Да ликует земля и радуются острова многие!
Праведность и справедливость — основание престола Его.
уничтожая врагов Его повсюду.
земля видит это и содрогается.
пред Господом всей земли.
величие Его для всех народов видимо.
все гордящиеся бездушными истуканами своими;
даже все боги1 падают ниц пред Господом.
торжествуют дочери Иуды,
видя то, чему Ты быть судил, ГОСПОДЬ.
всех богов Ты превыше!
ибо Он хранит жизнь верных слуг Своих,
избавляет их от рук нечестивцев.
радость — людей честных.
прославляйте святое имя Его.3
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 96
Величественное явление Господа как бы предстает перед псалмопевцем в видении, и он поет Ему хвалебно-торжественную песнь, сходство которой с двумя предыдущими очевидно. Праведных псалмопевец призывает «ненавидеть зло» и «радоваться в Господе».
Стих 1 — перед мысленным взором автора псалма возникает будущее воцарение Господа на земле, и радоваться этому он призывает весь мир: не только евреев, но и многочисленные острова, под которыми разумеются все языческие народы.
А. Явление Господа (96:2−9)
Пс 96:2−5. Грядущему Господу сопутствуют облако и мрак: в сознании древних евреев они символизировали и непостижимость Бога и вызывающий благоговейный ужас суд Его (Втор 4:11; 5:22- 23; Пс 17:9, 11; Иер 13:16; Иез 30:3, 18; 32:7−8; 34:12; Иоиль 2:2; Ам 5:18−20; Соф 1:15). Праведность и закон справедливого воздаяния (правда и суд) — это то, на чем зиждется правление Его (стих 2).
И огонь «попаляющий», который идет… пред Господом, сопутствует явлению Его, ибо это огонь гнева Его, который уничтожает врагов Божиих (сравните Пс 20:10; 49:3; 78:5; 88:47; Евр 12:29; Откр 20:9). Молнии — «часть» этого огня (стихи 3−4). В стихе 5 — образ страшного действия силы Господней.
Пс 96:6−9. В стихе 6 — очевидно, образ грозы, которая в сознании древних (выше) символизировала праведный суд Божий и могущество Господа (славу Его). На основании убедительных свидетельств самой природы (стихи 4−6) псалмопевец убеждает язычников «постыдиться», а их «богов» — поклониться Господу; впрочем, под «богами» в стихе 7 некоторые понимают правителей и судей человеческих. Сион в стихе 8 — это, по всей вероятности, Иерусалим, а дщери Иудины — другие города евреев (хотя под ними можно понимать и еврейских женщин, радующихся справедливым решениям («судам») Господним).
Б. Призыв к праведности (96:10−12)
Пс 96:10. Любящие Господа должны ненавидеть зло (сравните Притч 8:13), т. е. жить строго в согласии с законами праведности. И тогда Господь избавит их… из руки нечестивых и сохранит души (жизнь).
Пс 96:11−12. Праведника ожидает счастье, символ которого — сияющий свет. Славьте память святыни в стихе 12 понимают, как призыв к праведным не забывать о чудесных делах святого Бога, которые свидетельствуют о Его любви к ним.