Псалтирь 44 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Лилии»
Стих1 сыновей Корея
Свадебная песнь
2 Весть благая волнует сердце мое.
Воспою я в честь царя песнь, мною сложенную;
язык мой — перо писца искусного.
3 Ты прекраснее любого человека,
уста твои благодатью умащены —
так благословил тебя Бог навсегда.
4 Препояшься же мечом своим, о могущественный,
яви славу и величие свое.
5 В величии своем выезжай на колеснице,
силен будь ради истины, смирения и праведности ради.
Рука твоя сильная2 да явит врагам
и тебе самому дела, трепет вызывающие.
6 Стрелы твои заострены —
пред тобой народы повергаются ниц:
разят стрелы эти врагов царя в самое сердце.
7 Боже, престол Твой — во веки веков,
скипетр Царства Твоего — скипетр справедливости.
8 Ты возлюбил праведность, возненавидел беззаконие,
вот почему Бог твой помазал Тебя, Боже,3
елеем радости, как никого из тех, кто с Тобою.4
9 Благоухают все одежды твои смирной, алоэ и кассией.
Из дворцов, слоновой костью украшенных,
звуки струн тебя увеселяют.
10 Дочери царские среди женщин почетных двора твоего,
невеста царская в золоте офирском стоит по правую руку твою.
11 Слушай, дочь, смотри и внимай,
забудь народ свой и дом отца твоего,
12 тогда возжелает царь красоту твою,
а ты склонись перед ним, он — господин твой.
13 И дочь Тира свой дар тебе принесет,
и богатейшие из людей расположения твоего искать будут.
14 Прекрасна дочь царя в покоях своих,5
вся одежда ее золотом расшита.
15 В одеждах многоцветных приведут ее к царю,
и девицы, подруги, ее сопровождающие,
к тебе приведены будут.
16 Введут их с радостью и ликованием,
войдут они во дворец царский.
17 Сыновья твои — цари будущие — займут места твоих предков,
правителями поставишь ты их по всей земле.
18 Во всех поколениях имя твое известным сделаю,
и народы будут славить тебя во веки веков.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 44

Надпись (стих 1) свидетельствует, что этот псалом был написан сынами Кореевыми. Слово Учение следует, видимо, понимать в значении «размышления», т. е. для автора он был псалмом — размышлением на тему, излагаемую в нем. Шошан представлял собой музыкальный инструмент в форме лилии. В надписи же сказано, что это Песнь любви (по другим переводам — «Свадебная песнь»).

Псалом 44 исполнялся на свадебном пиру могучего царя. Он начинается с восторженных похвал в адрес царственного жениха, предстающего во всем блеске величия его и праведности. Следуют наставления и советы невесте, которой предстоит войти в чертоги царя. Завершается псалом предсказанием: имя царя сохранится в памяти будущих поколений по всей земле.

А. Восхваление царственного жениха (44:2−10)

Пс 44:2. Псалмопевец говорит, что слово благое (восторженное прославление царя, чьи достоинства — несравненны) изливается от полноты его сердца. И он хотел бы, чтобы то, что сходит с языка его, было бы не менее впечатляющим чем письмена искусного скорописца.

Пс 44:3. Этот и последующие стихи более всего отражают достоинства царя Соломона в первую пору его царствования: в распоряжении Соломона было многочисленное хорошо вооруженное войско, но славу себе он стяжал не как завоеватель, а как мудрый правитель и политик, ценивший мир превыше войны, и отличавшийся личной праведностью и кротостью. Он жил в роскоши, он пользовался известностью далеко за пределами своего государства… В стихе 3 псалмопевец воспевает царя, который прекраснее всех сынов человеческих; уста царя изрекают мудрые слова (благодать). По этой причине он удостоен особого благословения Божиего.

Пс 44:4−6. Препояшь мечем… воссядь на колесницу — «приглашение» псалмопевца может быть понято в буквальном, но и в переносном смысле, ибо он призывает царя, «сильного славою… и красотою», явить миру истину, кротость, правду (праведность) и многие дивные дела. Остры и стрелы Твои, напоминает, однако, псалмопевец, и они войдут в сердце врагов Царя.

Пс 44:7−8. Царь, воспеваемый псалмопевцем, был праведным правителем. И все-таки обращение его к этому царю как к Богу (евр. елохим) звучит неожиданно. Вспомним, однако, что в дни Моисея елохим называли судей — в значении представителей Бога на земле (Исх 21:6; сравните Пс 81:1). И этот царь представляет, в глазах псалмопевца, Бога и Его царство на земле, потому и провозглашает он, что Престол царя установлен навечно, и скипетр (жезл) его будет скипетром правоты.

