Исход 8 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда ГОСПОДЬ велел Моисею снова пойти к фараону и сказать ему: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил служение Мне.
2 Если не отпустишь, то всю твою землю поражу: нашлю на нее полчища жаб.1
3 Весь Нил будет кишеть этими жабами. И выйдут они из реки и заберутся в дом твой, в спальню твою и в постель твою; проникнут они в дома слуг твоих и народа твоего, во все печи и квашни залезут.
4 Жабы будут на тебе, на народе твоем и на всех придворных твоих“».
5 И повелел ГОСПОДЬ Моисею: «Скажи Аарону: „Простри руку твою с посохом в сторону рек, протоков Нила и болот, чтобы наслать жаб на землю египетскую“».
6 Простер Аарон руку свою в сторону вод египетских — и вышли из них жабы и покрыли собою всю землю.
7 Но и маги опять силою чар своих сделали то же: наслали и они жаб на землю египетскую.
8 Тогда фараон позвал Моисея и Аарона. «Попросите ГОСПОДА, — сказал он, — пусть удалит от меня и подданных моих этих жаб, и я отпущу народ ваш принести жертву ГОСПОДУ».
9 Моисей так ответил фараону: «Ты вправе назначить мне срок, когда я должен попросить о тебе, о придворных твоих и о народе, чтобы вам избавиться от жаб, чтобы не было их в домах ваших и остались бы они только в реке».
10 «К завтрашнему дню пусть они исчезнут», — сказал фараон. «Будет по слову твоему, дабы узнал ты, что нет в мире никого равного ГОСПОДУ, Богу нашему, — ответил ему Моисей. —
11 И ты, и дворец твой, и придворные твои, и народ твой будете избавлены от жаб. Останутся они только в реке».
12 Как только Моисей и Аарон вышли от фараона, Моисей громко воззвал к ГОСПОДУ, прося Его об избавлении от жаб, которых Он наслал на все владения фараона.2
13 И сделал ГОСПОДЬ так, как просил Моисей: вымерли жабы в домах, во дворах и на полях.
14 Их собирали в кучи, и смрад стоял по всей стране.
15 Но когда фараон увидел, что кара миновала, он опять стал упрямиться и, как предсказывал ГОСПОДЬ, слушать не хотел Моисея и Аарона.
16 Повелел тогда ГОСПОДЬ Моисею: «Скажи Аарону, пусть он поднимет посох и ударит им по пыли, на земле лежащей, — и тогда не пыль, а мошки будут повсюду в Египте».
17 Так они и сделали: Аарон занес руку с посохом и ударил по пыли — и тут же тучи мошек облепили людей и скот. По всему Египту пыль, что была на земле, превратилась в мошкару.
18 Попытались и маги своими чарами произвести мошек, но не смогли. А мошки были повсюду — и на людях, и на скоте.
19 «Это перст Божий», — сказали маги фараону. Но фараон остался непреклонным и не послушал Моисея и Аарона,3 как и предсказывал ГОСПОДЬ.
20 После этого ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Завтра рано утром снова подойди к фараону, когда он будет идти к реке, и скажи ему: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Отпусти народ Мой, чтобы он совершил служение Мне,
21 если же не отпустишь народа Моего, Я нашлю на тебя и на слуг твоих, на народ твой и в дома твои рои слепней.4 Наполнятся ими дома египтян, да и сама та земля, где они живут, воскишит слепнями.
22 Пощажу в тот день лишь землю Гошен с народом Моим на ней — слепней там не будет, дабы знал ты, что Я, ГОСПОДЬ, Владыка на земле.
23 Я покажу, в чем различие5 между народом Моим и народом твоим. Сие знамение завтра же будет видимо““».
24 Так и сделал ГОСПОДЬ: полчища слепней стали одолевать дворец фараона, дома слуг его и весь Египет. Страна погибала от насекомых.
25 Тогда позвал фараон Моисея и Аарона и сказал им: «Идите и совершите жертвоприношение Богу вашему здесь, в этой стране».
26 «Это было бы неразумно, — возразил Моисей. — Ведь жертвы, кои мы приносим ГОСПОДУ, Богу нашему, египтян глубоко оскорбляют. Если мы станем открыто, на их глазах, совершать свои жертвоприношения, для египтян мерзкие и оскорбительные, разве не побьют они нас камнями?
27 Нам надо идти в пустыню — три дня пути отсюда — и там принести жертву ГОСПОДУ, Богу нашему, как Он велит нам».
28 «Я отпущу вас, — сказал фараон, — чтобы вы принесли жертву ГОСПОДУ, Богу вашему, в пустыне, только не уходите далеко. И помолитесь обо мне!»
29 Моисей пообещал: «Как только я выйду от тебя, помолюсь ГОСПОДУ, чтобы завтра же слепни покинули фараона, его придворных и народ. Только бы перестал фараон вводить нас в заблуждение и препятствовать народу нашему принести жертвы ГОСПОДУ».
30 Вышел Моисей от фараона и помолился ГОСПОДУ.
31 ГОСПОДЬ же сделал так, как Моисей обещал фараону: удалил Он насекомых от фараона, слуг его и от народа его; не осталось ни одного.
32 Но и в этот раз фараон проявил упрямство и не отпустил народ.

