Псалтирь 67 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
Песнь
2 Да восстанет Бог — и рассеются враги Его,
и побегут от Него все Его ненавидящие.
3 Как дым рассеивается, так Ты рассеешь их;
и, как воск от огня тает,
так гибнут нечестивые в присутствии Бога.1
4 А праведные радоваться будут,
торжествовать перед Богом
и ликовать от радости.
5 Пойте Богу, славьте имя Его,
превозносите Грядущего на облаках,2
ГОСПОДЬ3 — имя Ему, радуйтесь пред Ним!
6 Отец сиротам, судья вдовам —
Бог во святом Жилище Своем.
7 Одиноких Бог не оставляет без дома и друзей,
освобождает узников, чтобы они наслаждались свободой,
когда строптивым приходится жить на землях безводных.
8 Боже! Когда шел Ты впереди народа Своего,
когда по пустыне шествовал,
9 земля тряслась, небо дождем проливалось пред Богом,
Богом, явившим Себя на Синае, Богом Израиля.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже,
на истощенную землю наследия Твоего и Сам оживлял ее —
11 паства Твоя там поселилась;
по щедрости Твоей, Боже, заботился Ты о нуждающихся.
12 Когда ГОСПОДЬ весть о победе провозгласил,
велико было число вестниц, о том сообщавших:
13 [13-14] « Бегут цари и войска их бегут, они бегут!..»
Женщины в домах делили добычу —
слепки голубей, крылья которых серебром покрыты
и оперенье желтизною золота сверкает.
(Как могли некоторые из вас во время битвы
прятаться в овечьих загонах?)
14
15 А когда Всесильный рассеивал царей,
это было подобно снегопаду на Салмоне.4
16 Гора Башанская, гора величественная,5
гора Башанская с вершинами многими!
17 И вы, горы с вершинами многими, что завистливо смотрите
на гору, где Богу обитать угодно,
где ГОСПОДЬ обитать будет вечно?
18 Колесницам Божьим числа нет — их тысячи тысяч,
и Господь среди них
как на Синае, на месте священном.
19 Ты взошел на высоту и пленных взял с Собою,
дары получил от людей,
даже от тех, кто поначалу противился, —
всё сделал Ты, ГОСПОДИ,
дабы на Сионе обитать Тебе, Боже.
20 Да будет благословен Господь!
День за днем несет Он бремя наше, спасая нас.
21 Бог наш — Бог спасающий,
Он — ГОСПОДЬ наш, Господь,
от смерти нас избавляющий.
22 Верно, сокрушит Бог головы врагов Своих,
волосатое темя закосневших в беззакониях.
23 Сказал Господь: «Я возвращу их с Башана,
со дна морского достану их,
24 чтобы в их крови омыл6 ты свои ноги
и псы твои получили долю свою после победы над врагом».
25 Шествия Твои, Боже, во Святилище,
шествия Бога моего, Царя моего, — у всех на виду.
26 Впереди идут поющие,
позади — играющие на струнных инструментах
и с ними девы с тимпанами.
27 «Прославляйте Бога в собрании великом,
ГОСПОДА прославляйте, потомки Израиля!»7
28 Вениамин, младший из братьев, у них во главе,
и князья Иуды в их шумной толпе,
здесь и князья Завулона, и князья Неффалима.
29 Боже, воспользуйся могуществом Своим,
яви силу Свою, Боже, как делал Ты это прежде!
30 Ради8 Храма Твоего в Иерусалиме
цари должны прийти к Тебе, неся дары свои.
31 Возбрани зверю, что в тростнике залег,
этому стаду быков среди людей с повадками телят,
пока они сами не покорятся и дань не принесут серебром;
рассей народы, войны жаждущие!
32 И придут посланцы9 из Египта,
и Куш возденет руки свои к Богу.
33 Царства земные, пойте Богу,
Господу хвалу воспевайте,
34 шествующему в небесах, небесах предвечных.
Слушайте! Глас Его раздается, глас громовой.
35 Считайтесь же с силою Бога!
Величествен Он как Царь над Израилем,
и явна сила Его — в облаках!
36 Страх вызываешь Ты, Боже,
во всех святых местах пребывания Твоего.
Он, Бог Израиля, крепость и силу народу дает.
Да будет прославлен Бог!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 67

Вводная надпись соответствует стиху 1. Из нее следует, что автором псалма был царь Давид, а из дальнейших стихов, что он сочинил его как торжественную Песнь по случаю победного восшествия Бога на гору Сион (последнее вытекает из ликующего тона и из содержания псалма; стих 25 и далее). Это праздничное шествие с ковчегом завета могло иметь место по случаю отвоевания Иерусалима Давидом у иевусеев (2Цар 5:6−8) или одержания евреями какой-то другой значительной военной победы.

Некоторые богословы с недоверием относятся к вводной надписи в той ее части, где говорится об авторстве Давида, и склонны связывать Пс 67 с какими-то иными историческими событиями, к примеру, с возвращением евреев из вавилонского изгнания. Но в тексте псалма никаких исторических ссылок не имеется. В то же время обилие в нем метафор, образов, аллегорий, делая его крайне трудным для понимания, позволяет (и в этом тоже трудность для толкователей!) соотнести этот псалом с целым рядом исторических событий.

