Исход 32 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда люди увидели, что Моисея нет с ними — он не сходит с горы, это повергло их в страх и разочарование.1 Они обступили Аарона и потребовали от него: «Хватит ждать! Сделай нам бога,2 который бы зримо шел перед нами! Не знаем, что случилось с этим человеком, Моисеем, который вывел нас из Египта!»
2 Аарон уступил им: «Что ж, соберите все серьги золотые, что носят жены ваши, сыновья и дочери, и принесите их мне».
3 Народ так и сделал: собрал все золотые серьги свои и принес их Аарону.
4 Тот взял всё, что ему дали, и тут же начал переплавлять золото. Так он сделал тельца, обложив золотом деревянное резное изваяние его.3 Народ восторженно кричал: «Вот божество твое, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!»
5 Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра — праздник, ГОСПОДУ посвященный!»
6 На другой день, встав рано утром, они принесли некоторых животных в жертву, целиком сжигаемую, а некоторых — в жертву благодарственную.4 После того они устроили праздничное пиршество: ели и пили, а потом, по языческому обычаю, предались разврату.5
7 ГОСПОДЬ тогда сказал Моисею: «Возвращайся скорее назад, ибо растлился твой народ, который ты из Египта вывел.
8 Как быстро совратились они с пути, которого Я повелел им твердо держаться: сделали себе идола — тельца литого — и стали ему поклоняться, ему жертвы приносят и говорят при этом: „Израиль! Вот божество твое! Вот кто вывел тебя из Египта!“»
9 К сему ГОСПОДЬ прибавил: «Смотрю Я на этот народ: ну и упрям же он!
10 Потому оставь Меня теперь, дабы низвел Я на них огонь гнева Своего и истребил их! А от тебя Я произведу великий народ».
11 Но Моисей стал умолять ГОСПОДА, Бога своего: «ГОСПОДИ, зачем тебе так сильно гневаться на народ сей, на тех, кого из Египта Ты вывел, явив великую силу и могущество руки Своей?
12 Зачем давать повод египтянам осыпать насмешками нас: „Со злым умыслом Он увел их, увел, чтоб в горах погубить, стереть их с лица земли“? Смени Свой гнев на милость и не карай бедствием народ Свой!
13 Вспомни Авраама, Исаака и Израиля,6 рабов Твоих, коим Ты клялся Самим Собою: „Великим сделаю потомство ваше, неисчислимым, как звезды небесные“. Вспомни, что обещал Ты им: „Всю эту землю, о которой сказал вам, дам потомкам вашим, и будут владеть они ею вечно“».
14 И смилостивился ГОСПОДЬ: отменил Он то бедствие, кое намеревался навести на народ Свой.
15 Моисей отправился в обратный путь. Стал он спускаться с горы, держа в руках две скрижали Закона.7 На скрижалях были письмена с обеих сторон: и спереди, и сзади.
16 Сами эти скрижали были делом рук Божьих, и письмена на них были письменами Божьими.
17 Тут Иисус услышал шум и крики людей. «Шум сражения в стане», — предположил он.
18 «Нет, — ответил ему Моисей, —

то не крик победителей
и не стенание побежденных.
Звуки песен я слышу!»

19 И в самом деле, когда Моисей приблизился к стану, он увидел тельца и буйные пляски. Гнев охватил его — он разбил скрижали о камни, бросив их у горы,
20 схватил тельца, коего они изваяли, в огне сжег его, оставшееся от него стер в порошок. Порошок этот в воду высыпал Моисей и заставил всех израильтян пить ее.
21 А затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?»
22 «Не гневайся, господин мой! — ответил Аарон. — Ты ведь сам знаешь этих людей: необузданны они, на зло падки.
23 Они вынудили меня, потребовали: „Сделай нам бога, который повел бы нас за собой. Мы ведь не знаем, что случилось с этим Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта“.
24 Вот я и сказал им: „У кого есть золото, снимите с себя“. Они отдали мне золото, и я бросил его в огонь. И вышел этот телец».
25 Моисей увидел, что люди впали в безудержное распутство (Аарон дал волю этому проявиться, врагам на осмеяние).
26 Встал тогда Моисей у входа в стан и возгласил: «Кто за ГОСПОДА — ко мне!» И собрались вокруг него все сыновья Левия.
27 Моисей сказал им: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Возьмитесь за мечи и пройдите по всему стану, из конца в конец; убейте каждого отступника, любого, кто бы ни был он — брат ли ваш, друг или сосед“».8
28 И сыновья Левия сделали, как повелел Моисей. До трех тысяч человек погибло в тот день из народа израильского.
29 Всё было по слову Моисея: «Сегодня, когда каждый из вас идет против сына своего либо брата, посвятите себя9 на служение ГОСПОДУ, и да ниспошлет Он вам благословение!»
30 На другой день Моисей сказал всему уже народу: «Великий грех совершили вы. Опять пойду я к ГОСПОДУ и, быть может, смогу восстановить ваше с Ним единение, нарушенное грехом, который вы сделали».10
31 И возвратился Моисей к ГОСПОДУ и воззвал к Нему: «Увы, в грех великий впал народ этот: бога из золота сделал себе, поклоняться стал ему!
32 Если бы Ты на сей раз простил их грех!.. А если нет, тогда, молю Тебя, вычеркни11 и мое имя из книги Твоей, книги, Тобой написанной о тех, кому жить суждено ».
33 Но ГОСПОДЬ возразил ему: «Всякого, кто согрешил предо Мной, из книги Моей вычеркну.
34 А теперь ступай и веди этот народ туда, куда Я указал тебе; и помни, Ангел Мой всегда будет идти перед тобой. Но им, согрешившим, Я всё же воздам, когда придет день возмездия Моего».
35 (Покарал ГОСПОДЬ израильтян за тельца, которого они сделали, того, что отлил для них Аарон.)

