Псалтирь 49 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Асафа
Бог, ГОСПОДЬ Бог1 возгласил и призвал весь мир —
от восхода солнца до его заката —
перед судом Его, судом Божьим, отвечать.
2 С Сиона, совершенного в своей красе,
Бог свет Свой источает.
3 Грядет наш Бог и не в безмолвии грядет:
огонь пред Ним бежит пылающий,
бушует буря вкруг Него.
4 И высь небесную, и землю в свидетели Он призывает,
дабы судить Ему народ Свой. Он говорит при этом:
5 «Всех верных слуг Моих ко Мне ведите,
кто по Завету Моему
со Мной при жертвоприношеньях в договор вошел».
6 А небеса тем временем о спасительной праведности Его возвещают,
ибо Судья, что суд вершит, — Сам Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я говорю,
слушай, Израиль, о тебе Мое свидетельство.
Я — Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы тебя укоряю:
всесожжения твои всегда предо Мной.
9 Мне не нужно брать теленка из дома твоего
иль козлов из загонов твоих,
10 ведь все звери в лесу — Мои,
как и скот на тысяче гор — Мой.
11 Я знаю всех птиц на горах,
и всё, чем поле кишит, известно Мне.
12 Если бы проголодался Я, не стал бы о том говорить тебе,
ибо весь мир и всё, что наполняет его, — Мое.
13 Разве Я ем мясо быков
или пью кровь козлов?
14 Принеси Богу жертву благодарности от всего сердца,
исполни обеты, что Всевышнему ты дал;
15 и если призовешь Меня в день бедствия —
спасу тебя, и сможешь ты почтить Меня».
16 А человеку нечестивому Бог говорит:
«Как смеешь ты ссылаться на Мои установления
и произносить своими устами слова Завета Моего?
17 Ты ж ненавидишь наставленья
и слова Мои, словно мусор, подальше от себя бросаешь;
18 завидев вора, тот же час сходишься с ним,
с прелюбодеями охотно ты общаешься.
19 Из уст твоих злоречье льется непрестанно,
язык твой ложь сплетает;
20 всегда готов ты брата своего оговорить,
наклеветать на сына матери твоей.
21 Всё это делал ты, а Я до времени молчал.
И ты подумал, что Я такой же, как и ты.
Но Я изобличу тебя и обвиненье выскажу тебе в глаза.
22 Подумайте об этом хорошо, все вы, о Боге позабывшие,
чтоб не пришлось Мне вас уничтожать,
тогда уже никто вам не поможет.
23 А тот, кто жертву благодарности приносит,
Меня тот чтит и путь к тому готовит,
чтобы Я мог спасенье Божие ему явить».

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 49

Перед нами нравоучительный псалом, написанный Асафом, одним из ведущих музыкантов-левитов в дни царя Давида (1Пар 16:4−5); Асаф известен как автор целого ряда псалмов, в частности, псалмов 72−82. Двумя темами этого песнопения являются богопоклонение человека и его отношение к ближнему в свете Десяти заповедей.

Асаф рисует сцену суда в небесах, суда, в процессе которого Господь станет «испытывать» сердца Своего народа и строго разбирать дела его. В двух главных грехах обвинит Бог народ, провозглашает Асаф: в формальном, не от сердца идущем, поклонении Ему и в лицемерном поведении друг по отношению к другу. Что касается первого греха, то народу, если он хочет угодить Своему Богу, следует приносить Ему жертвы благодарения от сердца послушного и уповающего на Него.

А. Явление Господа — Судии (49:1−6)

Пс 49:1−3. Вот картина, нарисованная Асафом. Бог всех богов (подразумеваются языческие боги, которым поклонялись народы, окружавшие Израиль, да нередко и он сам; здесь таким образом утверждается высшая власть Иеговы над вселенной), Который есть Господь, призывает всю землю — от востока (от восхода солнца) до запада — во свидетели Своего суда над Израилем.

Небесный Судия является… с Сиона, обладающего несравненной красотой (стих 2; сравните Пс 47:3), т. е. оттуда, где возведено жилище Его. Знаки силы Его — огонь поедающий, и… сильная буря — сопутствуют Ему.

Пс 49:4−6. стих 4 следует понимать в том смысле, что небо и земля (т. е. все, что обитает во вселенной) призываются быть свидетелями Божиего суда (другими словами, в нем повторяется мысль, выраженная в стихе 1). Ответчиками же на этом суде станут «святые Его», т. е. народ, отделенный Господом для Себя и вступивший с Ним в завет, подтвержденный жертвоприношением на Синае (стих 5).

Перед началом суда праведность (в русском тексте — правду) Высшего Судии, Который есть Бог, провозгласят… небеса (стих 6). Два обвинения от имени Господа изложены затем Асафом (стихи 7−15 и 16−23).

Б. Обвинение в формальном богопоклонении (49:7−15)

Пс 49:7−13. Не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений осуждает евреев их Бог (во фразе всесожжения твои всегда предо Мною, очевидно, подразумевались постоянные ежеутренние и ежевечерние всесожжения), а за бездушный, формальный характер их. Израиль словно бы позабыл, что Господь, Которому принадлежат все звери в лесу и весь скот, пасущийся на горах, не нуждается в тельцах и козлах его; они ведь не нужны Ему для пропитания (стихи 12−13). Ритуал жертвоприношений учрежден Им ради людей, которые отчаянно нуждаются в Боге. (Напомним, что в представлении язычников их боги действительно зависели от их жертвоприношений и без них существовать не могли.)

Пс 49:14−15. Итак, не жертвенные животные сами по себе важны были Богу, а искренность человеческого упования на Него, с которым эти животные Ему приносились. Принеси в жертву Богу хвалу (т. е. чувство благоговения перед Ним), провозглашает псалмопевец от Его имени, и исполни обещания (воздай обеты), которые ты даешь Всевышнему. И вот тогда, если ты призовешь Меня в день скорби, как бы продолжает Господь устами Асафа. Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (под «прославлением» подразумеваются непроизвольные, искренние выражения радости по поводу Господних благодеяний).

В. Обвинение в лицемерии (49:16−23)

Пс 49:16−17. Грешно перед Богом (выдвигает второе обвинение от имени Господа Асаф) проповедовать законы, уставы Его и учить завету Его других (стих 16), отвергая их в то же время в собственном сердце («ненавидя» их) и пренебрегая ими («бросая их за спину», словно нечто ненужное; стих 17); внешнее благочестие и есть в глазах Бога пренебрежение заповедями Его.

Пс 49:18−22. Псалмопевец ссылается на несколько примеров нечестия скрываемого под видом внешнего благочестия: пособничество ворам (сравните Исх 20:15), общение с прелюбодеями (сравните Исх 20:14), склонность к клевете (сравните Исх 20:16). Повинных в этом Господь предостерегает, чтобы не принимали долготерпение Божие (стих 21) за Его терпимое отношение к подобным делам. Бог — не человек, и если Он медлит с наказанием, то это не значит, что формальное поклонение — это все, что Ему нужно. Нет, довольствующихся им. Он изобличит, представив пред глаза их грехи их. И избавляющего… не будет, грозно предупреждает Он.

Русскому Я не восхитил в англ. тексте Библии соответствует «Я не уничтожил» (точнее — «не разорвал на части»).

Пс 49:23. В заключение псалмопевец провозглашает, что лишь тому явлено будет спасение Божие, кто, чтя Бога сердцем, наблюдает за путем своим. Сравните с советом Иисуса Христа «поклоняться Богу в духе и истине» (Ин 4:24).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Эль, Элохим, Яхве.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.