Несомненно, однако, что написанный, скорее всего Давидом, он в последующие века исполнялся по случаю одержания военных побед. Примечательно, что один из стихов Псалма 67 (стих 19) связывали в новозаветное время с величайшей из побед — с восшествием на небо Иисуса Христа — после нисшествия Его в преисподнюю. Именно в этом смысле был перефразирован упомянутый стих апостолом Павлом (Еф 4:8).

Псалмопевец обозревает историю Израиля — от скитаний евреев в пустыне до завоевания ими Ханаана. Он уделяет подчеркнутое внимание избранию Богом Сиона, в результате чего «цари» бежали и бегут от Израиля, и в распоряжении израильтян оказывается множество пленных и военной добычи. Вдохновляемый мыслями об этом, Давид хвалит и славословит Господа и призывает все «царства земные» (стих 33) последовать его примеру.

А. Благоговение перед Богом побеждающим и хвала Ему (67:2−7)

Пс 67:2−4. Да восстанет Бог! В этой фразе передавалась мысль о шествии Бога впереди сражающегося израильского войска (что символизировалось присутствием на поле битвы ковчега, на крышке которого пребывал невидимый Бог). Давид молится о том, чтобы Бог «восстал» и явил Свою устрашающую силу, — в словах очень близких тем, которые каждый раз произносил Моисей, когда израильтяне (во время их пребывания в пустыне) выступали в путь (сравните стих 2 с Чис 10:35). Псалмопевец просит, чтобы всемогущий Бог рассеял врагов Израиля, как дым. Нечестивые да погибнут (образ воска, тающего от огня). А праведники (т. е. народ Божий) да станут торжествовать и радоваться!

Пс 67:5−7. В стихе 5 — поэтическое описание Божией «превознесенности» над землей (сравните Ис 19:1). Образ Бога, шествующего на небесах, можно рассматривать как полемический по отношению к Ваалу, в описании которого его почитатели прибегали к схожим эпитетам.

В стихе 6 Бог представлен как заботливый Отец сирот и попечитель вдов (судия здесь следует понимать именно в таком значении). В стихе 7 — продолжение этой мысли: Бог печется об одиноких узниках. Но некоторые богословы видят тут поэтическую параллель Израилю: это его несчастный народ, страдавший в рабстве, был выведен на свободу и, не имевший ничего («одинокий») введен был Богом в новый его дом (ханаанскую землю); те же в народе, которые Божией воле не покорились, остались (умерли) в процессе сорокалетнего странствования в знойной пустыне.

Б. Воспоминание о победном шествии Бога впереди евреев (67:8−19)

Псалмопевец прослеживает здесь «движение» Господа по пустыне — вплоть до «остановки» Его в Сионе.

Пс 67:8−11. Весь стих 8 — это воспоминание о том, как Бог вел Свой народ через пустыню, «шествуя» впереди него — днем в столбе облачном, а ночью — в столбе огненном. В стихе 9 описана сцена у Синая, когда Бог дал евреям в лице Моисея закон; событию этому, как известно из Библии (Исх 19:16, 18−19; Чис 3:1; Втор 33:2) сопутствовало действие природных стихий; землетрясение и грозы (небеса таяли; очевидно, подразумевается сильнейший дождь; сравните Пс 76:17−19). В стихе 10 речь идет об ином дожде, который Бог проливал в пустыне на наследие Свое (т. е. на евреев; сравните Втор 4:20) — по мере их нужды в дождях. Да и в любой нужде, от которой «изнемогал» Его народ, включая постоянные войны его с врагами, Бог подкреплял евреев (свидетельств чему в Священном Писании — великое множество).

Пс 67:12−15. Стих 12 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что по слову (воле, решению) Господа израильтянам дано было одерживать удивительные победы, слухи о которых быстро распространились по всей Палестине и за ее пределами, ибо не было недостатка в разносивших их: провозвестниц великое множество.

В стихе 13 описание дается в настоящем времени для большей его наглядности: в страхе бегут (бежали) языческие цари от Израиля, а жены победителей (сидящая дома) украшают военной добычей, разделив ее, свои дома (что было обычно для того времени).

Труден для понимания стих 14, и в разных переводах он звучит неодинаково. Согласно русскому тексту речь может идти вот о чем. Обосновавшись в уделах своих, т. е. на земле, данной им Богом, колена израильские уподобились (в условиях мирной, благословляемой свыше жизни) особой породе египетских голубей со «сверкающим» оперением: сверху — белым (как бы серебряным), а снизу — желтоватым («золотистым»); оперение «египетской голубицы» может символизировать тут богатство евреев, обладавших немалым количеством серебра и золота.

Снег на горе Селмон (стих 15; сравните Суд 9:48), радующий глаз своей белизной, может быть образом радостной победы над царями, которых Всемогущий дал евреям одолеть и разогнать («рассеять»).

Пс 67:16−19. В этих стихах говорится об избрании Богом из всех гор горы Сион (то же, что Ермон), чтобы обитать на ней вечно. «Горой высокой» в земле Васанской назван тут Ермонский горный кряж, находящийся на несколько километров севернее древнего Васана.

