Псалтирь 79 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию песни «Лилии»
Псалом Асафа
Свидетельство
2 Пастырь Израиля,
Ты, сыновей Иосифа ведущий, как стадо Свое, внемли нам!
Ты, восседающий на престоле над херувимами,
яви сияние Свое
3 колену Ефрема, Вениамина и Манассии!
Прояви могущество Свое, приди, чтобы спасти нас.
4 Помоги нам вернуться1 к Тебе, Боже наш!
Свет лица Твоего да озарит нас, и спасены мы будем!
5 ГОСПОДЬ, Бог Воинств!
Доколе Ты будешь гневаться,
отвергая молитвы сынов народа Твоего?
6 Печаль Ты сделал их хлебом насущным,
а слезы обильные — их питьем.
7 Ты отдал нас соседям в добычу, из-за которой ссорятся они,
и посмешищем стали мы у врагов наших.
8 Помоги нам вернуться к Тебе, Боже наш!
Свет лица Твоего да озарит нас,
и спасены мы будем!
9 Лозу виноградную принес Ты из Египта,
прогнал с земли язычников и посадил ее.
10 Ты место для нее расчистил,
смогла она корни пустить и разрослась по земле.
11 Горы покрылись тенью ее,
кедры величественные — ее ветвями.
12 Простерла она ветви свои до моря
и побеги свои до реки.
13 Зачем же разрушил Ты ограду ее,
так что каждый прохожий ее обирает?
14 Дикий кабан объедает ее,
поедают ее полевые звери.
15 Вернись же, Бог Воинств, молим Тебя!
Посмотри с небес, вглядись во всё
и о лозе сей позаботься.
16 Огради виноградник,2 что сильная3 рука Твоя насадила,
защити сына, которого Ты взрастил для Себя.
17 Ведь ныне лоза Твоя срублена, огнем сожжена,
от взгляда Твоего грозного гибнет.4
18 Да будет защита Твоя над стоящим по правую руку Твою,
над тем человеком, которого Ты взрастил для Себя.
19 Тогда не отступим мы от Тебя —
оживотвори нас, и мы будем имя Твое призывать.
20 Помоги нам вернуться к Тебе, Боже наш!
Свет лица Твоего да озарит нас, и спасены мы будем!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 79

В стихе 1, соответствующем вводной надписи, говорится об исполнении этого псалма на музыкальном инструменте, имевшем форму лилии (Шошанним). Эдуф некоторыми понимается как уведомление об особой значимости исполняемого текста, в данном случае — псалма, представляющего собой молитву Асафа об Израиле. Вероятно, она была составлена уже после разгрома ассирийцами (772 г. до Р. Х.) царства Израильского; отсюда мольба о «восстановлении» в стихе 4, 8 и 20 — теперь, когда «враги издеваются» над евреями, когда они, «виноградник Его» (стих 9), «пожжены огнем», когда корни их «подрыты», а ветви-обломаны (стихи 13, 14, 17).

А. Мольба к Пастырю Израиля (79:2−4)

Пс 79:2−3. К Пастырю израильского народа взывает псалмопевец, который изображает Бога восседающим над крышкой ковчега завета в храме, на позолоченных херувимах (сравните 98:1; 3Цар 6:23−28). Под «Иосифом» здесь (стих 2) понимаются евреи в целом. Ефремом (стих 3) часто называлось все Северное царство, состоявшее из десяти колен. На протяжении долгих лет, еще до Давида и уже после разделения колен Израилевых, ефремляне оставались наиболее могучим и влиятельным племенем. Манассиею названо колено, происходившее от этого брата Ефрема. Под Вениамином понимается Южное царство, которому пока только угрожала участь Израиля.

Пс 79:4. Трижды (стихи 4, 8, 20), как припев, повторяется молитва о «восстановлении» Израиля. Сияние лица Господнего — здесь символ Божией милости (сравните со стихом 8, а также с Чис 6:25 и Пс 4:7).

