Исход 15 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И вот как воспели тогда ГОСПОДА1 Моисей и все сыны Израилевы:

«Песнь моя ГОСПОДУ: как Он возвысил Себя!
Коня и всадника Он в море низверг!

2

ГОСПОДЬ2 явил Себя и в спасенье моем!
Он — сила моя и хвалебная песнь,
Он — мой Бог, и я буду славить Его!
Он и отца моего Бог, хвалу Ему вознесу!

3

ГОСПОДЬ наш — воитель, потому имя Ему — ГОСПОДЬ!

4

Колесницы фараона и войско его Он в море поверг:
лучшие воины фараона утонули в море Красном —

5

их накрыли волны морские,3 камнем пошли они на глубину.

6

Сколь преславна рука Твоя, ГОСПОДИ, в силе своей,
правой рукой Своей, ГОСПОДИ, Ты сокрушил врага.

7

В беспредельном Своем величии
низложил Ты всех, кто восставал на Тебя.
Дал излиться Ты гневу, в Тебе пламеневшему,
и пожрал он их, как солому.

8

От дыхания4 Твоего море вздыбилось,
остановлены были Тобой воды бурлящие,
волны прямо средь моря застыли.

9

Враг подумал тогда:
„Брошусь за ними в погоню и настигну их;
буду с добычей, расправой над ними упьюсь.
Вырву меч свой из ножен —
разделаюсь с ними!“

10

А Ты… одного дыханья Твоего хватило на то,
чтобы море египтян накрыло,
и утонули они, как свинец, в водах глубоких.

11

Кто сравнится с Тобой средь богов, ГОСПОДИ,
кто сравнится с Тобой в величии святости?!
Дела Твои достохвальны и дивны,
трепет в нас вызывают!

12

Ты простер руку Твою, и земля поглотила их,

13

а народ, Тобою искупленный,
по любви Своей неизменной Ты вывел из рабства
и теперь силою Своей
ведешь нас к Жилищу Твоему святому.

14

Услыхав про то, трепещут народы,
ужас объял жителей Филистии,

15

устрашились князья Эдома,
вожди моавитские впали в смятение,
в унынии все жители Ханаана.

16

Страх и ужас объял эти народы.
Окаменели они перед великой силой Твоею
и стояли недвижно, пока проходил Твой народ, ГОСПОДИ,
пока шли те, кого Ты обрел для Себя.

17

Ты приведешь их на гору наследия Твоего
и поселишь5 их там, ГОСПОДИ,
где Ты Жилище Себе уготовил,
Святилище Свое, творение рук Твоих, Владыка!

18

ГОСПОДЬ будет царствовать во веки веков!»

19 Всё так и случилось: едва только конница фараонова (с колесницами его и всадниками) вошла в море, ГОСПОДЬ обрушил на них воды морские: волны вернулись назад. Сыны же Израиля успели уйти от погони, посуху прошли посреди моря.
20 Взяла после того сестра Аарона, пророчица Мариам, бубен, и все женщины вместе с ней,6 тоже с бубнами, радовались и танцевали.
21 Мариам же, вторя песне мужчин, громко запела:

«ГОСПОДА пойте! Как Он возвысил Себя!
Коня и всадника Он в море низверг!»

22 И повелел Моисей сынам Израиля оставить берег моря Красного и углубиться в пустыню Шур. Шли они целых три дня, не находя нигде воды,
23 когда же пришли в Мару, то и там не смогли утолить свою жажду, ибо горькой была там вода. (Потому и назвали то место Мара, что значит «горечь».)
24 И опять возроптали люди. «Что же пить нам?» — упрекали они Моисея.
25 Тот воззвал к ГОСПОДУ, и ГОСПОДЬ указал ему на дерево, что стояло поодаль. Бросил Моисей одну из веток его в воду, и пригодною стала вода для питья.7

Там указал Господь израильтянам
и на непреложное правило
и там же подверг их испытанию.

26 Он сказал: «Если станете повиноваться ГОСПОДУ, Богу вашему, и делать то, что угодно Ему, если будете следовать заповедям и блюсти все установления Мои, то минуют вас все те болезни, что наводил Я на Египет, и буду Я для вас ГОСПОДЬ-Целитель».
27 Вскоре достигли они Элимы. А там — целых двенадцать источников и семьдесят пальм финиковых! У этих источников и разбили свой стан сыны Израилевы.

