Псалтирь 77 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Асафа
Выслушай наставление мое, народ мой,
прислушайся к словам уст моих!
2 Притчу поведаю устами своими,
тайны древние изреку.
3 Что услышали мы и узнали,
что нам передали наши отцы,
4 от их потомков не скроем —
расскажем поколению грядущему
о дивных делах ГОСПОДА, о могуществе Его
и о чудесах, которые Он совершил.
5 Свидетельство о воле Своей Он дал Иакову,
установил закон в Израиле.
Он заповедал отцам нашим
и то, и другое передать их потомкам,
6 чтобы всё это было известно грядущему поколению,
детям, которым родиться еще предстоит,
а те, в свою очередь, говорили б об этом детям своим.
7 И это всё для того,
чтобы они надежду свою возлагали на Бога,
дел Его не забывали
и следовали заповедям Его;
8 дабы не были они как отцы их —
поколение упрямое и мятежное,
поколение с сердцем нестойким
и духом, неверным Богу,
9 как сыны Ефрема, что, хоть и луками вооруженные,
в бегство обратились в день битвы.
10 Не сохранили они Завет Божий,
по закону Его поступать отказались,
11 забыли о делах Его и о чудесах Его,
которые некогда Он дал им увидеть.
12 Он чудеса совершал на глазах отцов их
в земле египетской, на поле Цоана.
13 Он море разделил, провел их чрез него,
заставил воды стоять стеною.
14 Облаком Он вел их днем
и всю ночь — светом огня.
15 В пустыне Он скалы рассекал
и водою, словно из бездны, вдоволь поил народ.
16 Из скалы потоки выводил —
рекою текла вода.
17 Но они против Него грешить продолжали
и противились Всевышнему в пустыне,
18 сознательно терпение Божие испытывали,
пищи вожделенной требуя себе.
19 Оскорбляли Бога, свое неверье выражая:
«Приготовит ли Он трапезу для нас в пустыне?
20 Когда ударил Он в скалу, хлынула вода, потекла ручьями;
но сможет ли Он дать нам хлеб
и мясо приготовит ли для народа Своего?»
21 Услышал это ГОСПОДЬ и вознегодовал,
воспылал гнев Его на Иакова,
поднялось в Нем возмущение на Израиля,
22 ибо не поверили они Богу,
помощи Его спасительной не доверились.
23 И всё же дал Он повеление облакам в выси,
открыл врата небесные
24 и в пищу им излил на них дождем манну —
хлеб небесный дал им.
25 Каждый из них ел хлеб ангельский,
пищу в изобилии посылал им Бог.
26 С неба повелел Он дуть ветру восточному,
южный навел силой Своею.
27 Послал Он с неба мясо, словно дождь, на них,
словно пыль, —
было птиц пернатых как песка морского.
28 И набросал Он птиц в стан,
вокруг шатров Израиля.
29 Люди ели и насыщались;
дал им Бог то, чего желали они.
30 Они еще были одержимы своей страстью
и пища была у них во рту,
31 когда воспылал на них Божий гнев
и сразил многих вождей их,
наземь поверг юношей Израиля.
32 Но и тогда продолжали они грешить
и чудесам Его не верили.
33 Потому и проводили они дни свои впустую,
и годы их проходили в бедах и страхе.
34 Когда многих из них Бог жизни лишил,
стали уцелевшие спрашивать о Нем,
каяться начали и искать Его.
35 Вспомнили тогда, что Бог — единственная их защита2
и Бог, Всевышний, — их Искупитель.
36 Однако они обманывали Его устами своими,
лгали своим языком;
37 не были они преданы Ему сердцем своим,
не хранили верность Завету Его.
38 Он же, милостивый, прощал им вину, не уничтожал их,
не раз сдерживал гнев Свой,
ярости не давал вскипать.
39 Помнил Он, что они — всего лишь плоть смертная,
дуновение ветра, что исчезает безвозвратно.
40 Сколько раз они противились Богу в пустыне
и огорчали Его в земле необитаемой!
41 Изо дня в день испытывали терпение Бога
и оскорбляли Его, Святого Бога Израиля.
42 Не вспоминали о силе Его,
о дне, в который Он избавил их от угнетателя,
43 когда являл Он знамения Свои в Египте
и чудеса Свои на поле Цоана.
44 Превратил Он в кровь реки египтян,
пить из них они не могли.
45 Послал на них тучи насекомых, чтобы жалили их,
и жаб, чтоб им погибель несли.
46 Урожай их гусеницам на съедение отдал,
плод трудов их — саранче.
47 Виноградники их градом побил,
смоковницы — ледяным покровом уничтожил.
48 Предал скот их на гибель от града
и стада их молнией поразил.
49 Излил на них Он гнев Свой,
негодование и ярость; поверг их в бедствие,
послав тьму ангелов-губителей.
50 Свой гнев не стал Он сдерживать,
их жизни не пощадил —
обрек на смерть от язвы моровой.
51 Умертвил всех первенцев в Египте,
первый плод силы мужской в шатрах Хама.
52 Вывел Он потом народ Свой, как пастырь овец,
и вел по пустыне, как стадо.
53 Не страшились они: их путь Он сделал безопасным,
а врагов их похоронила пучина морская.
54 Привел Он их в землю святую Свою,
к той горе, которую приобрел сильной3 рукой Своею.
55 Отступить перед ними Он заставил язычников4
и в шатрах их поселил племена Израиля,
землю в наследие каждому из них отмерив.
56 Но они испытывали терпение Божие,
противились Всевышнему,
свидетельствам о воле Его не внимали.
57 Были они отступниками и неверными, как и отцы их,
ненадежны были, подводили, как лук негодный.
58 Гнев Его навлекали на себя капищами своими
и идолами своими вызывали ревность Его.
59 Не осталось это тайной для Бога — вознегодовал Он
и полностью отверг Израиль,
60 покинул Жилище Свое в Силоме,
Скинию, в которой обитал среди людей.
61 Он отдал в плен ковчег Свой,5
славу Свою, — в руки врага,
62 отдал под меч Свой народ,
гневаясь на Свое достояние.
63 Юношей их поедал огонь,
и девицам их не пели песен брачных;
64 священники их падали от меча,
вдовы их и оплакивать своих покойных не могли.
65 Но вдруг Господь, словно ото сна воспрянув,
словно воин, вином возбужденный,6
66 прочь прогнал врагов Своих,
позору их вечному предал.
67 Отверг Он шатер Иосифа
и колено Ефрема не избрал.
68 Пал выбор Его на колено Иуды,
на гору Сион, которую Он возлюбил.
69 Воздвиг Он Святилище Свое — образ небесного,
воздвиг прочно, как землю, на века созданную.
70 Избрал Он Давида, раба Своего,
взял его от загонов овечьих.
71 Того, кто за овцами7 смотрел, Бог взял,
чтоб пас он народ Божий, потомков Иакова,
Израиля, — достояние Его.
72 И он пас их добросовестно,
умело руководил ими.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 77

