Исход 16 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Затем вся община израильская1 покинула Элиму и пришла в пустыню Син, что между Элимой и Синаем. Произошло это в пятнадцатый день второго месяца после их ухода из Египта.
2 Здесь, в пустыне, снова возроптали сыны Израилевы на Моисея и Аарона.
3 «Уж лучше бы умерли мы еще в Египте, пали бы от руки ГОСПОДА, — говорили они, — ведь там мы сидели у котлов с мясом, да и хлеба-то у нас было вдоволь! А вы завели нас в пустыню, чтобы всё это множество народа голодом заморить!»
4 Тогда ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Дам Я хлеб вам! Пошлю его, как дождь с неба! Пусть выходит народ ежедневно в поле и собирает всякий раз, сколько нужно на день, — это послужит испытанием для народа: будет ли он послушен указаниям2 Моим или нет.
5 А когда в шестой день станут готовить из того, что принесли, увидят, что пищи у них вдвое больше, чем в другие дни собирали они».
6 И вот Моисей и Аарон сказали всем сынам Израилевым: «Этим вечером уже станет вам ясно, что это ГОСПОДЬ вывел вас из Египта.
7 Когда же придет утро, вы увидите славу и могущество Его. Да, это Он услышал ваш ропот против Него, а не против нас. Кто мы такие, чтобы на нас роптать?»
8 «Сегодня же, — продолжал Моисей, — сами во всем убедитесь, когда в ответ на жалобы ваши ГОСПОДЬ даст вам вечером мяса, а утром — хлеба вдоволь.3 Ведь на Него вы роптали. А мы — кто мы такие? Ропот ваш не против нас, а против Самого ГОСПОДА».
9 После того Моисей велел Аарону сказать всей общине израильской: «Предстаньте пред ГОСПОДОМ — услышал Он ропот ваш!»
10 И как только сказал Аарон это всем израильтянам, взгляды их обратились к пустыне, и там явилась им в облаке слава ГОСПОДНЯ.
11 А ГОСПОДЬ продолжал говорить с Моисеем:
12 «Услышал Я ропот израильтян. Ты вот что скажи им: „Вечером мясо будете есть, а утром насытитесь хлебом, дабы знали вы, что Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш“».
13 В тот же вечер налетели перепела, и весь стан оказался усеян ими. А утром вокруг стана выпала роса.
14 Но когда она исчезла, оказалось — вся земля в пустыне усыпана чем-то очень мелким и твердым, мелким, как легкий иней на траве.4
15 Дивясь тому, израильтяне спрашивали друг друга: «Что это?»,5 они ведь не знали, что это такое. Тогда Моисей сказал им: «Это и есть хлеб, который дал вам в пищу ГОСПОДЬ.
16 И вот что Он повелел: „Собирайте столько, сколько нужно каждому — по омеру6 на человека, собирайте на каждого в шатре своем“».
17 Так и сделали все сыны Израилевы, собрали кто сколько: одни больше, а другие меньше;
18 но когда стали мерить омером, то у тех, кто собрал больше, не вышло излишка, а у тех, которые меньше собрали, недостатка не было. У каждого оказалось7 как раз столько, сколько ему было нужно.
19 «Ничего из собранного до утра не оставляйте», — сказал им тогда Моисей.
20 Иные, однако, не послушались его и отложили часть ими собранного до следующего утра. Но в том, что они оставили, завелись черви, и неприятный запах пошел от него.8 Разгневался Моисей на тех, кто ослушался его.
21 И собирали израильтяне по утрам манну, каждый собирал столько, сколько ему было нужно, а когда начинало палить солнце, всё, что осталось несобранным, таяло под его лучами.
22 В пятницу же, в шестой день недели, собрал каждый хлеба вдвое больше, по два омера на человека. И когда главы колен и родов9 пришли к Моисею и рассказали ему об этом,
23 он ответил: «Это как раз то, о чем говорил вам ГОСПОДЬ: завтра — день священного покоя,10 святая суббота ГОСПОДНЯ. Всё, что вам нужно испечь, — испеките сегодня, и что нужно сварить — сегодня же сварите, а что останется — отложите и сохраните для себя на завтра».
24 Как и велел Моисей, израильтяне отложили оставшееся в пятницу до утра — и оно не испортилось, и червей в нем не завелось.
25 И тогда Моисей сказал: «Сегодня ешьте то, что приготовили вчера, ибо сегодня суббота ГОСПОДНЯ, и на поле вы уже ничего не найдете.
26 Шесть дней вы собирали манну, в седьмой же день, в субботу, ее там не будет».
27 Но некоторые все же вышли собирать и в седьмой день, однако ничего не нашли.
28 И сказал тогда ГОСПОДЬ израильтянам через Моисея: «Долго ли еще будете отказываться исполнять Мои заповеди и указания?
29 Разве не видите, что Я, ГОСПОДЬ, установил для вас субботу, а потому в шестой день и пищу даю11 вам на два дня. В седьмой день оставайтесь в жилищах ваших, не покидайте их».
30 Народ внял словам этим и в седьмой день пребывал в покое.
31 Вот так и появилась у израильтян12 пища, которую назвали они манной («что это»). Она была белого цвета и походила на семя кориандра, а вкус у нее был как у лепешки с медом.
32 И сказал Моисей: «Вот что повелел ГОСПОДЬ: „Наберите один омер манны, и пусть хранится она для потомков ваших, дабы видели они пищу, которой насыщал Я вас в пустыне, когда вывел из Египта“».
33 Поэтому Моисей велел Аарону: «Возьми сосуд, насыпь в него омер манны и поставь его перед ГОСПОДОМ, чтобы сохранить ее во свидетельство для потомков ваших».
34
35
36 (Омер — это десятая часть эфы.) [34] Аарон сделал всё, как ГОСПОДЬ повелел Моисею: он поставил сосуд перед ковчегом со скрижалями Закона.13 Там он и хранился.
[35] И ели сыны Израилевы манну все сорок лет, пока не пришли в землю, где смогли поселиться. Питались они этой манной до тех пор, пока не достигли Ханаана.

