Псалтирь 53 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Для исполнения в сопровождении
струнных инструментов
Стих1 Давида
2 (когда пришли зифеи и сказали Саулу:
« Разве ты не знаешь, что Давид скрывается у нас?»)2
3 Боже, силой имени Своего спаси меня,
могуществом Твоим правоту мою защити!
4 Боже, услышь молитву мою,
внемли словам уст моих!
5 Чуждые3 Завету Твоему восстали на меня,
жестокие, о Боге не думающие,4
посягают на жизнь мою.
6 Но Бог грядет мне на помощь,
Господь — вот кто меня поддерживает.
7 Зло врагов моих на их же голову пусть падет,
верность Свою яви, Боже, и уничтожь их.
8 Охотно я жертву Тебе принесу,
прославлю имя Твое, ГОСПОДИ, ибо Ты добр5 ко мне.
9 От всех бед Ты избавил меня,
и я могу с торжеством смотреть на врагов своих.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 53

Пространная вводная надпись к этому псалму соответствует в русском тексте двум первым стихам его. Учение Давида понимается как размышление его над тем, что произошло с ним.

По форме Пс 53 представляет собой доверительную молитву Давида, скрывавшегося от царя Саула в пустыне Зиф и преданного (из желания выслужиться перед царем) местными жителями (зифеями). 1Цар 23:15−20.

А. Именем Твоим спаси меня (53:3−5)

Пс 53:3−5. Первая часть псалма (стихи 3−5) — это горячая молитва об избавлении. Именем Твоим спаси меня. «Имя» олицетворяло в древнееврейском сознании того, кто носил его. Поскольку Саул преследовал Давида необоснованно, движимый подозрительностью и завистью, Давид же не пытался отнять у него престол, но отдать его Давиду было решением Бога, то ради имени Его он и просил Господа о спасении. Вторую часть стих 3 надо понимать как просьбу о явлении силы Божией в защиту Давида.

Зифеи предали Давида лишь из желания расположить к себе Саула, они не задумывались о том, угоден ли их поступок, да и поведение самого Саула по отношению к Давиду, Богу (они не имеют Бога пред собою; стих 5). В коварстве их и безжалостности Давид уподобляет их, обитателей горной Иудеи, — «чужим» (вероятно, подразумевая язычников). Под «сильными», которые ищут души его, он разумел воинов Саула и его самого.

Б. Бог — помощник мой (53:6−9)

Пс 53:6−9. Здесь, во второй части псалма, Давид выражает уверенность в помощи Бога, в том, что Он воздаст его врагам… за зло, которое они чинят ему, Божиему избраннику.

Под истиною Божией в стихе 7 могут пониматься и правота высших целей Господа, которыми Он руководствуется в Своих решениях, в частности, в решении отдать израильский престол Давиду, и Его любовь к правде, справедливости, наконец, верность Его своему избраннику. Ради этой истины истреби преследователей моих, просит Давид.

В стихе 8 — обещание принести Богу в благодарность мирную жертву (Лев 3; 7); принесение такой добровольной жертвы сопутствовало в древнем Израиле выражению славословий и хвалы за избавление от беды. Давид обещает славить имя Господа (т. е. Его Самого), сознавая, что оно — источник добра, блага. Грамматическая форма прошедшего времени в стихе 9 свидетельствует об уверенности Давида в том, что Бог избавит его: в сознании просящего это как бы уже совершилось. Он как бы уже видел (окончание стих 9) отступление своих врагов. Саул со своими воинами и в самом деле вынужден был отойти от мест где скрывался Давид, узнав о вторжении в страну с юга филистимлян (об этом в 1Цар 23:27−28).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
2  [2] — См. 1Цар 23:19−24; 1Цар 26:1.
5  [3] — Друг. чтение: надменные, или: яростные.
5  [4] — Букв.: они не имеют Бога пред собою.
8  [5] — Или: ибо благо оно (имя).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.