Псалтирь 38 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора Едутуну1
Псалом Давида
2 Решил я: буду следить за тем, куда свои стопы направить,
и за тем, чтоб не грешить мне языком своим.
Уста свои обуздывать буду,
пока вижу хотя бы одного нечестивца рядом с собой.
3 Так оставался я нем и безгласен,
молчал даже о добром.2
Но скорбь моя всё росла и росла,
4 горело сердце мое в груди.
Когда погружался я в мысли свои,
огонь еще сильнее разгорался.
И тогда дал я волю языку своему:
5 «Господи, помоги мне уразуметь участь мою
и смысл отсчитанных мне дней!3
Скоротечность жизни моей помоги понять и принять!
6 Вот Ты дал мне дней жизни всего в одну или две ширины ладони,
и век мой — ничто пред Тобою.
Жизнь человека, как бы твердо он ни стоял, —
лишь дуновение4 ветра.
7 Ходит человек, нося в себе лишь некое подобие жизни,
совершенно напрасно шум поднимает;
что-то копит, не зная для кого.5
8 И ныне, Господи, чего же я жду?
На Тебя вся надежда моя!
9 Избавь меня от власти греха надо мною,6
не дай мне оказаться посмешищем глупцов.
10 Я стал нем, не открываю уст своих,
понимая, что это Ты страдания мне послал.
11 Возьми от меня беды эти,7
от ударов руки Твоей гибну я.
12 Когда Ты осуждаешь преступления человека
и, наказывая за грех, исправляешь его,
то всё, что дорого ему,
разрушается Тобой, как от моли одежда.
Всякий человек — лишь ветра дуновение!
13 Услышь, ГОСПОДИ, молитву мою и внемли воплю моему,
не отвернись в молчании от слез моих,
ибо странник я у Тебя,
пришелец я здесь, как все предки мои.
14 Отведи от меня взор Свой укоряющий,
чтобы мог я возрадоваться,
прежде чем уйду и не станет меня».

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. «Надпись» соответствует стих 1. Тема псалма — быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

По своему содержанию и выраженным в нем мыслям Пс 38 является продолжением Псалма 37 — только тема врагов, преследующих Давида, звучит в нем не так явно. Очевидно, мучительная болезнь, столь подробно описанная Давидом в Пс 37, привела его к мыслям о «суетности» человеческой жизни, о скорой кончине.

А. Дни человеческие, как «пяди» (38:2−7)

Пс 38:2−4. Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить «на путях своих» и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его — оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, — лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих («огонь возгорался» б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс 38:5−7. Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс 89:10, 12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди («пядь» — старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6−7 — мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11 с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда — на Господа (38:8−14)

Пс 38:8. Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс 38:9−12. Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 — образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 — снова мольба об избавлении от «ударов Божиих» — ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под «обличениями» понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет «обличать» человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс 38:13−14. Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и «всех отцов своих», — страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении «очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни»). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов 7:19, 21; 9:34; 10:20−21).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Ср. 1Пар 16:41,42; 1Пар 25:1,3.
3  [2] — Одно из возможных значений трудного масоретского текста.
5  [3] — Букв.: и какова мера моих дней.
6  [4] — Или: пустое / тщетное; то же в ст. 12.
7  [5] — Букв.: и не знает, кто соберет.
9  [6] — Букв.: от всех преступлений моих.
11  [7] — Букв.: удары Твои.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.