Толкование Далласской семинарии

б. Обеспечение народа пищей в пустыне Син (глава 16)

1) Обеспечение хлебом и мясом (16:1−20).

Исх 16:1−12. Из пустыни Сур (15:22) израильтяне месяц спустя (сравните 12:6) добрались до пустыни Сан… между Елимом и… Синаем. Поскольку народ продолжал идти по направлению к Синаю, Господь обеспечил его несколькими необходимыми вещами, включая «хлеб» (16:4) и мясо перепелов (стих 13; сравните стихи 8, 12). Так как их переход растягивался уже на недели, запасы хлеба (12:34) должны были подойти у них к концу. В результате избавленный народ вновь принялся роптать на Моисея (сравните 15:24).

Нехватка хлеба заставила их позабыть об ужасном своем положении в Египте, и теперь они вспоминали лишь о еде, которая была у них там (сравните Чис 11:5), и осуждали намерения и действия своего вождя. И так же, как в Мерре Господь в ответ на их жалобы дал им воду, так и здесь Он откликнулся немедленно, послав им хлеб с неба (который они стали называть «манной»; толкование на Исх 16:31).

Хлеб этот появлялся рано поутру (стихи 8, 12−13) — точнее, на протяжении ночи (Чис 11:9) — и таял при жарком свете дня (Исх 16:21). Каждый день народу следовало собирать его столько, сколько нужно было ему на данный день. Смысл этого состоял в том, чтобы научить их доверять Господу; верить в то, что Он даст им еду в утро каждого дня!

На шестой день им следовало собирать манны столько, чтоб хватило на два дня, так как им было сказано, что на седьмой день небесный хлеб не появится в пустыне (стих 5; сравните стих 26). Моисей и Аарон укоряли народ за то, что ропщет против них (стих 7) и Господа (стих 8) и вновь уверяли его в том, что Он позаботится об удовлетворении их нужд. И узнают они, что Он Господь, Бог их (стих 12).

Исх 16:13−20. В тот же самый вечер Бог чудесным образом наслал на стан, (лагерь) перепелов — в ответ на просьбы народа дать им мяса (стих 3; сравните Чис 11:31−32, где речь идет о другом случае; Пс 77:27−28; 104:40). По осени перепел подобно фазанам и куропаткам, мигрирует на юг — из Палестины и Аравии в Центральную Африку, а весной возвращается. На египетских фресках и на предметах изобразительного искусства можно увидеть людей, которые ловят перепелов в силки.

Хлеб (сравните Исх 16:4) явился с росой. Когда же роса сошла, мелкие крупинки покрывали пустыню. Никогда не видевшие их дотоле, люди спрашивали друг у друга: что это такое? (толкование на «манну», к стих 31). Псалмопевец Асаф называет манну «ангельским хлебом» (Пс 77:25), потому что она была послана с неба.