Толкование Далласской семинарии

б. Казнь 2: жабы (8:1−15)

Исх 8:1−4. Бог повелел Моисею вернуться к фараону с ультиматумом: или тот освободит израильтян, или его постигнет следующая кара, на этот раз — нашествие жаб. (Если же ты не согласишься… — эта мысль выражена также в 9:2; 10:4).

После того как в декабре спадали воды Нила, в нем появлялось множество жаб, и это было нормальным явлением; но это происходило в декабре, а не в августе. Кроме того, обычно жабы оставались близ Нила, а теперь они наводнили собой дома (8:3), дворы и поля (стих 13) — вероятно, потому, что в Ниле плавала дохлая рыба…

В глазах египтян жабы обладали божественной силой. В их пантеон входила богиня Хекет, которая изображалась с жабьей головой. Они верили, что из ее ноздрей исходит дыхание жизни, одухотворяющее тела тех, кого ее муж, великий бог Кнум, создал из земной пыли. Отсюда понятно, что убивать жаб запрещалось.

Совершая вторую казнь, Бог как бы говорил, что обратит еще одно божество египтян в проклятие им, а не в помощь… И вот жаб, этих священных животных, сделалось великое множество, и они проникли даже в спальни к людям. Из стихов 3−4 видим, что жабы вползали и в кухни, и даже взбирались на людей.

Исх 8:5−7. Следуя наставлениям Бога, Моисей приказал Аарону осуществить эту кару (стих 5), что тот и сделал (стих 6). При совершении первых трех казней свой жезл пускал в ход Аарон (7:19−20; 8:5−6, 16−17), а при осуществлении седьмой и восьмой казней жезл пускал в ход Моисей (9:23; 10:13). Египетские чародеи сумели воспроизвести и второе чудо (сравните 7:22), что не могло не привести к усугублению постигшего страну бедствия (8:7).

Исх 8:8−11. И тут повествование сворачивает к фараону, который, надо думать, хотел, чтоб его волхвы избавили Египет от беды, а не усугубляли ее. Теперь он обращается за помощью к Моисею и Аарону, и это говорит о том, что он несколько лучше «познакомился» с Богом евреев (сравните 5:2). Фараон искал помощи свыше, будучи так удручен, что хотел уже исполнить пожелание Моисея. Моисей позволил царю самому назначить время для снятия кары, но хотел при этом, чтобы царь осознал причину ее: дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш (8:10). Фараон попросил Моисея вознести молитву об избавлении от жаб на следующий день.

Исх 8:12−15. Моисей помолился, и на следующий день Бог положил конец этой каре. Лишь зловоние распространялось по земле от покрывавших ее мертвых жаб (и воссмердела земля). Но фараон отказался исполнить свое обещание.

