Исход 23 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слухов пустых1 не распространяй; не поддерживай человека нечестивого, давая на суде показания заведомо ложные и злобные.
2 Не иди за толпой в деле злом и в разборе тяжбы не будь на стороне большинства, правдою поступаясь.2
3 На суде не спеши оказывать предпочтение бедняку.
4 Если случится тебе встретить заблудившегося быка или осла врага твоего, непременно отведи их к нему.
5 И, когда увидишь, что осел ненавистника твоего упал, ноши своей не осилив, не пройди мимо — помоги недругу твоему развьючить животное.
6 Не будь несправедливым, когда разбираешь тяжбы бедняков.
7 К обвинению ложному не будь причастен, чтобы не погубить тебе невинного и правого, — Я не оправдаю виновного!
8 Взяток не бери, ибо они и зрячих ослепляют: дело правых представляют в неверном свете.
9 Людей, пришедших жить в твою землю, не притесняй; вы же были пришлыми в Египте и знаете, каково человеку в чужой стране.
10 Землю свою ежегодно засевай и собирай урожай с нее в течение шести лет,
11 а в седьмой год в покое ее оставляй, невозделанной. Пусть тем, что на ней вырастет, кормятся бедные из народа твоего, а оставшееся от них дикие животные пусть доедают. Так же следует поступать тебе и с виноградником твоим, и с масличным садом.
12 Шесть дней ты можешь заниматься своей обычной работой, а в седьмой должен ее прекратить,3 чтобы могли отдохнуть и вол, и осел твой. Пусть набираются сил в этот день и сын рабыни твоей, и человек пришлый, работающий у тебя.
13 Смотри, ничего не упусти из того, что заповедал Я тебе. А имена других богов забудь,4 даже между прочим не произноси их.
14 Три раза в году устраивай праздники,5 их Мне посвящая.
15 Отправляй праздник Опресноков, как Я повелел тебе:6 ешь пресный хлеб семь дней, кои для того определены в месяце авиве, в том месяце, в который ты покинул Египет. В эти дни никто не должен приходить ко Мне на поклонение с пустыми руками.
16 Затем следует праздник Жатвы первых плодов труда твоего, уродившихся на засеянном тобой поле. И, наконец, праздник Завершения сбора плодов в конце года,7 когда уберешь с поля все плоды своего труда.
17 Вот когда три раза в году все ваши мужчины должны представать передо Мной, Владыкой ГОСПОДОМ.
18 Никогда не смешивай ничего квасного с кровью приносимой Мне жертвы.8 Жир животных, приносимых в жертву в дни праздников, Мной указанных, не оставляй до утра.
19 Лучшее из того, что на земле твоей выращиваешь, что в самом начале сбора урожая снимаешь, в Дом ГОСПОДА, Бога своего, приноси.
И козленка в молоке матери его не вари.9
20 Знайте, Я посылаю перед вами10 Ангела, чтобы хранил Он вас в пути и привел на то место, которое Я приготовил для вас.
21 Каждый следи за собой — вам жить при Нем, слушайтесь Его и воле Его не противьтесь, ведь не простит Он умышленного преступления вашего, Собой являя Меня.11
22 Но если будете слушаться Его и исполнять всё, что Я скажу через Него, стану врагом врагов ваших, противником ваших противников.
23 Когда Мой Ангел, идя перед вами, приведет вас к амореям, хеттам, периззеям, ханаанеям, хиввеям и евусеям — всех их истреблю Я.
24 А вы не поклоняйтесь богам их, не служите им и обычаям народов этих не следуйте. Сокрушите их идолов и камни их священные разбейте.
25 Только ГОСПОДУ одному, Богу вашему, служите, и благословит Он хлеб ваш и воду. Все болезни отведу от вас.
26 Не будет преждевременных родов и бесплодных не будет в стране вашей; жизнь ваша будет долгой.
27 На всем пути вашем впереди вас пойдет ужас, Мной вызванный.12 Я в смятение приведу все народы, к которым вы идете, так что увидите вы только спины убегающих от вас врагов.
28 Пошлю перед вами шершней13 злых, и погонят они прочь от вас всех хиввеев, ханаанеев и хеттов.
29 Я не стану изгонять их всех сразу за один год, иначе земля останется необработанной и дикие звери расплодятся на ней вам во вред.
30 Нет, изгонять эти народы Я буду постепенно, пока потомство ваше не умножится настолько, что вы сможете владеть всей этой землей.
31 Установлю границы ваши от Красного моря до моря Филистимского, от Великой пустыни до реки Евфрата; предам в ваши руки жителей земель этих, и вы прогоните их прочь от себя.
32 Никаких союзов не заключайте ни с ними самими, ни с богами их.
33 Не должны оставаться они в стране вашей, чтобы не ввели вас в грех против Меня, заманив служить их богам».