Бог повелел им собирать ее из расчета по одному гомору (около 2-х кварт; таблицу «Библейская система весов и мер» — перед комментариями на книгу Бытия) на человека… сколько у кого в шатре; евреи так и сделали (Исх 16:17). Но некоторые из них, ослушавшись этого нового указания, оставили часть ее до утра. И Бог сделал так, что оставленный ими хлеб зачервивел.

2). Забота о субботнем отдыхе для народа. 16:21−30. Это первое в Библии упоминание о субботе. После шести дней трудов по сотворению мира Бог на седьмой день отдыхал (Быт 2:2−3). По-еврейски слова «седьмой» и «отдыхал» («почил») звучат одинаково. Позднее повеление Бога евреям отдыхать в субботу вошло в Десятисловие (Исх 20:8−11).

Исполняя повеление Господа (16:4), большинство народа собирало хлеб только на одни день, но в шестой день недели они собирали его вдвое больше, потому что седьмой день должен был быть днем отдыха (стих 23; сравните стих 26), святой субботой Господней (сравните стих 26). В субботу пища им не давалась, но часть припасов от шестого дня следовало испечь или сварить в расчете на седьмой день.

Не посчитавшись с наставлениями Божиими (стих 23), кое-кто из народа вышел и на седьмой день, чтоб собирать «хлеб». В неудовольствии спросил Господь, долго ли будут они уклоняться от соблюдения Его заповедей… и законов?

3) В память о милости Божией в пустыне.

Исх 16:31−36. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна (ман ху — «что это»? — сравните стих 15). Она представляла из себя «нечто мелкое, круповидное» (стих 14), белое… как кориандровое семя (род травы), по виду, словно капельки смолы (Чис 11 7; в русском тексте — «бдолах», слово, видимо, вышедшее из употребления; наверное, крупники эти были светлыми и липкими), а на вкус, как лепешка с медом. Говорится также (Чис 11:8), что манна имела привкус оливкового масла.

Затем Бог повелел Моисею сохранить один гомор манны (около 2-х кварт или десятую часть ефы — Исх 16:36) в сосуде — в память для будущих поколений о Божией милости. Манну следовало поместить пред ковчегом свидетельства (стих 34). «Свидетельством» или «откровением» называются две скрижали с текстом Закона на них (25:16; 31:18; 32:15; 34:29), помещенные в ковчег (25:16, 21), т. е. в самое святое место. Еврейское слово для «свидетельства» («откровения»), возможно, является специальным термином для обозначения условий завета. По поводу того, где должно было хранить манну — в ковчеге ли, как предполагается в Евр 9:4, или перед ним, толкование на 2-Пар 5:10.

Господь продолжал снабжать народ манной, пока он не пришел в Галгал, где стал есть продукты той земли (Нав 5:12). Так что манна в ковчеге была вечным напоминанием народу о верности ему со стороны Бога, Который заботился об удовлетворении его нужд.

Иисус Христос, напоминая евреям о манне (Ин 6:31, 49, 58) называл Себя «истинным (духовным) хлебом с небес» (Ин 6:32), «хлебом Божиим… с небес» (Ин 6:33), «хлебом жизни» (Ин 6:35, 48) и «хлебом живым… с небес» (Ин 6:51). Всякий, кто верует в Него, сказал Он, будет иметь жизнь вечную (Ин 6:33, 51, 58).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: вся община / общество сынов Израиля; то же в ст. 2, 9, 10.
4  [2] — Евр. тора — закон / учение; то же в ст. 28.
8  [3] — Букв.: даст Господь… хлеба досыта, поскольку услышал Господь ваш ропот.
14  [4] — Букв.: на земле.
15  [5] — Евр. ман ху, отчего, вероятно, небесный хлеб и получил название «манна» (евр. ман), ср. ст. 31.
16  [6] — Омер (Син. пер.: гомор) — мера сыпучих тел, около 2 л.
18  [7] — Букв.: каждый собрал.
20  [8] — Или: и испортилось оно; то же в ст. 24.
22  [9] — Букв.: все князья / вожди общины.
23  [10] — Или: завтра праздник (евр. шаббатон).
29  [11] — Букв.: дает.
31  [12] — Букв.: (у) дома Израилева.
36  [13] — Или: перед Свидетельством. Употребленное здесь евр. слово эдут имеет еще и такие значения, как «напоминание», «предупреждающий знак», но чаще всего оно отождествляется с Десятью заповедями, в особенности в связи со Святилищем (38:21), с ковчегом (25:21,22) и со скрижалями Закона (24:12; 31:18; 32:15; 40:20), которые иногда называются просто словом «свидетельство» в том смысле, что они свидетельствуют о воле Божьей в отношении человека.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.