На мелодию песни «Лилии»
Псалом Асафа
Свидетельство
Ты, сыновей Иосифа ведущий, как стадо Свое, внемли нам!
Ты, восседающий на престоле над херувимами,
яви сияние Свое
Прояви могущество Свое, приди, чтобы спасти нас.
Свет лица Твоего да озарит нас, и спасены мы будем!
Доколе Ты будешь гневаться,
отвергая молитвы сынов народа Твоего?
а слезы обильные — их питьем.
и посмешищем стали мы у врагов наших.
Свет лица Твоего да озарит нас,
и спасены мы будем!
прогнал с земли язычников и посадил ее.
смогла она корни пустить и разрослась по земле.
кедры величественные — ее ветвями.
и побеги свои до реки.
так что каждый прохожий ее обирает?
поедают ее полевые звери.
Посмотри с небес, вглядись во всё
и о лозе сей позаботься.
защити сына, которого Ты взрастил для Себя.
от взгляда Твоего грозного гибнет.4
над тем человеком, которого Ты взрастил для Себя.
оживотвори нас, и мы будем имя Твое призывать.
Свет лица Твоего да озарит нас, и спасены мы будем!
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 79
В стихе 1, соответствующем вводной надписи, говорится об исполнении этого псалма на музыкальном инструменте, имевшем форму лилии (Шошанним). Эдуф некоторыми понимается как уведомление об особой значимости исполняемого текста, в данном случае — псалма, представляющего собой молитву Асафа об Израиле. Вероятно, она была составлена уже после разгрома ассирийцами (772 г. до Р. Х.) царства Израильского; отсюда мольба о «восстановлении» в стихе 4, 8 и 20 — теперь, когда «враги издеваются» над евреями, когда они, «виноградник Его» (стих 9), «пожжены огнем», когда корни их «подрыты», а ветви-обломаны (стихи 13, 14, 17).
А. Мольба к Пастырю Израиля (79:2−4)
Пс 79:2−3. К Пастырю израильского народа взывает псалмопевец, который изображает Бога восседающим над крышкой ковчега завета в храме, на позолоченных херувимах (сравните 98:1; 3Цар 6:23−28). Под «Иосифом» здесь (стих 2) понимаются евреи в целом. Ефремом (стих 3) часто называлось все Северное царство, состоявшее из десяти колен. На протяжении долгих лет, еще до Давида и уже после разделения колен Израилевых, ефремляне оставались наиболее могучим и влиятельным племенем. Манассиею названо колено, происходившее от этого брата Ефрема. Под Вениамином понимается Южное царство, которому пока только угрожала участь Израиля.
Пс 79:4. Трижды (стихи 4, 8, 20), как припев, повторяется молитва о «восстановлении» Израиля. Сияние лица Господнего — здесь символ Божией милости (сравните со стихом 8, а также с Чис 6:25 и Пс 4:7).
Б. О наказании Божием (79:5−8)
Пс 79:5−8. Оно выражается в «гневном восприятии» Богом молитв евреев (Он не отвечает на них); их в стихе 6, где образно говорится о наказании евреев, относится к людям, а не к молитвам. А результаты этого наказания, прежде всего, сказываются в издевательствах врагов над израильтянами (стих 7). Мольба о «восстановлении» и спасении, образ которого — «сияющее лице Господа», — в стихе 8.
В. Плач о лишении Божиих благословений (79:9−15б)
Пс 79:9−12. Автор изображает Израиля как виноградную лозу, перенесенную Богом из Египта (стих 9); Он посадил эту лозу в земле, из которой выгнал другие народы, и создал для нее особые, столь благоприятные условия (стих 10), что она «распространилась» во все концы земли, так что и горы покрылись тенью ее (вероятно, имелись в виду Идумейские горы на юге Палестины, или южные границы страны). И ветви ее, как кедры Божии (стих 11); очевидно, образ северной границы, так как кедры росли преимущественно на Ливане, где проходила северная граница Израиля. В стихе 12 — вероятно, образное определение западной его границы (по морю Средиземному) и границы восточной — по реке Евфрату.
Пс 79:13−15б. Однако процветанию пришел конец. В риторическом вопросе в стихе 13 — речь об ограде, какие возводили в древней Палестине вокруг виноградников, чтобы уберечь их от лесных и полевых зверей; здесь в их образе представлены враги Израиля. Лесные вепри, или дикие кабаны, были особой грозой для виноградников. Даже один такой зверь, проникнув в виноградник, производил в нем, подкапывая корни лоз, настоящее опустошение.
В Ветхом Завете, в частности, в книгах Исаии. Иеремии и Осии, Израиль неоднократно представлен в образе виноградной лозы. Как о «виноградной лозе» говорит о Себе Иисус Христос (Ин 15:1, 5), потому что в Нем, обетованном Семени, исполнялись Божии пророчества относительно Израиля. Там, где Израиль потерпел поражение, Иисус достиг цели.
Весь (за исключением последней фразы его) стих 15 представляет в сущности тот же припев, что находим в стихе 4, 8, 20, но переданный несколько иными словами.
Г. Обещание послушания (79:15в−20)
Пс 79:15в−17. Посети виноград сей: Асаф продолжает сетовать и молить: Охрани то, что насадила правая рука Твоя, и отрасли лозы Твоей, которую Ты Сам избрал и укрепил для Себя, т. е. еврейский народ (сравните Быт 49:22), которым Бог руководил особо; особое же покровительство ему со стороны Всевышнего сказывалось в многочисленных и часто удивительных военных победах его над соседями-язычниками, в политическом его преуспевании.
В стихе 17 — «напоминание» о бедственной ситуации Божиего народа в настоящее время, о том, что он гибнет от долгого излияния гнева (прощения) Господнего (сравните стих 5).
Пс 79:18−20. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей — вероятный намек на Вениамина (имя это означает «сын правой руки»), мужа, возлюбленного Господом (Втор 33:12). Под сыном человеческим понимается весь Израильский народ.
В стихе 19 обещание послушания Богу, если Он «оживит» народ Свой. Здесь, вероятно, подразумевается Израиль, который, будучи уведен в плен ассирийцами, как бы умер политически. в стихе 20 — повторение рефрена о «восстановлении», о спасении от катастрофического развития событий: да воссияет для евреев лице Бога их!