Толкование Далласской семинарии

Б. Падение и восстановление Божиего народа (главы 32−34)

I. ИЗРАИЛЬ НАРУШАЕТ ЗАВЕТ (32:1 — 33:6)

а. Идолопоклонство народа (32:1−6)

Исх 32:1. В то время как Моисей переживал радость духовного триумфа, народ Божий пал в духовном отношении крайне низко. Бог неоднократно являл им Свою силу и сострадание, но они скоро позабыли все это. Книга Исхода не раз свидетельствует нам о том, что на чудные проявления Его благодати израильтяне отвечали бесчувственностью и недовольством, переходившим в бунт.

Народ устрашился долгого отсутствия Моисея (он пробыл на горе 40 дней; 24:18), и вот пришел к Аарону, своему временному вождю (24:14). Высказав предположение, что Моисей больше не вернется, чтобы вести их и успокаивать (ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось), они стали просить о замене, некоем суррогате «бога», который бы шел перед ними. Желая, чтобы Аарон сделал им бога, они не столько искали «замены» Яхве, сколько выражали потребность в некоем видимом, осязаемом объекте, за которым могли бы следовать.

Исх 32:2−4. С целью удовлетворить их требование Аарон сказал людям, чтоб дали ему свои золотые серьги (вероятно, полученные ими у египтян в день Исхода;, 12:35−36), затем он расплавил их и отлил идола в виде тельца. И «поклонился» народ тельцу. Вторая заповедь (20:4−6; сравните 20:23), которую они, хоть и устно, но уже получили от Бога через Моисея, была недвусмысленно нарушена. Представляется, однако, маловероятным, чтобы и Аарон приписывал заслуги избавления их из Египта кому-либо еще, кроме истинного Бога.

Исх 32:5−6. Затем Аарон сделал жертвенник, и на следующий день, объявленный им праздником господу, израильтяне принесли всесожжения и привели жертвы мирные. Но далее их действия вылились в разгул (и сел народ есть и пить, а после встал играть; сравните 1Кор 10:7; употребляемое в последнем случае еврейское слово предполагает безнравственные действия). Так была нарушена седьмая заповедь (Исх 20:14). Израильтяне пели и танцевали (32:18−19) и сделались «необузданны» (стих 25). Безнравственное поведение зачастую сопутствовало поклонению идолам (Рим 1:22−24). И при всем при этом народ полагал, что поклоняется истинному Богу!

б. Ходатайство Моисея (32:7−14)

Исх 32:7−10. Моисей все еще был на горе, когда Бог сказал ему, что развратился народ (стих 7), что это народ… — жестоковыйный (стих 9), значит — упорный и неспособный на отзывчивость (сравните 33:3, 5; 34:9; Втор 9:6, 13; 10:16; 31:27).

В гневе Своем Бог отказался впредь именовать этот народ как Свой собственный, Он даже не захотел более напоминать, что вывел его из Египта (народ твой, который ты вывел из земли Египетской, — говорит Он Моисею, 32:7; сравните «народ сей» в стихе 9). Поведав Моисею, что они сделали (стих 8), Бог сказал, что накажет их за бунт, уничтожив их, и что от Моисея Он произведет новый народ (и произведу многочисленный народ от тебя, стих 10).

Исх 32:11−14. Отвергая ссылку Бога на Израиль как на его, Моисея, народ (стих 7), он называет израильтян народом Твоим — (стих 12), напоминая Ему, что праотцам его — Аврааму, Исааку и Израилю (Иакову) Он клялся… Собою (стих 13). Затем Моисей стал молить Бога о милости, ссылаясь не только на обещания Его патриархам, но и на свои свидетельствования египтянам (32:12).

Уничтожение Израиля послужило бы к отмщению фараона и богов Египта, и египтяне стали бы насмехаться над истинным Богом. Кроме того, на Бога стали бы смотреть как на Нарушающего обещания Свои — ведь Он сказал, что сделает потомков патриархов бесчисленными (Быт 15:5; 22:17а; 26:4а; 28:14; 32:13) и что введет их в землю Обетованную (Быт 15:18−21; 22:17б; 26:46; 28:13; 32:13).

