11 Тяжко бьется сердце в груди моей, силы покинули меня,
даже света в очах моих нет.
12 Друзья мои и товарищи сторонятся меня из-за ран моих,
и родные мои поодаль держатся.
13 Посягающие на жизнь мою расставляют мне сети,
те, кто причинить мне зло желает,
о погибели моей говорят
и злое непрестанно замышляют.
14 А я, как глухой, не слышу
и, как немой, не открываю уст своих.
15 Стал я как человек, который ничего не слышит
и возразить не может.
16 Ибо я с томлением жду Тебя, ГОСПОДИ,
ответа Твоего жду, Владыка, Бог мой!
17 Я молился об избавлении,
ведь иначе они злорадствовать будут,
и, случись мне споткнуться,
восторжествуют они надо мной.
18 Ведь я вот-вот и упаду,
страдаю непрестанно;1
19 но не скрываю вины своей
и о грехе своем сокрушаюсь.
20 А те, кто без всякого повода2 враждует со мной, сильны;
и много тех, кому без причины я стал ненавистен.
21 Они платят мне злом за добро,
поносят меня за то, что пытался я делать добро им.
22 Не оставляй же меня, ГОСПОДИ,
Боже мой, не стой вдали!
23 Поспеши на помощь мне,
Господи, спасение мое!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 37

Этот псалом — песнь печали. В надписи, соответствующей стих 1, помимо указания на автора, читаем: В воспоминание. При более полном переводе с еврейского это звучало бы как «В воспоминание о субботе». Некоторые богословы читают эту надпись как «В воспоминание о покое (субботнем)»; исходя из содержания псалма, фраза может быть понята как лаконичное указание на молитву страждущего к Богу о ниспослании покоя.

Свое мучительное физическое состояние и гонения на него со стороны его врагов псалмопевец сознает как наказание, ниспосланное ему свыше за совершенный им грех. Искренне каясь в нем перед Господом, он умоляет Его о сострадании и избавлении.

А. О наказании Господнем (37:2−13)

Пс 37:2−3. Давид молит Господа не обличать его столь «яростно» и, наказывая его, умерить Свой гнев, ибо терзающая его боль, подобная боли от вонзившихся в тело стрел, — нестерпима.

Пс 37:4−9. Образ «руки Божией, тяготеющей над ним» (стих 3), получает развитие в стихе 4: это гнев Божий, поразивший Давида какой-то столь тяжкой болезнью, что нет места в плоти его, которое не болело бы, и даже в кости его проникла эта боль. Он сознает, что грехи его — велики, и в нынешнем своем состоянии ощущает их как тяжелое физическое и нравственное бремя, которое ему приходится нести. В стихах 6−9 — подробности о «страданиях тела», сопряженных с моральными страданиями, как от сознания своей вины, так и от потери уважения со стороны окружающих (следующие стихи): Я… кричу от терзания сердца моего (стих 9).

Пс 37:10−13. В стихе 10 — выражение страстного упования страдальца на Господа, пред Которым открыты все желания его и Который слышит все его стоны и вздохи (воздыхание его). Свет очей Давида оставил его (стих 11); фраза может быть понята как буквально (от болезни ослабло зрение царя), так и в переносном смысле — все, что было благого в жизни Давида: сила, здоровье, преданность друзей и ближних, а главное — милость Божия, сопутствовавшая ему, — всего этого больше нет у него. В этой связи высказывают мысль, что таинственная болезнь, изнурившая Давида, оттолкнула от него даже его близких, которые увидели в ней знак Божией кары. Враги же царя, «искавшие души его», восприняли ее как «свидетельство» собственной правоты и усилили козни против него (стих 13).

Б. Упование страдальца (37:14−23)

Мотив покаяния и надежды на то, что, в конце концов, Господь услышит Давида и сжалится над ним, звучит во второй части псалма с особой силой.

Пс 37:14−19. Видя, как сети клеветы и заговора все более стягиваются вокруг него, Давид реагирует на это, как глухой… и немой, вероятно, потому, что и в этом видит часть Божиего наказания. В сложившейся ситуации он целиком уповает на Господа, а в устах своих ответа… не имеет (стихи 14−15). Он лишь надеется, что Господь не даст его врагам, которые стремятся показать, что они выше его — теперь, когда «нога его поколебалась», восторжествовать над ним, хотя он и близок к падению (стихи 16−18). Ибо он всем сердцем сознает грех свой и сокрушается о беззаконии своем (стих 19). Полагают, что более всего преследовало Давида «сокрушение» о его грехе с Вирсавией, о гибели Урии, и что Пс 37 был, следовательно, написан в дни заговора, который готовил против отца Авессалом.

Пс 37:20−23. Жалоба на врагов, которые живут и укрепляются, и воздают ему злом за добро (для государства в целом, как и для многих своих подданных в отдельности, Давид действительно был добрым царем). Не оставь же меня, Господи, молит он в завершение псалма, но поспеши на помощь мне… Спаситель мой.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
18  [1] — Букв.: боль моя всегда пред глазами.
20  [2] — Перевод по кумранскому тексту; масоретский текст: мои живые враги.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.