Толкование Далласской семинарии

Исх 23:1−9. Содержащиеся в этих стихах наставления и предостережения, развивающие 9-ую заповедь, были продиктованы потребностью в безусловной справедливости и беспристрастном суде. В судебных разбирательствах израильтянам полагалось давать правдивые показания. Они не должны были отступать от правды при решении тяжб, следуя примеру большинства, и даже сочувствие к бедным не должно было толкать их на это. Слова врага твоего в стихе 4 и 5, вероятно, означают «судящегося с тобой».

Несправедливый подход к бедным по причине их социального положения (стих 6; сравните стих 3), дача ложных показаний в суде, которая могла привести к гибели невинных людей (стих 7), принятие взяток (платы за благоприятное свидетельствование в суде, (в русском тексте дары), стих 8; сравните Втор 16:19 — это последнее было широко распространено в древности на Ближнем Востоке, и притеснение чужестранцев (пришельцев; сравните Исх 22:21; возможно, в 23:9 имеется в виду «притеснение» их при разборе судебных тяжб) — все это запрещалось.

п. Установление относительно субботы (23:10−13)

Исх 23:10−13. Далее Господь наставлял Израиль относительно так называемого «субботнего года» (стихи 10−11) и субботнего дня (стихи 12−13); эти наставления давались в развитие четвертой заповеди (20:8−11). Провозглашение «субботнего года» напоминало Израилю, что владеет землей Бог, а им она всего лишь доверена (Лев 25:23). Кроме того, «субботний год» устанавливался в интересах бедняков (убогих), которые могли бы подбирать колосья с поля.

Отдыхая на седьмой день, человек и животные освежат силы, необходимые им для работы в предстоящие шесть дней следующей недели. Этот раздел заканчивается (Исх 23:13) предупреждением общего характера о необходимости слушаться Бога и предостережением евреям, чтобы не чтили никаких других богов и даже имен их не упоминали.

р. Установления относительно ежегодных праздников (23:14−19)

Исх 23:14−19. Здесь Богом даются установления относительно трех сельскохозяйственных праздников, которые следовало справлять ежегодно: а) о празднике опресноков… в месяце Авиве (март — апрель), в то примерно время, когда собирают урожай ячменя; б) о празднике жатвы весной, когда начинают собирать урожай пшеницы (сравните 34:22) и когда первые плоды урожая следовало приносить Господу; и в) о празднике сбора плодов в начале осени (сентябрь-октябрь; таблицу «Календарь Израиля»).

Первый из этих трех больших сельскохозяйственных праздников был установлен в память о поспешном исходе из Египта (сравните 12:15−20). Второй праздник, на котором два хлеба, испеченных из зерна нового урожая, предлагались Господу (Лев 23:15−21), назывался также праздником седьмиц (недель; Исх 34:22), потому что справлялся через семь недель (50 дней) после праздника опресноков. В Новом Завете (Деян 2:1; 20:16; 1Кор 16:8) его называют днем Пятидесятницы. А третий праздник — сбора плодов — отмечавшийся в конце сельскохозяйственного или гражданского года, называли еще праздником кущей (Лев 23:33−36; Втор 16:13−15; 31:10).

Все эти праздники служили постоянным напоминанием Израилю о том, что Бог заботится о Своем народе.

Итак, три раза в году (Исх 23:14, 17; 34:23) все взрослые мужчины в Израиле обязаны были участвовать в богослужении, которое совершалось в шатре («кущах»), а позднее — в храме, приходя к Богу с хлебными приношениями и принося в жертву животных. Хлеб, приносимый на жертвенник, должен был быть испечен без закваски. Только лучшее из начатков урожая должно было приносить Господу.

Причиной запрещения варить козленка в молоке матери его (23:19 сравните с 34:26 и Втор 14:21), возможно, являлся соответствующий религиозный обычай у хананеян, которые, совершая так называемый ритуал плодородия, варили козлят в козьем же молоке. Бог не хотел, чтобы Его народ хоть в чем-то следовал практике языческих богослужений. Но не исключено, что запрещение это было направлено против бесчеловечного обращения с молодняком домашнего скота.

По-видимому, в дни праздника сбора плодов (Исх 23:16б) израильтяне подпадали под искушение делать то же самое, что обычно делали бедуины, а именно варить мясо молодых козлят в молоке их матери. Возможно, другими словами, этот запрет был для израильтян запретом использовать то, что предназначалось для поддержания жизни (козье молоко), в целях разрушения этой жизни. Наверное, именно это запрещение обусловило возникновение обычая, который и по сей день соблюдается евреями: не смешивать молочных продуктов с мясными.

с. Эпилог: обещание относительно завоевания земли (23:20−33)

Раздел, содержащий все перечисленные установления (он начинается с 20:22), заключал в себе и вселявшее радость обещание — о том, что Бог направит Свой народ в Обетованную землю, где вышеуказанные законы и надо будет исполнять. В этом разделе говорится как о проклятиях, которые постигнут за непослушание, так и о благословениях, которые будут даны в награду за повиновение; обещания эти аналогичны тем, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие.