Он возлюбил правду, и возненавидел беззаконие (снова обращение к царю как к Богу), и потому помазал Его Бог… елеем радости (здесь, по-видимому, в значении «благословил его радостью») более соучастников Его. Применительно к конкретному царю, воспеваемому тут, под «соучастниками» Его могли пониматься другие претенденты на престол, которым Бог предпочел его. Однако стихи 6−7, несомненно, относятся не только к царю, вступающему в брак; речь в них идет об обещании вечного трона дому Давидову (2Цар 7:16), каковое исполнится в Иисусе Христе, когда Он возвратится на землю, чтобы царствовать вечно.

Автор Послания к евреям цитирует эти стихи (Евр 1:8−9), говоря о возвышении и господстве Христа. Понимает ли псалмопевец под словом елохим Бога или Его представителя в лице человека, писавший к евреям воспользовался этими стихами, чтобы подчеркнуть разницу, существующую между Сыном Божиим и ангелами (комментарии на Евр 1:5, 7, 8−9).

Пс 44:9−10. Перечислены благовония, которыми умащены одежды царственного жениха; свадебное веселье происходит в роскошных чертогах из… слоновой кости. Среди почетных гостей свадебного пира — дочери царей (очевидно, правителей соседних стран). Среди них выделяется невеста-царица, стоящая в знак своего особо почетного отныне положения по правую руку (одесную) царя. Она в Офирском золоте (ее одежда обильно заткана золотыми нитями; Офир, находившийся, как полагают, в западной Аравии, был главным источником золотодобычи в те времена).

Б. Совет, обращенный к невесте царя (44:11−16)

Пс 44:11−13. Псалмопевец просит теперь особого внимания царской невесты: слушай, смотри, и приклони ухо твое. Он советует ей забыть свой народ… и дом ее отца, из чего следует, что царь сочетался браком с дочерью какого-то языческого царя. (Скорее всего, подразумевается дочь египетского фараона, ставшая женой царя Соломона.) Смысл совета псалмопевца в том, что отныне ее народом должен стать Израиль.

И царь, который теперь Господин ее (поклонись Ему), вознаградит ее своей горячей любовью (возжелает… красоты ее). Но и другие благословения придут на нее: она будет пользоваться почетом и уважением у богатейших людей израильского народа (они будут умолять лице ее — преклоняться перед лицом ее); ублажать ее явятся с дарами и представители других народов: их символизирует дочь Тира, одного из главных городов Финикии.

Пс 44:14−16. Да, невеста Царя прекрасна в своей одежде, шитой золотом и богато разукрашенной (испещренной), но внутренняя (духовнаяе красота несравненно превосходит внешнюю (Вся слава ее внутри; стих 14). С веселием и ликованием ведут ее в чертог Царя, и девы, подруги ее, следуют за нею.

В. Благословение брака (44:17−18)

Пс 44:17−18. Псалмопевец возвещает, что брак этот будет благословенным: сыновья от него станут князьями по всей земле; имя Царя не будет забыто в последующих поколениях, и народы будут славить Его во веки и веки.

Если, как полагают, поводом к написанию этого псалма послужило бракосочетание Соломона и египетской царевны, то, очевидно, что искать полной исторической аналогии здесь не приходится; более того, Пс 44 далеко выходит за рамки действительных исторических событий того времени. Ибо только в первую пору своего царствования был Соломон угоден Богу, а при преемниках его царство его распалось… Воспеваемое псалмопевцем царство полного мира и совершенной праведности ни одному из людей установить не под силу.

Сделать это может только Бог, Который «проступает» здесь в чертах и образе Царя. Едва ли можно сомневаться в том, что пророческие слова и видения этого псалма «слышал и видел» евангелист Иоанн, когда писал ту часть книги Откровения, которая соответствует стихам 6−21 в девятнадцатой главе ее. Ему виделось бракосочетание Агнца, Христа, в небесных чертогах; перед духовным взором его была невеста Агнца, которая, готовясь к встрече с Женихом, облачилась в одежды праведности (Откр 19:6−8).

Начиная со стиха 11 (стихи 11−21), евангелист описывает царственного Жениха, выходящего на битву за утверждение праведности во вселенной. Итак — более чем конкретного земного царя — Пс 44 воспевает Иисуса Христа, великого Царя из дома Давидова. Несомненно, таким образом, что перед нами один из мессианских, преобразовательных, псалмов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
5  [2] — Букв.: правая.
8  [3] — Друг. возм. пер.: вот потому Бог, Бог твой, помазал тебя.
8  [4] — Букв.: елеем радости перед друзьями твоими.
14  [5] — Букв.: внутри.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.