Моисей сознавал, что израильский народ согрешил и не искал оправдания его действиям. В конце-концов Бог отменил Свое решение, осуществлением которого угрожал Израилю. Это означало, однако, не изменение мнения Его, а взятие Им «нового курса» по отношению к народу. Употребленное в оригинале еврейское слово говорит именно об облегчении планировавшегося, нежелательного для евреев курса действий. Не следует думать, что Богу не присуща гибкость; Он откликается на нужды отдельных людей, реагирует на занимаемую ими позицию, на их поступки и поведение.

в. Гнев Моисея (32:15−29)

Исх 32:15−18. Когда Моисей спускался с горы, неся две скрижали Десятисловия (сравните 31:18), к нему присоединился Иисус Навин, который, видимо, ожидал его где-то на полпути (сравните толкование на 24:13) и не знал, что творят израильтяне. Иисус думал, что стан подвергся нападению врагов. Но Моисей, который все уже знал от Бога, сказал ему, что слышит голос поющих и дал понять Навину, что народ пьянствует и занимается безнравственными делами.

Исх 32:19−20. Вот что в гневе проделал Моисей, у подножия горы он разбил… скрижали закона — в знак того, что народ нарушил завет; он сжег идола, стер его в порошок, который растворил в воде (горного потока, Втор 9; 21), и дал людям ее пить. Этими действиями он продемонстрировал как бессилие идола-тельца, так и гнев Бога. Хотя золотой идол, будучи проведен через огонь, не был уничтожен, он был истолчен в мельчайшие кусочки. Питье воды, в которой они были растворены, символизировало, что народ должен был нести последствия своего греха.

Исх 32:21−24. Затем Моисей призвал к ответу за то, что произошло, Аарона. Объяснение Аарона прозвучало столь же нелепо, сколь нелепо выглядели действия народа. Он обвинил народ (стихи 22−23) и затем солгал, будто идол «получился сам собой»: я бросил его (золото) в огонь и вышел этот телец. Между тем, Аарон сделал идола своими руками (стих 4). Бог так прогневался на Аарона, что хотел было умертвить его (Втор 9:20).

Исх 32:25−29. Наконец Моисей совершил суд над непокаявшимися. Он собрал у ворот стана всех, кто не поклонился тельцу. Единой группой собрались левиты. И им приказано было пройти по стану, из конца в конец его, убивая всех, кто продолжал упорствовать в грехе идолопоклонства. Три тысячи израильтян были поражены мечами левитов. Позднее погибли и другие от какой-то болезни, посланной Господом (стих 35). После исполнения этого ужасного задания левиты были отделены для Господа посвятите руки ваши Господу… да ниспошлет Он вам … благословение). Позднее они были назначены для несения службы при скинии (Чис 1:50−53).

г. Возобновление Моисеева ходатайства (32:30−35)

Исх 32:30−35. Хотя главные подстрекатели к бунту были преданы мечу (за исключением Аарона, за которого заступился Моисей; Втор 9:20), Моисей признал, что весь народ повинен в происшедшем. И вот он снова стал молить Господа: прости им грех их… Моисей сказал Богу, что если Он не пожелает простить Свой народ, то и он, вождь их, предпочтет, чтобы имя его было «изглажено» из книги Божией (Исх 32:32). Некоторые считают, что речь здесь идет о книге жизни (Откр 20:15; 21:27), в которой перечислены имена верующих, но более вероятным представляется, что Моисей имел в виду книгу переписи народа.

В таком случае слова Моисея, по-видимому, свидетельствуют о его желании преждевременно умереть (но не о желании страдать в вечности). Он не хотел принадлежать к грешному, непрощенному народу. Отвергнув мольбу Моисея Бог сказал ему, что накажет согрешивших (преждевременной смертью). Часть их действительно умерла от упоминавшейся выше болезни (Исх 32:35), а позднее и все израильские бойцы (за исключением Иисуса Навина и Халева) погибли в пустыне (Втор 1:35−36; 2:14). Но при этом Бог повелел Моисею продолжать вести народ (имелось в виду младшее поколение его) в землю, обещанную им (Исх 32:34). (Относительно Божиего Ангела в 33:2.)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: когда люди увидели, что Моисей задержался на горе и не сходит вниз.
1  [2] — Или: богов; то же в ст. 4, 8.
4  [3] — Или (ближе к букв.): он изготовил литого тельца — слово «литой», евр. массеха, в ВЗ относилось как к деревянным изображениям идолов с металлическим покрытием, так и к отлитым из металла.
6  [4] — См. примеч. к 24:5.
6  [5] — Букв.: стали играть / забавляться.
13  [6] — Т. е. Иакова.
15  [7] — Или: скрижали Свидетельства; см. примеч. к 16:34.
27  [8] — Или: родственник (какой); букв.: ближний.
29  [9] — Букв.: наполните свои руки — эта фраза употреблялась при посвящении на служение во Святилище. Она означала: возьмите (в свои руки) жертву для Бога, и так да совершится ваше поставление во священство.
30  [10] — Или: смогу получить прощенье для вас, пред Ним согрешивших.
32  [11] — Букв.: сотри / загладь; то же в ст. 33.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.