Псалтирь 94 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Придите! Радость свою выразим в песнях ГОСПОДУ!
В возгласах ликования
будем приветствовать скалу спасенья нашего!
2 Предстанем пред Ним с благодарением,
будем с песнями хвалы приветствовать Его!
3 Ибо ГОСПОДЬ — Бог великий,
великий Он Царь, богов всех превыше.
4 Во власти Его глубины земные,
и гор вершины — Его,
5 Его и море: оно Им создано,
и суша — творенье рук Его.
6 Так пойдемте же, ниц падем, поклоняясь Ему,
преклоним колени1 пред ГОСПОДОМ, нас создавшим.
7 Ибо Он — Бог наш, а мы — Его народ, паства Его,
стадо, заботой Его окруженное.2
О если бы ныне услышали вы глас Его!
8 «Не будьте строптивы,3 как то было в Мериве,
как случилось в тот день
в месте пустынном, названном Масса,4
9 когда отцы ваши вызов бросали Мне,
Меня испытать5 хотели, хотя и видели дела Мои.
10 Сорок лет отвращение во Мне вызывало поколение это,
и сказал Я: „Сердце народа этого
всегда в заблужденье его ведет,
Моих путей знать они не хотят“,6
11 и поклялся тогда Я во гневе Своем:
„В покой Мой они не войдут“».

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 94

Его относят к «псалмам воцарения», как и Пс 46, 92, 95−98, поскольку и он содержит идею-предвиденье воцарения на земле Мессии (особенно четко это прослеживается при сравнении псалма 94 с Евр 3:7 — 4:11; эти стихи и комментарии на них).

Псалмопевец призывает еврейский народ прославить Господа как «царя великого над всеми богами» и одновременно предостерегает его против неверия, из-за которого отцы их, скитавшиеся в пустыне, лишены были права «войти в покой Божий» (в контексте их исторического времени речь шла о «вхождении» в землю обетованную).

А. Хвала Богу великому (94:1−7а)

В этом первом своем разделе Пс 94 представляет собой типичную «Песнь хвалы».

Пс 94:1−2. Призыв к восхвалению Господа, Который позаботился об избавлении еврейского народа из рабства и хранил его в безопасности (образно выражено фразой «твердыня спасения нашего»). Возможно, псалом сложен был в связи с каким-то новым важным проявлением не прекращавшегося Божиего «попечительства» о евреях. Так, некоторые приурочивают написание его к дням царя Иосии, когда в храме найден был (и затем публично зачитан) список с закона Моисеева или части его, что вызвало в народе небывалый религиозный подъем (2Пар 34:14−16, 18−32).

Пс 94:3−5. Под «богами» в стихе 3 понимаются идолы, в образе которых язычники поклонялись различным предметам и силам природы, богами вовсе не бывшим. Во фразе о превосходстве над ними Господа-мысль о том, что Он стоит над любой действующей в мире «силой», явлением, вещью, потому что все сущее — Его творение.

Пс 94:6−7а. Здесь хвалебная часть псалма завершается. Еврейский народ представлен как паства Господня и овцы… Его, ибо Он, выделив евреев из других народов, заботится о них, как пастух о своем стаде.

Б. Предостережение относительно неверия (94:7б−11)

Пс 94:7б−11. Отсюда и до конца — дидактическая часть псалма, в которой псалмопевец предостерегает народ от возвращения к безумию неверия, которое столь дорого обошлось их предкам, таки не вошедшим в покой обетованной земли. Автор напоминает о непослушании их, которым они отвечали на заботу о них Господа. Эпизод, на который он ссылается (стихи 8−9), произошел в пустыне Рефидим (Исх 17; Чис 20:1−13). Название «Мерива», что значит «ропот» (сравните Пс 80:8; 105:32), было ему дано Моисеем.

Там-то и поклялся Господь в гневе, что «искушавшие» и «испытывавшие» Его евреи не войдут в землю обетованную, но лишь дети их, они же погибнут в пустыне. В своем призыве к слушателям псалмопевец употребляет слово ныне (окончание стих 7), подчеркивая необходимость, не откладывая, воспользоваться представляющейся возможностью.

Во второй фразе можно видеть отражение религиозного энтузиазма, охватившего народ при чтении рукописи закона, обнаруженной священником Хелкией в храме. О, если бы они, забывшие Бога, ныне послушали гласа Его! И не ожесточили сердца своего (т. е. воли своей), как тогда, в Мериве! Пс 94:8−11 цитируется автором послания к Евреям (Евр 3:7−11) как предупреждение христианам, которые по недостаточности веры и лукавству сердца могли бы лишиться обетованного покоя (соответствующие комментарии). В своем самом полном смысле этот «покой» означает грядущее царство Господа на земле, в котором верующих ожидает блаженство духовного покоя в Господе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Коленопреклонение во время богослужения следовало за падением ниц; если первое выражало собой совершенное поклонение, то второе — готовность молящегося благоговейно наблюдать за служением.
7  [2] — Букв.: стадо руки Его.
8  [3] — Букв.: не делайте жесткими / упорными свои сердца.
8  [4] — См. Исх 17:1−7.
9  [5] — Или: искушать.
10  [6] — Букв.: не знают / не постигают они.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.