Исход 24 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Моисею было сказано, чтобы он опять взошел на гору к ГОСПОДУ, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля; им дозволялось совершить свое поклонение лишь издали.1
2 Приблизиться же к ГОСПОДУ мог лишь один Моисей, и никто иной кроме него; а народ не должен был подниматься с ним на гору.
3 Моисей пришел и передал народу все предписания ГОСПОДА и все указания Его. Народ отозвался единодушно: «Будем делать всё, что повелел ГОСПОДЬ».2
4 Всё сказанное ГОСПОДОМ тогда же записал Моисей в Свитке Завета. Встав рано утром, воздвиг он у горы жертвенник и сложил рядом с ним двенадцать камней священных по числу колен Израилевых.
5 Потом велел он юношам израильским совершить всесожжения и заколоть быков, чтобы народ и левиты могли вместе пировать и принести ГОСПОДУ благодарственные жертвы.3
6 Кровь животных Моисей собрал и половину ее слил в чаши для служб ритуальных, а остальной окропил жертвенник.
7 После того взял он Свиток Завета с только что сделанной записью и прочитал ее народу. «Всё, что повелел ГОСПОДЬ, будем исполнять и будем Ему послушны», — сказали израильтяне.
8 Окропил тогда Моисей народ кровью, что слита была в чаши, и сказал: «Это кровь Завета, того самого Союза, который заключил с вами ГОСПОДЬ согласно всем этим словам, в Свитке записанным ».
9 Затем Моисей взошел на гору, взяв с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля.
10 И видели они образ 4 Бога Израилева. Под ногами Его — нечто подобное мозаичному полу из сапфира, голубое и ясное, как само небо.
11 Бог не допустил гибели5 вождей народа израильского: они удостоились видеть Его образ и после совершенных жертвоприношений все вместе ели и пили.
12 И еще раз ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе скрижали каменные с Законом, с заповедями, кои Я написал для наставления народа Моего».
13 Вместе со служившим при нем Иисусом Моисей тотчас же отправился на гору Божию,
14 сказав старейшинам: «Ждите нас здесь у подножия Синая, пока не вернемся к вам. С вами останутся Аарон и Гур. Если надо кому решить дело какое, пусть обращается к ним».
15 Итак, Моисей поднялся на гору, и облако окутало ее.
16 Слава ГОСПОДНЯ пребывала на горе Синай, и шесть дней окутывало ее облако, а в седьмой — воззвал из него ГОСПОДЬ к Моисею.
17 Огню испепеляющему подобна была слава ГОСПОДНЯ на вершине горы — такой видели ее сыновья Израиля.
18 Моисей вошел прямо в облако, когда восходил на гору. Пробыл он там сорок дней и сорок ночей.

Толкование Далласской семинарии

т. Подтверждение завета (24:1:11)

Завет со всеми его условиями — включая 10 заповедей и установления — посредством которого должно было совершаться отныне управление израильским народом, как народом истинного Бога, был дан. Народу оставалось утвердить заключение союза.

Исх 24:1−4а. Бог призвал Моисея пред лицо Свое вместе с Аароном, двумя старшими сыновьями Аарона, Надавом и Авиудом (сравните Лев 10) и семидесятью старейшинами (вождями) народа; при этом мужчины, все 73 человека, за исключением Моисея, должны были держаться на расстоянии (сравните Исх 19:12−13, 24) от Господа — из почтения к Его величию и святости. Моисей пошел на вершину горы, а 73 вождя, хоть и были на горе, но не приближались к ее вершине; весь же народ ожидал у подножия горы.

Теперь Бог был готов утвердить Завет (получивший название Моисеева завета) со Своим народом. Моисей пересказал им все слова, сказанные Господом, и данные Им законы (20:22 — 23:33), которые стали называться «книгой завета» (24:7). Выслушав эти законы, люди от сердца согласились подчиняться им (сравните 19:8), и Моисей записал Божии заповеди.

Исх 24:4б−8. Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего он поставил… жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых. Поскольку священства из племени Левитов еще не существовало, израильские юноши (возможно, из числа посвященных Богу перворожденных, 13:1−16) и сам Моисей служили в качестве священников: они… принесли всесожжения и мирную жертву Господу.

В процессе церемонии утверждения закона Моисей… окропил кровью жертвенник (24:6), окропил ею и народ (стих 8), который слушал, как читал Моисей книгу завета, и вновь обязался исполнять его (стих 7, сравните стих 3). Это единственный случай в Ветхом Завете, когда люди были окроплены кровью. Возможно, это было сделано в том же смысле, в каком были окроплены камни, представлявшие их (стих 4). (По поводу послушания и кропления кровью толкование на 1Пет 1:2).