в. Казнь 3: мошки (8:16−19)

Исх 8:16−19. В отличие от первых двух, об этой казни предупреждения не было. Как не будет его и в отношении 6-ой и 9-ой казней. Причина, возможно, — в лживых обещаниях фараона (стихи 8, 15). Упомянутые три казни совершились внезапно. Аарон… ударил… жезлом своим… в персть земную, и тучи жалящих насекомых, поднявшись, покрыли людей и животных.

По-еврейски мошки передаются словом кинним, которое встречается только в Ветхом Завете. Не исключено, что оно означает комаров. Утверждение и сделается персть мошками свидетельствует о том, что было этих «мошек» необычайное множество.

Третья казнь могла быть направлена на подрыв авторитета Сета, бога пустыни. А заодно — и египетского священства. Священники очень гордились чистотой своих тел и одежд; они постоянно сбривали с себя волосы и совершали омовения; они носили чистые льняные одеяния. И вот теперь, по воле Господа, тела и одежды этих служителей языческих культов были покрыты надоедливыми насекомыми.

Волхвы, не будучи в состоянии повторить это чудо, высказали предположение, что оно от Бога (это перст Божий; сравните 31:18; Втор 9:10; Пс 8:4; Лк 11:20). Но, как и предупреждал Господь (сравните Исх 7:3), фараон продолжал упорствовать и не каялся (сравните «как и говорил Господь» в 7:13, 22; 8:15).

г. Казнь 4: песьи мухи (8:20−32)

Исх 8:20−24. Этой, четвертой, казнью начинается второй цикл, состоящий из трех казней. Как и первые три, они направлены именно на египтян и только на них (И отделю… землю Гесем, на которой пребывает народ Мой; 8:22). Это показывает, что Бог проводил различие между израильтянами и египтянами (сравните 9:4; 11:7), предназначая Свой народ к освобождению, а других — к наказанию. И это лишний раз говорит о высшей власти Бога и Его могуществе.

Господь повелел Моисею снова встретиться с фараоном у Нила (сравните 7:15), чтобы завести речь об освобождении евреев. Если фараон откажется, рои мух (8:21) будут посланы на египтян и в их дома. Укусы «множества песьих мух» (стих 24) были весьма болезненны. Они тоже могли символизировать Ра, верховное божество Египта. Или бога Уатшит, которого представляли в образе мухи.

Исх 8:25−32. Умнея под напором четырех обрушившихся на него казней, фараон готов был пойти на компромисс. Израильтяне, сказал он, могли бы совершить жертвоприношение своему Богу, но на территории Египта, а не в пустыне. Однако для Моисея такой компромисс был неприемлем. Он объяснил, что характер их богослужения, с принесением в жертву животных, отвратителен для Египтян. По-видимому, потому, что египтяне почитали священными быка, символизировавшего бога Аписа или Ра, а также корову, представлявшую их богиню Хасор. Богослужение евреев египтяне восприняли бы как богохульство, и это могло бы привести к нападению на них.

Тогда фараон предложил другой компромисс: пусть евреи пойдут в пустыню, но только не уходят далеко (стих 28). Согласившись на это, Моисей, однако, предупредил фараона, чтоб не вздумал обманывать и на этот раз, как делал прежде (стихи 8, 15). Это предупреждение Моисея само по себе удивительно — и даже дерзко — ведь фараон почитался образцом справедливости и правдолюбия.

И вышел Моисей от фараона, полагая, что царь, возможно, сдержит слово. И как просил его фараон, Моисей помолился об избавлении Египта от песьих мух. Фараон, однако, снова передумал и отказался сдержать свое слово.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: лягушек.
12  [2] — Друг. возм. пер.: от жаб, как он (Моисей) обещал фараону.
19  [3] — Друг. возм. пер.: магов; букв.: их.
21  [4] — Значение евр. слова аров неясно. В LXX (и в соответствии с этим в славянском и Син. переводах) оно передано как собачьи мухи; в иных переводах — вредные насекомые, паразиты.
23  [5] — Так по LXX и Вульгате; масоретский текст: искупление.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.