Исх 23:20−26. Прежде всего, Господь подчеркивает необходимость послушания. Ангел (стих 20, 23), о котором здесь говорится, может быть, являлся особым ангелом-хранителем, данным Израилю (возможно, это был Михаил, Дан 12:1), или, что еще вероятнее, это был Сам Господь, либо Его, предшествовавшее Христу воплощение (сравните Быт 24:7 с Быт 24:27, а также толкование на Быт 16:9) — судя по тому, что Он имел власть прощать.

Бог обещал руководить Своим народом в предстоявшие ему дни: конкретно это руководство должно было, конечно, осуществляться через Моисея и Аарона. Когда они придут в Ханаан, Бог обещал им истребить их врагов, с которыми они там столкнутся (относительно названий народов в 23:23 толкование на 3:8). А израильтянам следовало разбить ханаанских идолов и их священные камни (в Русском тексте — столбы: сравните с 34:13; Втор 7:5; 12:3). Возможно, речь идет о каменных символах мужского плодородия. Если они станут служить Богу и слушаться Его, то будут здоровы, дни их будут долгими, а потомство — обильным.

Исх 23:27−30. Далее Бог обещал израильтянам отдавать им землю постепенно. Их враги, устрашенные Богом, будут приходить в смятение и отступать перед ними. В страхе и панике они побегут — словно от жалящих шершней (сравните 15:15; Чис 22:3; Нав 2:9−11, 24; 5:1; 9:24). Некоторые исследователи Библии понимают этих «шершней» (насекомые из семейства ос) буквально. Другие полагают, что под ними подразумевалась армия египтян.

Предполагалось, что завоевание Обетованной земли займет более года; на самом деле завоевательные войны, возглавленные Иисусом Навином, в результате которых не все еще враги израильтян были истреблены, растянулись на семь лет (1406−1399 гг. до Р. Х.). Если бы Бог не отдавал им эту землю мало-помалу (сравните Суд 1), а отдал всю сразу, то земля опустела бы, и прежде чем евреи сумели бы осесть на ней, дикие звери чрезмерно бы в ней размножились.

Исх 23:31−33. Затем Бог сказал им о границах Обетованной земли. Чермное море, в данном случае, означает ту часть его, которая известна как Акабское море (вероятно, оно должно было соответствовать юго-восточной границе страны). Филистимскому морю (подразумевается Средиземное море) предстояло обозначить западную границу, пустыне — южную границу, а реке Евфрат — северную (или северо-восточную) границу.

Эта территория была оккупирована в царствование Соломона (1Цар 4:21), хотя значительная ее часть не вполне покорилась Израилю. Вкрапления враждебно настроенных народов оставались на ней в качестве его вассалов (сравните Втор 11:24; толкование на Втор 1:7). Их присутствие в Обетованной земле служило постоянной угрозой Израилю, как и предсказывал Бог.

В книге Иисуса Навина (9:3−15) записано, как нарушили евреи повеление Бога не вступать в союз (сравните Исх 34:12) и не заключать договоров ни с одним из народов в земле Ханаанской. В случае, если Израиль не прогонит врагов от лица своего (23:31), те станут склонять его ко греху, в первую очередь, посредством идолопоклонства. Дальнейшая история Израиля определенно подтверждала это.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: слухов ложных; или: сплетен.
2  [2] — Или: извращая (правосудие).
12  [3] — Или: в покое пребывай; ср. Быт 2:2 и примеч. «б» к Быт 2:2.
13  [4] — Букв.: не вспоминай; здесь употреблен евр. глагол захар в культовом значении «призывать / вызывать».
14  [5] — Евр. слово тахог (от корня хагаг) использовалось для описания праздника, сопровождавшегося паломничеством. Моисей употребляет его впервые в обращении к фараону (5:1).
15  [6] — См. 13:3−10.
16  [7] — В конце лета — начале осени.
18  [8] — Букв.: не забивай (проливая кровь) Моей жертвы при квасном (у тебя в доме), т. е. нельзя есть пасхального агнца с квасным (дрожжевым) хлебом.
19  [9] — Очевидно, этот запрет был реакцией на древний ханаанский и сирийский обычай.
20  [10] — Букв.: перед тобой.
21  [11] — Букв.: так как имя Мое в Нем — это выражение может считаться явным отождествлением Ангела с Богом; вообще же в Св. Писании слово «имя» в ряде случаев представляет личность (ср. Чис 1:2), и особым образом оно относится к Богу, когда Он открывает Себя людям (см. Пс 8:1; Зах 10:12; Ин 17:6).
27  [12] — Букв.: ужас Мой пошлю пред тобой.
28  [13] — Шершень — крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.