Псалтирь 8 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Гиттит»1
Псалом Давида
2 ГОСПОДИ, Владыка наш!
Сколь величественно имя Твое на всей земле!
Могущество Твое небесами прославляется!
3 Хвалу из уст младенцев и малых детей
сделал Ты крепостью
против врагов Своих,
дабы повергнуть в молчание и недруга, и мстителя.
4 Взирая на небеса, творение рук Твоих,
на луну и звезды, которые Ты на места свои поставил,
5 думаю я: что есть человек, что Ты помнишь его,
и сын человеческий, что заботишься Ты о нем?
6 Ты сделал его таким, что только Тебе Самому2 он уступает;
славой и честью увенчал его,
7 власть ему дал над всем Тобою сотворенным —
всё положил к ногам его:
8 и овец, и волов,
и зверей полевых,
9 птиц небесных, и рыб морских,
и всё в морях обитающее.3
10 ГОСПОДИ, Владыка наш!
Сколь величественно имя Твое на всей земле!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 8

Псалом является хвалебной песнью Давида, прославляющей величие Господа на земле, в небесах и превыше их (во всем сотворенном Им космосе). В нем выражается радостное удивление тому, что Творец так высоко поставил человека, как бы сделал его Своим «представителем» на земле (при этом о падении человека на заре творения и катастрофических последствиях этого не упоминается).

Пс 8:1. Это обычная надпись-указание.

А. О величии Господа (8:2)

Пс 8:2. Обращает на себя внимание, что псалом начинается и заканчивается одним и тем же восклицанием-прославлением имени Господнего: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (8:2 сравните с 8:10). (Напомним, что в библейском понятии «имени» олицетворялась личность с присущими ей особенностями; здесь, таким образом, речь о величии Божией природы, Его характера.)

Пс 8:3. Давид хочет сказать, что «младенцы» (не подвергшиеся еще растлению грехом) инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной, и «воздают Творцу хвалу». Относительно «грудных детей» здесь — гипербола, но о непосредственной и, следовательно, искренней реакции детей на Христа мы читаем у евангелиста Матфея. Иисус у него ссылается как раз на это место из Пс 8 (Мф 21:15−16).

Под «младенцами» можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, и перед их верой вынуждены умолкнуть «враг и мститель». Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1Кор 1:27 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (где под «мудрыми» и «сильными» подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).

Б. О творении рук Божиих (8:4−9)

Следует тема чудного творения Его, владыкой над которым Бог поставил человека.

Пс 8:4−7. В благоговении созерцает псалмопевец небеса… луну и звезды на них, и благоговение это усиливается при мысли, что все это Творец положил под ноги человека. Благоговение, но и изумление переполняет Давида: Что такое человек, что Ты… увенчал его такими славою и честью? — вопрошает он. Ведь он смертен и слаб, но Ты… посещаешь его, поставил его почти вровень с ангелами!

Автор Послания к Евреям цитирует этот псалом (Евр 2:6−8), говоря о высоком и таинственном предназначении человека. Предназначение, которое исполнится в Иисусе Христе, Сыне Человеческом, последнем Адаме (1Кор 15:45, 47).

Пс 8:8−9. В этих стихах Давид размышляет о «царственном статусе» человека, которому подчинена вся живая (и, добавим, неживая) природа. Сравните стихи 8−9 с повелением, которое Бог дал, по сотворении их, Адаму и Еве (Быт 1:28): «и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

По причине грехопадения первых людей владычество это — в той мере, в той благостной, заботливой, форме, какие мыслил Бог, — так и не осуществилось. Приняв образ змея, т. е. «твари», которая тоже должна была быть в подчинении у человека, злой дух толкнул его на мятеж против Бога.

В. Завершающее славословие (8:10)

Пс 8:10. Как уже говорилось, оно идентично славословию, с которого псалом начинается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Точное значение евр. слова гиттит неизвестно; возможно, оно означает мелодию, сложившуюся в Гате (Син. пер.: в Гефе), стиль исполнения или музыкальный инструмент.
6  [2] — Или: богам; или: ангелам.
9  [3] — Букв.: и всё проходящее морскими путями.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.