Исход 33 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Теперь, — сказал ГОСПОДЬ Моисею, — снимайтесь со стоянки и идите — и ты, и весь народ, что вывел ты из Египта, — идите в ту землю, которую Я клятвенно обещал Аврааму, Исааку и Иакову: „Потомкам твоим дам ее“.
2 Я пошлю перед вами Ангела и прогоню ханаанеев, амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев.
3 Вы придете в землю, что источает молоко и мед, но Сам Я с вами не пойду, чтобы Мое пребывание среди вас не обернулось погибелью для вас1 в этом пути, ибо вы — народ упрямый».
4 Загоревал народ, услышав такой суровый приговор, и никто не решался надевать на себя украшений своих.
5 А ГОСПОДЬ сказал тогда Моисею: «Объясни сынам Израилевым: если Я пойду с ними — даже какое-то короткое время, может случиться, что Мне придется их уничтожить из-за их же упрямства. Пусть они снимут с себя украшения, а Я решу, что делать Мне с ними».
6 (И сняли сыны Израилевы украшения свои у горы Хорив.)
7 Пока не было построено Святилище, Моисей обычно разбивал особый шатер вне стана и называл его Шатром Откровения.2 Тогда всякий, кто искал ответа от ГОСПОДА, мог пойти за стан к Шатру этому.
8 И когда Моисей направлялся к Шатру, все израильтяне вставали, выходили из своих жилищ и взглядом провожали вождя, покуда не входил он в Шатер.
9 Всякий раз в тот самый момент, когда Моисей оказывался в Шатре, столп облачный опускался и стоял у входа в Шатер, — и Господь говорил с Моисеем.
10 Все люди при виде сего столпа, что стоял у входа в Шатер Моисеев, поднимались со своих мест и в благоговейном трепете падали ниц у своих жилищ.
11 А ГОСПОДЬ в это время разговаривал с Моисеем3 так, как обычно говорит кто со своим другом. Потом Моисей возвращался в стан; молодой помощник же его, Иисус Навин, от Шатра не удалялся.
12 И сказал однажды Моисей ГОСПОДУ: «Вот Ты говоришь мне: „Веди народ сей“. Но не открыл, кого пошлешь Ты со мной, хотя и объявил мне: „Избрал4 тебя, ты снискал Мое расположение“.
13 Но если я действительно угоден Тебе, открой, молю, намерения Твои, помоги постигать Тебя, дабы и впредь я оставался угодным Тебе, Господи. И еще молю, помни, что люди эти — Твой народ».
14 ГОСПОДЬ ответил ему: «А если явные знаки Моей любви будут сопровождать тебя5 на всем пути, будешь ли ты спокоен?»
15 «Если не будет с нами этих явных знаков Твоей заботы и любви,6 — отозвался Моисей, — то лучше и не уводи нас отсюда.
16 А то как же узнаем мы, я и народ Твой, что обрели благоволение Твое? Не по тому ли, что Ты Сам пойдешь с нами? Это и отличит нас от всех народов на земле».
17 ГОСПОДЬ заверил Моисея: «Сделаю то, о чем ты просишь. Ибо ты снискал Мое расположение, и Я избрал тебя».
18 И когда Моисей попросил: «Позволь же мне увидеть славу Твою»,
19 ГОСПОДЬ ответил: «Я непременно это сделаю: Моей всеблагости дам перед тобою открыться7 и тем возвещу тебе, что несет в себе имя ГОСПОДЬ: Я милую, кого хочу помиловать, и кого хочу пожалеть — пожалею.
20 Но лик Мой нельзя тебе видеть, ибо не может человек, увидевший Меня, в живых остаться».
21 И еще сказал ГОСПОДЬ: «Смотри, есть место возле Меня, где ты можешь стоять на скале.
22 И как только здесь появится свет славы Моей, сокрою тебя в расселине скалы сей и рукою Своей заслоню тебя, пока не пройду мимо.
23 А когда отведу руку, ты сзади посмотришь на Меня; лик же Мой не увидишь».

Толкование Далласской семинарии

д. Уничижение народа (33:1−6)

Исх 33:1−6. Затем Бог повторил Моисею, чтобы он и народ продолжали идти к земле Обетованной. Это и было Его ответом на молитву Моисея (32:13). Действуя через Ангела (сравните 32:34 и толкование на 23:23), Бог поразит их врагов (толкование относительно этих этнических групп в 3:8), и они будут продолжать свой путь к земле, где течет молоко и мед (толкование на 3:8).

