Псалтирь 57 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Не погуби»
Молитва1 Давида
2 О вы, сильные2 мира сего, о правде ли печетесь?
Людей справедливо ли судите?3
3 О нет! В сердце вы зло вынашиваете,
а руками своими путь насилию пролагаете на земле.
4 Нечестивые, сойдя с колен матери, сбиваются с пути,
с самого рождения4 своевольны и лживы.
5 Яд у них — яд змеиный,
как у кобры глухой, что уши свои закрыла
6 и не слышит голоса заклинателя,
как бы искусны ни были заклинания его.
7 Боже, сокруши зубы их в самой пасти!
Вырви, ГОСПОДИ, клыки львиные!
8 Да исчезнут они, как вода протекающая;
когда натянут они луки свои,
пусть стрелы их5 будут без наконечников.
9 Пусть пропадут нечестивые, как след от слизняка уползающего,
как выкидыш, солнца не увидевший.
10 Прежде, чем их котлы жар ощутят терновника горящего
пусть живыми они сметены будут, словно бурей яростной.6
11 Увидев возмездие свершившимся, порадуется праведник.
Он вброд пойдет через поток крови нечестивых.7
12 И тогда люди скажут:
«Несомненно, есть награда для праведника,
есть Бог — Он суд и правду вершит на земле!»

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 57

Псалом написан Давидом, который молит Бога не дать нечестивым «судьям» (т. е. власть имущим) преуспеть в их злых деяниях. «Не погуби» в надписи к псалму относится к «праведнику» (стих 11): не дай ему, Боже, стать жертвой «нечестивого». Надпись соответствует стиху 1.

А. Горькие упреки в адрес «судей» (57:2−6)

Пс 57:2−6. Ответы на вопросы, поставленные в стихе 2, содержатся в стихах 3−6. Неправедные судьи, названные тут «сынами человеческими», не только не говорят правду и не судят по справедливости, но и сознательно планируют злые дела в сердце своем, и одну из чаш «на весах правосудия» постоянно отягощают злодеяниями рук своих (сравните со схожими обличениями правителей народа пророком Михеем в его дни; Мих 3:1−3, 9−11; 6:12).

Отступничество «судей» от Бога, добра и справедливости зашло далеко и имеет глубокие корни; об этом образно говорится в стихе 4. Как яд змеи отравляет человека, так «яд» их злых дел отравляет общество. Они не поддаются никаким увещаниям (образ «аспида (змеи), заткнувшего уши» и не подчиняющегося голосу даже самого искусного… заклинателя; стихи 5−6).

Б. Надежда на то, что суд над судьями не замедлит (57:7−10)

Пс 57:7−9. Здесь и в стихе 10 — мольба к Богу, чтобы грозно противостал нечестивцам (которые сравниваются со львами), лишил бы их силы и не дал им вредить праведникам. В стихе 9 — образ улитки, выползшей из раковины; она делается совершенно беспомощной, обреченной на гибель, а уподобятся ей злые судьи. «Видеть солнце» здесь в значении «преуспевать». Да не видят они солнца, как плод, выкинутый женщиной до срока.

Пс 57:10. Этот сложный образ труден для прочтения в еврейском оригинале. Богословы предполагают, однако, что «горящему терну» (или хворосту, который подкладывали под котлы с варившейся в них пищей) здесь уподоблены злые намерения и планы нечестивых судей. По мере осуществления этих планов «котлы прогревались бы» (общество терпело бы все большее зло). И вот псалмопевец молит, чтобы Господь не дал «терну» разгореться, но послал бы вихрь, который развеет «хворост злых намерений» — как уже «обгоревший», так и не тронутый еще огнем.

В. Возрадуется праведник (57:11−12)

Пс 57:11−12. Давид предсказывает радость праведников, видящих отмщение бесчестным судьям. Снова переходит он на язык метафоры. Образ «стоп, омытых в крови нечестивого» — это образ победы, одержанной на войне. Видя эту победу над злом и несправедливостью, утвердится человек в вере своей, что не напрасны дела и молитвы праведника (есть ему плод), возвещает Давид, ибо есть Бог — подлинный Судия на земле!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 15:1.
2  [2] — Друг. чтение: боги.
2  [3] — Друг. возм. пер.: справедливо ли судите, сыны человеческие.
4  [4] — Букв.: от чрева матери.
8  [5] — Букв.: его.
10  [6] — Перевод этого стиха предположителен.
11  [7] — Букв.: свои стопы омоет он в крови нечестивого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.