Кровь, которой кропили, служила символом юридического оформления делового контракта между Богом (представляемым жертвенником, Исх 24:6), и народом (представляемым камнями), Израиль таким образом был официально отделен посредством крови (крови завета), чтобы быть народом истинного Бога. Позднее Новый Завет, установленный Иисусом Христом, тоже был утвержден посредством крови, Его собственной (Лк 22:20; 1Кор 25−26).

Исх 24:9−11. Моисей… Аарон, два старших сына Аарона и семьдесят из старейшин взошли на гору с целью подтверждения завета перед лицом Бога. Поскольку никто не мог, увидев Бога, остаться в живых (толкование на 33:11, 20; Ин 1:18), они видели Бога Израилева в том, вероятно, смысле, что им дано было видение Господа, позволившее им понять, каков Он. Зрелище это было несомненно столь грандиозным и внушавшим такой благоговейный ужас, что глаза их могли видеть лишь подножие трона Его, которое показалось им подобным работе из… сапфира; (сравните с «престолом из сапфира» в книге Иезекииля 1:26).

Сказано, что это лицезрение Господа не убило их (Он не простер руки Своей на избранных… Они… ели и пили; т. е. остались в живых).

4. РИТУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА И УСТАНОВЛЕНИЯ (24:12 — 31:18)

Итак, Моисеев завет был утвержден. (24:1−11), и Израиль стал теократическим государством, т. е. таким, управление которым осуществлялось под контролем Бога. Будучи искуплен Богом из рабства и вступив затем с Ним в завет — на основании данных Им законов, Божий народ был теперь наставлен относительно того, как правильно совершать Богослужения.

Моисей был призван в Божие присутствие, чтобы получить, наряду с 10 заповедями, написанными на каменных скрижалях, и другие уставы и постановления (24:12); назад он вернулся через 40 дней (31:18; 34:28). Все это время Бог говорил Моисею о форме служения Ему, которой должен следовать Израиль. Центром его средоточения должна была стать скиния.

В этом большом разделе (24:12 — 31:18) трактуются уставы и правила, касающиеся святилища и священнического служения, — то есть законы отправления обрядов, которые лежат в основе завета и сопутствуют ему от начала до конца.

а. Обстановка, в которой был дан церемониальный закон (24:12−18)

Исх 24:12−18. Моисей был призван на гору, пред лицо Божие, чтобы получить скрижали каменные с текстом закона (Десяти заповедей; 20:2−17, сравните 34:28) на них и указания относительно Богослужений Израиля. Десять заповедей Бог дал Моисею раньше, но теперь они были начертаны на камне.

Руководство народом было временно передано Аарону и Ору (сравните 17:10, 12), Моисей же с Иисусом Навином отправились на Синай, гору Божию (сравните 3:1; 4:27; 18:5). Иисус Навин, впервые упоминаемый в 17:9, все более выделялся среди израильтян (сравните 33:1). Возможно, он поднимался вместе с Моисеем лишь часть пути.

Облако, представлявшее Божию славу (сравните 19:16), возвестило о том, что Бог приближается к Моисею. ... слава Господня осенила гору Синай, и там по прошествии шести дней Бог вступил в контакт с Моисеем, говоря с ним из… облака. Снизу, от подножия горы, люди видели славу Божию, как огонь поядающий (сравните 19:18). Оставаясь на горе сорок дней… Моисей все это время ничего не ел и не пил (сравните Втор 9:9).

План скинии

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Продолжается рассказ, прерванный в 20:21 содержанием «Свитка Завета / Союза» (20:22 — 23:33).
3  [2] — Букв.: все слова, которые говорил Господь, исполним.
5  [3] — Или: от жертвы, принесенной в знак благополучия и мира (евр. зевах шеламим — традиционный перевод — «жертва мирная»; друг. возм. пер.: «жертва общения» — жертва, указывающая на восстановление общения между Богом и человеком. Слово шеламим включает в себя такие понятия, как здоровье, цельность, благополучие и мир); такого рода жертвы приносились теми, кто хотел порадоваться вместе с братьями-израильтянами своему преуспеванию и жизни в мире с Богом и людьми, пиршествуя с родными и левитами прямо во дворе Святилища. Обыкновенно этому предшествовала жертва за грех и всесожжение.
10  [4] — Хотя в подлиннике нет слова «образ», вероятно, именно это имеется в виду, ведь о Моисее сказано, что «образ / подобие Господа он видит» (Чис 12:8); то же в ст. 11.
11  [5] — Букв.: не простер Он руку Свою против.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.