Толкование Далласской семинарии

3. ПЕСНЬ МОИСЕЯ И МАРИАМЬ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ (15:1−21)

Стенания и плач израильтян (14:10−12) обернулись прославлением Господа и вознесением Ему торжествующей хвалы — со стороны народа, последовавшего примеру Моисея (15:1−18) и его сестры Мариамь (стихи 19−21).

а. Хвала Моисея (15:1−18)

Эта поэма хвалы делится на три главные части (стихи 1−6, 7−11, 12−16) и заключение (стихи 17−18). В конце каждой части определенные слова повторяются: «Десница Твоя, Господи…» (стих 6); «Кто, как Ты, Господи» (стих 11); «доколе проходит народ» (стих 16).

Исх 15:1−6. Тема первой части определяется в самом начале ее — это гибель египетского войска в море (стих 1; сравните стих 4). Моисей признает не имеющие себе равных крепость и силу (стих 2, стих 6; сравните стих 13), славу и величие (стих 6; сравните стих 16) единственного истинного Бога; они выразились в том, как освободил (спас) Он Свой народ: благоговейный трепет вызывает мысль об этом спасении. Потому и изливает Моисей свою радость Богу (Пою Господу… и прославлю Его).

Исх 15:7−11. Во второй части приводятся подробности поражения египтян Богом. В этих стихах подчеркивается могучая сила Божия (Величием славы Твоей, стих 7), проявляющаяся в управлении стихиями и в уничтожении посредством их Его врагов. От дуновения Твоего расступились воды (стих 8) — под этими словами подразумевается ветер, «разделивший» море, а под словами Ты дунул духом Твоим (стих 10) — ветер, который обрушил на египтян высоко вздымавшиеся воды; это — поэтические антропоморфизмы, т. е. присваивание Божеству человеческих свойств и проявлений.

Египтяне, уверенные в своей победе (стих 9), самонадеянно погнались за израильтянами, но стоило и малейшей Божественной энергии вступить в действие, как они были полностью уничтожены (они погрузились, как свинец; сравните стих 5 «они пошли в глубину, как камень»). Признание могучих дел Божиих побудило Моисея вознести хвалу несравненной силе Его: Кто, как Ты, Господи? (сравните Пс 33:11; 70:19; 76:14; 88:7; 112:5; Мих 7:18). В святости и славе нет подобного Ему.

Исх 15:12−18. Затем Моисей описывает последствия освобождения Израиля этим великим Богом. В результате столь чудесной победы, одержанной Его десницей (правой рукой; сравните стих 6), Бог, в Его милости (в англ. тексте — «в Его неубывающей любви»; евр. хесед — «верная любовь»), поведет Свой народ а жилище святыни Своей, в землю Обетованную.

Вторым результатом будет то, что другие народы станут бояться Израиля, особенно народы в тех землях, куда евреи готовы были вступить.

Величие Египта поблекло, его земля подверглась ограблению, его народ пребывал в горе и стенаниях, а армия — была уничтожена.

Другие народы, прослышав о силе израильского Бога, съежатся от страха. Жителям Филистимским, первыми здесь упоминаемым, первым предстояло и услышать о чудесном переходе Чермного моря. Едом располагался на юг и на восток от Мертвого моря, а Моав — сразу на север от Едома; судя по тому, что рассказывается об одержанной победе в книге Иисуса Навина, хананеяне заранее трепетали от страха перед израильтянами (сравните Втор 2:25; Нав 2:9−11, 24; 5:1).

Победная песнь Моисея свидетельствует об уверенности его (Исх 15:17) в том, что Бог приведет Свой народ в Обетованную землю и в Иерусалим, на гору Божьего достояния где в святилище будет явно Его присутствие. Моисей радуется тому, что Господь будет царствовать над Своим народом во веки.

б. Песнь Мариами (15:19−21)

Исх 15:19−21. Стих 19 лишь на первый взгляд кажется «не на месте» — он там, где ему следует быть, чтобы вновь подчеркнуть причину радостной хвалы в адрес Господа — уничтожение египетского войска в море (сравните стих 1) и избавление израильтян. В этом стихе — три фразы, каждая из которых заканчивается (в евр. тексте) словом «море».

