Псалтирь 81 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Асафа
Заняв место в сонме Божьем,
Бог к ответу богов1 призывает:
2 «Доколе ж будете судить несправедливо,
свои решенья в пользу нечестивых выносить?
3 И сирота, и слабый у вас должны найти защиту,
права страдающего и угнетенного вы отстоять должны.
4 Вы слабого и бедного спасайте,
из нечестивых рук вы вырывайте их».
5 Но эти боги ничего не знают, не разумеют ничего,
во тьме они блуждают:
колеблются все основания земли.
6 «И всё же вам Я говорю: „Вы — боги,
сыны Всевышнего все вы“.
7 Но вы умрете, как все люди,
падете вы, как всякий из князей».
8 О Боже, встань, суд над землею соверши,
ибо народы все — наследие Твое!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 81

Пс 81:1. Начиная этот псалом, Асаф представляет Бога, Судью небесного, вершащим суд над судьями земными. Именно они, люди, наделенные властью в Израиле, понимаются под «сонмом богов» в стихе 1 (Исх 21:6). Высказывалось предположение, что слово «боги» в этом псалме относилось к ангелам (и это нашло отражение в сирийском переводе Библии), и что вся описываемая здесь сцена происходит в небесном Суде. Однако из последующего текста псалма ясно, что речь в нем идет о судьях как представителях Бога на земле, поставленных Им управлять земными делами.

Пс 81:2−5. В стихе 2 псалмопевец предостерегает их от имени Бога, упрекая в суде лицеприятном и неправедном. Между тем, они и «богами» названы потому, что в решениях своих должны исходить из воли Божией и опираться на закон, данный Богом. Если бы они поступали так, то судили бы по существу дела, справедливо, не только богатых и знатных, но и «нищих» и «сирот», не имеющих заступников (стих 3), «исторгали» бы их из рук людей нечестных и жестоких (нечестивых).

В стихе 5 речь не о том, что «судьи» не знают закона и не разумеют юридической практики своего времени, а о том, что они не хотят их «знать и разуметь», и сознательно ходят… во тьме нравственной и духовной, отчего и колеблются… все основания земли, т. е. потрясаются основы гражданской жизни общества, в котором верх берут самоуправство и насилие (сравните Пс 10:3).

Пс 81:6−8. Бог предупреждает неправедных судей, что, несмотря на свое высокое положение («сынами Всевышнего» они названы здесь, как поставленные проводить Его волю на земле), они, пренебрегшие возложенной на них ответственностью, погибнут, как простые люди, и «падут» (будут низложены), как всякий из правителей, не оправдавших своего назначения.

Иисус Христос, будучи обвинен Своими врагами в богохульстве, обращается к стиху 6 этого псалма (Ин 10:34−36). Коль скоро и «судьи» были, в известном смысле, «сынами» Божьими сказал Он, то тем более Он, Которого «Отец освятил и послал в мир», отнюдь не богохульствует, называя Себя Сыном Бога.

В стихе 8 Асаф молит Господа «судить землю», т. е. восстановить праведный суд среди всех ее обитателей (а не только израильтян), ибо все народы есть наследие Его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: сильных мира сего, ср. 57:2. Здесь еврейское слово «элохим» (боги, божественные существа, властители), вероятно, используется в значении «судьи»; они были поставляемы Богом в израильском народе для осуществления правосудия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.