Между этим псалмом, наиболее полно отвечающим понятию «Учения» (вводную надпись), и предыдущим чувствуется преемственность. Асаф следует благому обычаю: донести до грядущих поколений весть о чудных делах Божиих — с тем, чтобы они не забывали о них и держались закона, который дал их отцам Бог. Псалмопевец умоляет «народ свой» не поступать так, как предки их в пустыне, которые погибли потому, что своеволием и неблагодарностью вызвали гнев Божий, и не вести себя по примеру тех, которые жили в последующие годы, ибо по их вине Бог «отринул» скинию в Силоме (стих 60). В целом Пс 77 — это печальный пересказ фактов, свидетельствующих о неблаговидной «забывчивости» предков, перемежающийся, однако, с благодарными воспоминаниями об удивительной помощи Господа евреям.

А. Наставление (77:1−8)

Пс 77:1−8. Асаф обращает внимание народа на важность тех, основанных на прошлой истории, нравственно-религиозных наставлений, от которых, безусловно, зависит его благополучие «из рода в род» Приклоните ухо… к словам уст моих, слушайте внимательно!

Он намерен говорить в форме «притчи», или кратких изречений, и действительно касается фактов прошлой истории вкратце; что до изложения событий в форме «гаданий» (стих 2), т. е. употребления образных речевых форм, значение которых подчас скрыто, не всегда понятно, то этого намерения автор не осуществил, ибо все в тексте Псалма 77 воспринимается без затруднений.

Итак, Асаф будет говорить о том, что знает «от отцов»: об избрании Богом Иакова и даровании закона Израилю с тем, чтобы дети и дети детей его неуклонно исполняли его (стих 5), чтобы они всегда надеялись на Бога и хранили заповеди Его, и не уподобились тем своим предкам, упорным и мятежным, которые вышли из повиновения Богу во зло себе самим (стих 8). Начиная со стихом 8, следует перечисление неблаговидных дел их.

Б. Непослушание Ефрема (77:9−11)

Пс 77:9−11. Нелегко понять, какие именно исторические события подразумеваются в этих стихах (отступление ефремлян с поля брани, отречение их от завета Божия); можно, однако, предположить, что речь не идет о сознательном отвержении ефремлянами (племенем многочисленным, богатым и влиятельным) закона Моисеева как такового, скорее — о частных отступлениях их от него в практической жизни. Так или иначе, неповиновение Ефрема привело к тому, что Бог поставил впереди него Иуду, и «жилищу в Силоме» предпочел то, которое воздвигнуто было на горе Сион (стихи 60, 67−68).

В. О чудных делах Божиих, позабытых людьми (77:12−72)

Отсюда и до конца псалма — повествование о поразительных свидетельствах Божиего «вмешательства» в историю Израиля. В стихах 12−39 псалмопевец пересказывает чудеса, имевшие место в жизни «отцов» при исходе их из Египта и затем в пустыне, и с горечью то и дело напоминает об их упорной неблагодарности. В стихах 40−72 Асаф пересказывает те дела, которые Бог сотворил для Своего народа, начиная с «казней египетских» и до возведения на престол Давида, опять-таки постоянно напоминая о непослушании тех, которые всем были обязаны Господу.