Мариамь (сравните Чис 12:1−2) является первой в Библии женщиной, которая названа пророчицей. Михей предполагал, что она, наряду с Моисеем и Аароном, играла важную руководящую роль во время пребывания Израиля в пустыне (Мих 6:4). Поскольку Моисею было 80 лет, а Аарону — 83 года в начале исхода (Исх 7:7), то Мариами было, вероятно, уже более 90 лет — ведь когда Моисей родился (2:4, 7−9), она уже была подростком.

Мариамь и все женщины с нею танцевали под звуки тимпанов (сравните 1Цар 18:6) и радостно пели, откликаясь на песню Моисея о Божией победе над египтянами (сравните Исх 15:21 ест 1).

4. ПЕРЕХОД К ГОРЕ СИНАЙ (15:22 — 18:27)

Избавленный чудесным образом из рабства, Божий народ был преисполнен хвалы Ему. Но вот перед евреями простерлась пустыня. Послужат ли им, познавшим радость освобождения и убедившимся в верности своего Бога, эта радость и это знание источником внутренней силы, когда столкнутся они с ожидающими их испытаниями? В этом разделе книги описывается переход народа от Чермного моря к горе Синай, переход, занявший 3 месяца (19:1). Остальная часть книги (главы 19−40) содержит описание действий Бога по отношению к народу во время его пребывания у горы Синай.

а. Обеспечение водой в Мерре (15:22−27)

Исх 15:22−26. Оставив район озер, евреи вошли в пустыню Сур, расположенную в северной части Синайского полуострова. Ее называли еще пустынею Ефам (Чис 33:8). Продвигаясь на юг, они шли три дня… и не находили воды, пока не пришли в Мерру (вероятно, сегодняшнее название этого места — Анн Хаварах). Но они не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька. И тогда возроптал народ на Моисея.

Такое поведение удивительно — в свете их недавнего освобождения и торжествующих песен хвалы, которые они пели Богу. Израильтяне были поставлены в привилегированное положение, однако, трудности, едва возникнув, побудили их обратиться к Моисею с претензиями и жалобами (Исх 14:10−12; 16:2; 17:3; Чис 14:2; 16:11, 41).

Увидев, что вода не годится для питья, народ страшно пал духом, но Бог милостиво ответил на молитву Моисея и сделал эту воду питьевой (Исх 15:25). Дерево, брошенное Моисеем в воду, не обладало волшебными свойствами; это был лишь символический акт — в предвиденья чуда, которое продемонстрирует Бог (акт, подобный тому, который совершил Моисей, простерши свой жезл над морем, 14:16).

Затем Господь дал народу простой принцип, которого он должен был держаться: послушание несет благословение; непослушание — суд, наказание.

Под болезнями (стих 26; сравните Втор 7:15; 28:60), возможно, имеются в виду всякого рода бедствия, наказания, либо, что еще вероятнее, эпидемии кожных заболеваний (сравните Втор 28:27), в то время столь распространенные в Египте в районе Дельты. Превращение воды в сладкую после того, как в нее было брошено дерево, было лишь еще одним явлением Божиего чуда, направленного на то, чтобы сохранить Его народ в безопасности и здравии. Сегодня вода в оазисе Аии Хаварах — только горькая.

Исх 15:27. Из Мерры народ пошел в Елим (сегодня, вероятно, Вади Харандель; расположен примерно в 10 км на юг от Мерры; там было достаточно воды и тени — как тогда, так и в наши дни). Двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев было в Елиме. Точно не сказано, как долго располагался там лагерем народ. Моисей хорошо знал этот, район, что и помогло им прийти в Елим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: Господу; то же ниже в этом стихе.
2  [2] — Евр. Ях — сокращенная форма личного имени Бога «Яхве».
5  [3] — Букв.: бездны / пучины.
8  [4] — Или: вспышки гнева; букв.: сильным порывом ветра ноздрей («ноздри» здесь как указание на гнев).
17  [5] — Букв.: посадишь (как растение).
20  [6] — Букв.: последовали за ней.
25  [7] — Букв.: сладкой (или: вкусной) стала вода.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.