Псалтирь 40 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 Блажен тот, кто о слабом и бедном помнит, —
в день бедствия спасет его ГОСПОДЬ,
3 защитит его ГОСПОДЬ, сохранит жизнь ему;
счастливым будут звать его на земле.
Бога просить будут: «Не отдавай его на произвол врагам».
4 ГОСПОДЬ и на одре болезни его поддержит.
Боже, Ты и постель его всю сделаешь для него мягкой.1
5 А что до меня, я говорю: «Сжалься надо мной, ГОСПОДИ,
исцели меня, ибо против Тебя согрешил я».
6 Со злобой враги мои рассуждают обо мне:
«Когда он умрет, когда о нем вспоминать перестанут?»
7 Если и приходит кто меня навестить — говорит пустое;
такие всё худое слагают в уме2 своем
и, выйдя от меня, о том рассказывают повсюду.
8 Все ненавидящие меня друг с другом перешептываются обо мне
и, приписывая мне наихудшее, говорят:
9 «Дела его плохи:3
он слег и больше ему не встать».
10 Даже друг мой, которому я доверял,
тот, что ел хлеб мой, — восстал на меня.4
11 Сжалься надо мной, ГОСПОДИ,
дай подняться мне, чтобы смог я воздать им.
12 И тогда узнаю, что я угоден Тебе,
что не восторжествуют надо мной враги мои.
13 А меня Ты хранишь в чистоте моей
и даешь мне вовек пред Тобой5 пребывать.
* * *
14 Слава ГОСПОДУ, Богу Израиля, во веки веков!
Аминь, да! Аминь!6

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 40

В первой своей части Пс 40 является поучением народу о необходимости сострадания к бедным и бедствующим. Господь вознаграждает тех, кто его имеют (стихи 2−4). Размышляя о таковых, Давид далее, в молитве своей, обращается к горьким мыслям о предателях и лицемерах, чуждых сострадания и жаждущих скорой гибели «бедного», — «бедным» является он сам, измученный долгой своей болезнью Царь выражает надежду, что Бог не оставит предателей без «воздаяния» (стих 11).

Предваряющая псалом надпись соответствует стиху 1.

А. Блаженны способные к состраданию (40:2−4)

Пс 40:2−4. Счастлив тот, в чьих мыслях есть место бедному, кто сочувствует ему и помогает. Если день бедствия наступит и для него, то ему на помощь придет Сам Господь, ибо ценна в глазах Его способность к состраданию. Псалмопевец говорит, что доброго и чуткого человека Бог спасет от гибели и от козней врагов его и даст ему счастливо прожить на земле. И на одре болезни Он не оставит его Но самое ложе страдания его обратится в «ложе выздоровления» (так надо понимать 2-ю фразу в стихе 4).

Б. Молитва псалмопевца (40:5−14)

Пс 40:5−10. Снова и снова каясь в грехе своем, Давид молит Бога об исцелении. Слова душу мою в стихе 5, возможно, подчеркивают, что не менее чем в физическом исцелении Давид нуждался в облегчении своего душевного состояния, так как страдал от сознания своей греховности. Он жалуется на безжалостность своих врагов, ожидающих его смерти (стих 6), и на лицемерие навещающих его, которые верят клеветам о нем и сами распространяют их (стих 7).

Словом «велиал» (стих 9), или «велиар», обозначались зло, смерть; апостол Павел называет им диавола (2Кор 6:15). В болезни Давида враги его видели знак того, что Бог покарал царя, отдав его во власть велиара.

Человек мирный в стихе 10 — это Ахитофел, один из сановников Давида, которого он особенно к себе приблизил; Ахитофел предал царя, встав на сторону мятежника Авессалома, и когда тот потерпел поражение, повесился (2Цар 16:20 — 17:3, 23). Слова Давида в стихе 10 были впоследствии повторены Иисусом Христом применительно к Иуде (Ин 13:18).

Пс 40:11−12. Давид молит Господа поставить его на ноги, чтобы он мог «воздать» врагам своим. Для него это будет знаком благоволения Его, если не даст ненавидящим Давида восторжествовать над ним.

Пс 40:13−14. Он выражает надежду, что Бог сохранит его от гибели и даст ему всегда, неизменно, служить Ему, вечно пребывая пред лицом Его. (Некоторые богословы понимают на веки в стихе 13 буквально, видя здесь упование Давида на то, что и в вечности он будет находиться вблизи Господа.)

Завершается псалом славословием в стихе 14. Им же оканчивается первый значительный раздел Псалтири (Книга 1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: и всю постель его Ты сменишь / преобразишь. Это может быть понято и как указание на полное исцеление.
7  [2] — Букв.: в сердце; см. примеч. к 7:10.
9  [3] — Букв.: слово / дело от Велиала излилось на него. См. примеч. «а» к 2Кор 6:15.
10  [4] — Букв.: поднял на меня пяту.
13  [5] — Букв.: пред лицом Твоим.
14  [6] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Первая книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.