Народ был огорчен словами Бога: Сам не пойду среди вас. Им были обещаны Его защита и водительство через Ангела, но не личное Его присутствие. Ибо в этом случае, сказал Бог, Он мог бы погубить их по причине их «жестоковыйности». Однако в ответ на молитву Моисея (33:12−16) Бог в конце-концов согласился идти среди них (стих 17). Охваченные раскаянием, люди не пожелали надевать на себя свои украшения (кольца, ожерелья, ручные и ножные браслеты и т. п.).

2. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА БОГОМ (33:7 — 34:35)

а. Привилегированное положение Моисея (33:7−23).

В отличие от Израиля, чьи отношения с Господом были натянутыми, Моисей пребывал в близких взаимоотношениях с Ним. Стихи 7−23 свидетельствуют об уникальности этих взаимоотношений, проявлявшихся в двух связанных друг с другом аспектах.

Исх 33:7−11. Моисей был связан с Богом узами дружбы, и это явствовало из происходившего в шатре, который вождь еврейского народа поставил себе вне стана. Люди могли приходить туда, чтобы вопрошать Господа, искать Его духовного руководства. Этот шатер, хоть и не являлся собственно скинией, тоже назывался скиниею собрания. Когда…

Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный (сравните 3:21) и становился у входа в нее. О размерах этого шатра и о том, что в нем находилось, нам не говорится, но Моисеев шатер напоминал народу, что его грех — это фактор отчуждения, действующий в его взаимоотношениях с Богом. Евреям можно было поклоняться Богу, но только на расстоянии (33:10); Он находился вне их общества.

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (стих 11), что означает, что Он говорил с ним ясно и откровенно. А то, что Моисей соответственно говорил «лицом к лицу» с Богом, не противоречит тому факту, что ему не позволено было видеть Божиего лица (стих 20): «лицом к лицу» употреблено здесь в переносном смысле для обозначения упомянутых откровенных, дружеских отношений (сравните Чис 12:8; Втор 34:10 и толкование на Ин 1:18). Иисус Навин оставался в шатре. Возможно, чтобы так или иначе охранять его, когда Моисей уходил в стан.

Исх 33:12−23. Близкие отношения Моисея с Богом подтверждаются и занимавшими Господа заботами (о людях) духовного порядка. Этот текст может быть поделен на три части, каждая из которых начинается словами Моисей сказал (стихи 12, 15, 18). Вначале Моисей хотел узнать, каковы намерения Господа относительно Его народа. Бог повелел Моисею вести народ, но вне Его присутствия тот ощущал беспокойство.

Бог знал Моисея по имени, и это означает, что он принадлежал Богу. Итак, Моисей хотел и впредь познавать пути Божии и пользоваться Божиим благоволением. Моисей ходатайствовал перед Ним от имени всего народа, напоминая Богу, что они — Его народ (сравните стихи 13, 16; 32:11). И вот — ради того, чтоб не беспокоился Моисей (стих 14), — Бог отказался от своей угрозы не идти с ними (сравните 33:3, 5).

Вторая просьба Моисея как раз и касалась подтверждения Господом Его намерения действительно идти со Своим народом (стихи 15−17). Если бы Бог не сопровождал их в пути к земле Обетованной, то у них возникло бы немало серьезных проблем, и под угрозой оказалась бы репутация как народа, — так и Самого Бога. И снова Господь согласился удовлетворить просьбу Моисея, заверив его, что он приобрел благоволение Его (стих 17; сравните стих 16).

В-третьих, Моисей выразил желание увидеть славу Божию (стих 18). И эта его просьба была выполнена: Бог дал Ему более глубокое видение величия Своего и благости (33:19−23); провозглашая перед Моисеем имя Божие (стих 19, т. е. открывая перед ним Свою природу), Бог позволил ему лицезреть славу Его (стих 19) и увидеть Себя сзади, но не в лицо (сравните 3:6 и толкование на 33:11; Ин 1:18). Данный текст свидетельствует о том, что, хотя людям дано познавать Бога, познать Его до конца они не могут.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: чтобы не погубить Мне тебя.
7  [2] — Шатром Откровения (или: Шатром Встречи; евр. охель моэд) впоследствии называлось и то Святилище, которое было построено по указанию Господа (см. 28:43).
11  [3] — Букв.: говорил… лицом к лицу, т. е. в непосредственной близости.
12  [4] — Букв.: знаю тебя по имени — так указывается на особые личные отношения (то же в ст. 17).
14  [5] — Букв.: (если) лицо Мое пойдет с тобой… — это может быть понято как указание на личное присутствие Господа, так и на особые проявления Его любви к Моисею и народу в обещанном служении Ангела (см. 23:20; Ис 63:9). Друг. возм. пер.: Мое присутствие (на всем пути) будет для тебя явным, и Я дарую покой тебе.
15  [6] — Букв.: если не пойдет Твое лицо (с нами).
19  [7] — Букв.: пройти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.