Б. О наказании Божием (79:5−8)

Пс 79:5−8. Оно выражается в «гневном восприятии» Богом молитв евреев (Он не отвечает на них); их в стихе 6, где образно говорится о наказании евреев, относится к людям, а не к молитвам. А результаты этого наказания, прежде всего, сказываются в издевательствах врагов над израильтянами (стих 7). Мольба о «восстановлении» и спасении, образ которого — «сияющее лице Господа», — в стихе 8.

В. Плач о лишении Божиих благословений (79:9−15б)

Пс 79:9−12. Автор изображает Израиля как виноградную лозу, перенесенную Богом из Египта (стих 9); Он посадил эту лозу в земле, из которой выгнал другие народы, и создал для нее особые, столь благоприятные условия (стих 10), что она «распространилась» во все концы земли, так что и горы покрылись тенью ее (вероятно, имелись в виду Идумейские горы на юге Палестины, или южные границы страны). И ветви ее, как кедры Божии (стих 11); очевидно, образ северной границы, так как кедры росли преимущественно на Ливане, где проходила северная граница Израиля. В стихе 12 — вероятно, образное определение западной его границы (по морю Средиземному) и границы восточной — по реке Евфрату.

Пс 79:13−15б. Однако процветанию пришел конец. В риторическом вопросе в стихе 13 — речь об ограде, какие возводили в древней Палестине вокруг виноградников, чтобы уберечь их от лесных и полевых зверей; здесь в их образе представлены враги Израиля. Лесные вепри, или дикие кабаны, были особой грозой для виноградников. Даже один такой зверь, проникнув в виноградник, производил в нем, подкапывая корни лоз, настоящее опустошение.

В Ветхом Завете, в частности, в книгах Исаии. Иеремии и Осии, Израиль неоднократно представлен в образе виноградной лозы. Как о «виноградной лозе» говорит о Себе Иисус Христос (Ин 15:1, 5), потому что в Нем, обетованном Семени, исполнялись Божии пророчества относительно Израиля. Там, где Израиль потерпел поражение, Иисус достиг цели.

Весь (за исключением последней фразы его) стих 15 представляет в сущности тот же припев, что находим в стихе 4, 8, 20, но переданный несколько иными словами.

Г. Обещание послушания (79:15в−20)

Пс 79:15в−17. Посети виноград сей: Асаф продолжает сетовать и молить: Охрани то, что насадила правая рука Твоя, и отрасли лозы Твоей, которую Ты Сам избрал и укрепил для Себя, т. е. еврейский народ (сравните Быт 49:22), которым Бог руководил особо; особое же покровительство ему со стороны Всевышнего сказывалось в многочисленных и часто удивительных военных победах его над соседями-язычниками, в политическом его преуспевании.

В стихе 17 — «напоминание» о бедственной ситуации Божиего народа в настоящее время, о том, что он гибнет от долгого излияния гнева (прощения) Господнего (сравните стих 5).

Пс 79:18−20. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей — вероятный намек на Вениамина (имя это означает «сын правой руки»), мужа, возлюбленного Господом (Втор 33:12). Под сыном человеческим понимается весь Израильский народ.

В стихе 19 обещание послушания Богу, если Он «оживит» народ Свой. Здесь, вероятно, подразумевается Израиль, который, будучи уведен в плен ассирийцами, как бы умер политически. в стихе 20 — повторение рефрена о «восстановлении», о спасении от катастрофического развития событий: да воссияет для евреев лице Бога их!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: восстанови нас вновь; то же в ст. 8 и 20.
16  [2] — Слово, переведенное здесь как «виноградник», встречается в Библии всего один раз, отсюда и трудность в определении его значения.
16  [3] — Букв.: правая.
17  [4] — Перевод этой строки предположителен, сказанное в ней может относиться как к Израилю, так и к врагам его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.