Пс 77:12−20. Цоан — древнеегипетский город, где Моисей совершал чудеса в присутствии фараона (стих 12). В стихе 13 имеется в виду пересечение Чермного моря евреями (Исх 14:21−22), в стихах 14−16 — краткий обзор чудесных дел Божиих в пустыне (Исх 13:21; 17:6). Далее — о ропоте евреев, которые искушали и раздражали Всевышнего, подвергая сомнению Его способность накормить их в пустыне (стихи 17−20).

Пс 77:21−33. Здесь Асаф говорит об ответных действиях Господа Который карал непокорный народ, но и заботился о нем (стихи 24−25). О ниспослании огня на роптавших (стих 21 — 22) читаем в Чис 11:1−3. О манне (стихи 23−25), которая, словно дождь «падала с неба» и, будучи послана Богом, зовется тут «хлебом небесным» и «хлебом ангельским», рассказано в Исх 16:4, 14−31. И мясо… одождил на скитавшихся в пустыне Господь, вызвав сильный юго-восточный ветер, которым нанесло на их пути несметные стаи перепелов (стихи 26−30; сравните Исх 16:13; Чис 11:31).

Упоминает Асаф и о том, как ропот, жадность и чревоугодие привели в этом случае к гибели многих в израильском стане (стих 31; сравните Чис 11:33).

Пс 77:34−39. Псалмопевец говорит о том, что лишь в бедствиях вспоминали евреи о своем небесном Избавителе: застигнутые ими, они искали Его… с раннего утра… и обращались… к Богу, вспоминая, что лишь Он — их прибежище.

О «льстивости их уст», лживости молитв и «неправоте сердца» в стихах 36−37 говорится не в смысле сознательного лицемерия евреев (в этом случае их молитвы не были бы приняты Богом), а в том именно значении, что лишь страх и нужда, а не вера, сколько-нибудь глубокая и искренняя, побуждали их обращаться к Иегове. Но Он, милостивый, прощал им грех и слабую их веру, и сдерживал гнев Свой, потому что помнил, что они — всего лишь немощные человеческие существа (плоть), чья жизнь — эфемерна и скоропреходяща, как дыхание (стихи 38−39).

Пс 77:40−55. Вновь жалуется Асаф на неблагодарность и короткую память народа, продолжавшего искушать и оскорблять ропотом своим и непослушанием Святого Израилева. В стихе 43−51 он возвращается к «казням египетским», которые на этот раз описывает подробнее. Сикоморы (стих 47) — это фиговые деревья, широко распространенные в Египте. Посольство злых ангелов (стих 49); подразумеваются не «ангелы зла», а небесные посланники, чьей миссией было карать людей, грешивших против Бога.

В стихах 52−55 — подведение некоторого «итога»: Господь вел народ Свой… пустынею… как стадо, обеспечивая его безопасность, пока не привел… в область святую Свою, которую определил для расселения колен Израилевых. Он прогнал от лица их племена, населявшие эту землю, и разделил ее в наследие им.

Пс 77:56−64. И снова печальные воспоминания овладевают псалмопевцем, ибо народ, облагодетельствованный Иеговой, продолжал, по примеру своих отцов, изменять Ему; евреи возбуждали ревность Его, поклоняясь на высотах богам своих соседей-язычников (стих 58). В гневе Господь позволил филистимлянам отнять у евреев ковчег завета (знак Своего присутствия среди них), принесенный ими из Силома (отринул Бог жилище Свое в Силоме скинию; стих 60; 1Цар 4:4−11). Множество мужчин погибло тогда у израильтян, так что и девицам не за кого было замуж выходить (стихи 62−63); погибли и сыновья первосвященника Илия — Офни и Финеес (стих 64).

Пс 77:65−72. Асаф завершает псалом воспоминанием о том, как внезапно Господь, словно пробудившись от крепкого сна, выступил, чтобы спасти народ Свой, но, нанеся поражение врагам его, Он отверг Ефрема, потомка Иосифа (толкование на стихи 9−11), т. е. отверг северные племена; по воле Его народ Его стало возглавлять колено Иудино. И гору Сион избрал Господь, чтобы на ней воздвигнуто было святилище Его. И избрал Давида, раба Своего, чтобы пасти народ Свой.

Итак, следует из «учения» Асафа, недостаток веры и послушания привели к поражению евреев в битве при Афеке (1Цар 4:1−11), которая явилась «поворотным пунктом» в истории Израиля, ибо дальнейшее развитие событий привело к смене первосвященнического рода, к перенесению святилища в другое место и к появлению на исторической сцене царя, которого избрал Сам Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
35  [2] — Букв.: их скала.
54  [3] — Букв.: правой.
55  [4] — Букв.: он изгнал язычников пред ними.
61  [5] — Букв.: силу Свою.
65  [6] — Друг. возм. пер.: воин, после (выпитого им) вина протрезвевший; или: после вина кричащий. Сравнение, странное для современного мышления, было вполне нормальным в той древней культуре.
71  [7] — Букв.: кормящими (матками овчими).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.