В стихах 18−19 образ торжественного шествия Бога в город на Сионе — в сопровождении ангельского воинства (небесных воинов — тысячи тысяч и тьмы; последнее означает неопределенное множество); «колесницы» — образ силы. И вот, окруженный ангелами, Господь «восходит» в Иерусалимское святилище.

Вероятно, подразумевается завоевание Иерусалима Давидом (2Цар 5:6−8) или внесение в город этим еврейским царем ковчега завета (2Цар 6). Торжественное событие, которое имеется тут в виду, представлено в образе некоей великой победы, или «восшествия победителя на высоту» с пленниками и получения от них, названных «человеками» (правильнее «от», а не «для», как в русском тексте), военной добычи в пользу сторонников победителя.

На Пс 67:19 ссылается апостол Павел в послании Ефесянам (Еф 4:8 и комментарии на этот стих). Представляется, однако, что у Павла это не столько цитата, сколько «использование» современной ему интерпретации этого места в Таргуме. Вот как оно звучит там: «Ты восшел на небо, о, пророк Моисей! Ты пленил пленных, и ты научил их словам закона; ты дал (а не «принял», как в ветхозаветном тексте) дары людям». (Сразу оговоримся, что в этой интерпретации Моисей рассматривается как представитель Бога.) Внимание Павла оно привлекло потому, по-видимому, что в нем содержится мысль о раздаче Богом даров тем, кто Ему повинуются.

Апостол применил этот образ к Христовой победе над силами зла и ада (перед тем, как «взойти на высоту», Он, напомним, сходил в ад, чтобы освободить («пленить для Себя») находившиеся там, среди прочих умерших, души праведников) и к раздаче Христом духовных даров (Еф 4:11) верующим в Него. Проводя эту аналогию (более, повторим, на основании современного ему толкования этого стиха из Пс 67 нежели точного ветхозаветного текста), апостол Павел хотел подчеркнуть величие духовной победы верующих во Христа.

В. Действие Божией победы (67:20−32)

Пс 67:20−24. Хвала Богу, Который, хоть и возлагает… бремя на Израиль, но и спасает его. Псалмопевец убежден, что Бог, в руках Которого жизнь и смерть, полностью сокрушит Своих врагов, являющихся в то же время врагами Израиля (ибо они, не покоряющиеся Богу Израиля, «закоснели в своих беззакониях»). В стихе 23, возможно, содержатся ссылки на испытания еврейского народа в прошлом: от Васана он был «возвращен» с победою (Чис 21:33−35) и «выведен из глубины морской» при переходе Чермного моря (сравните Ис 51:10). А в стихе 24 — образ военных побед Израиля (сравните 3Цар 22:38).

Пс 67:25−28. Псалмопевец возвращается к описанию триумфального вступления Господа в Иерусалим и во святилище (в русском тексте «святыня»; стих 25).

Малое племя Вениамина и большое племя Иуды представляют здесь южную часть царства, а племена Завулона и Неффалима — северную часть его. Возможно, что два последних упомянуты тут потому, что именно они были воспеты Деворой и Вараком (Суд 5:18).

Пс 67:29−32. Автор псалма снова просит Бога явить Свое могущество. Видя Его силу (сказывающуюся в удивительных победах еврейского народа) и Его величественный храм, языческие цари покорятся Израилю и его Богу.

«Звери, живущие в тростнике» (крокодил, бегемот) символизируют Египет (страну, изобиловавшую водой и тростником), как волы — египетских фараонов и сановников, безжалостно управлявших покоренными ими народами («тельцами»). Укроти их. Господи, как и все те народы, которые желают вести войны («брани») с Твоим народом, подразумевает псалмопевец в стихе 31. В стихе 32 он предвидит то время, когда и египетские вельможи (Ефиопия, составлявшая тогда часть Египта, представляет здесь весь Египет) обратятся к Богу истинному, Богу евреев, и вознесут («прострут») к Нему руки.

Г. Хвалите, воспевайте Господа (67:33−36)

Пс 67:33−36. Псалмопевец призывает все царства земные петь Богу, «шествующему на небесах» (сравните стих 5), признав несравненные величие Его и силу, которые Он демонстрирует как в делах Израиля, так и в грозных явлениях природы (могуществе Его — на облаках; стих 35).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: перед Божьим лицом; то же в ст. 4.
5  [2] — Друг. возм. пер.: прокладывайте путь Тому, Кто через пустыню идет.
5  [3] — Евр. Ях, сокр. форма от Яхве; то же в ст. 19.
15  [4] — Здесь дан один из предположительных переводов.
16  [5] — Букв.: гора Божья, здесь это, очевидно, должно было указывать на красоту и величие этой цепи горных вершин. Псалмопевец поэтически говорит об этих вершинах, противопоставляя им гору Сион.
24  [6] — Перевод этого слова дан по LXX.
27  [7] — Букв.: вы, из источника Израиля.
30  [8] — Используемый здесь евр. предлог имеет также значение: из.
32  [9] — Так в LXX. Значение евр. слова неизвестно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.