Притчи 17 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем,
чем дом, в котором вдоволь мяса1
и при этом ссоры.
2 Разумный слуга будет повелевать
беспутным хозяйским сыном
и, словно брат его, с ним наследство разделит.
3 Серебру — тигель, и горн — для золота,2
а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.
4 Злодей прислушивается к коварным речам,
и лжец пагубным словам внимает.
5 Кто над бедным глумится,
тот Творца его хулит;
кто рад чужому горю,
сам безнаказанным не останется.
6 Внуки — лучшее украшение в старости,3
слава детей — и родителей слава.
7 Нет проку неразумному от многословия,4
тем более благородному — от лжи.
8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем:
на что ни взглянет, во всем успех.
9 Кто желает любви — простит обиду,5
а кто ее поминает — потеряет друга.6
10 Обличение больнее для разумного,
чем сто ударов7 для глупца.
11 Смутьян лишь к злу стремится,
но против него будет послан
жестокий вестник.
12 Лучше столкнуться с медведицей,
что лишилась своих детенышей,
чем с глупцом с его глупостью.
13 Кто за добро злом воздает —
в доме того зло и поселится.
14 Начало ссоры как прорыв запруды,
уступи, пока вражда не разрослась.
15 Оправдывающий виновного
и осуждающий правого —
всё это мерзость для ГОСПОДА.
16 Не помогут глупцу никакие деньги:8
не купишь за них мудрости, коли разума нет.
17 Друг любит всегда,
а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь. 9
18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого,
ручается за соседа.10
19 Кто любит беззаконие, тот распри любит,
а кто на зависть людям высокие ворота строит11
навлекает на себя погибель.
20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив,
тот, чей язык лукав, попадет в беду.
21 Горе тому, кто родил неразумного,
отец глупца не будет знать радости.
22 Радость на сердце — лучшее лекарство,
а отчаяние12 иссушает тело.13
23 Берет нечестивец взятку из-под полы,
чтобы извратить правосудие.14
24 Проницательный видит мудрость
прямо перед собой,
а глупец ищет ее на краю света.15
25 Глупый сын — печаль своего отца
и горе той, что его родила.
26 Несправедливо налагать взыскание16
на человека правдивого
и благородного бить за честность.
27 Осведомленный человек сдержан в слове,17
и здравомыслящий проявляет спокойствие.
28 Даже глупца, который молчит,
могут принять за мудреца;
тот, кто держит язык за зубами,
может умным показаться.

Толкование Далласской семинарии

Притч 17:1. Едва ли не каждый из стихов 1−20 касается в той или иной мере темы раздоров и мира. Под «заколотым скотом» в стихе 1 подразумеваются жертвы, принесенные Господу, так называемые «мирные жертвы» (сравните 7:14), мясо которых шло в пищу приносившим их.

Притч 17:2. Порой раб (слуга), будучи разумным (мудрым), мог унаследовать в древнееврейском обществе «имение» господина своего, вместо беспутного сына его, либо часть этого имения (наследства), получив ее наравне с братьями того сына, который стал позором для своих родителей (сравните 19:26). Напомним в этой связи, что Иеровоам, некогда служивший царю Соломону («раб Соломонов»; 3Цар 11:26 и далее), поднялся над неразумным и бесчестным сыном царя Ровоамом и возглавил 10 из 12 колен Израилевых (3Цар 12).

Притч 17:3. Очевидно, в основе этого сравнения лежит та мысль, что как серебро и золото очищаются сильным огнем и обнаруживают в результате его действия на них свои «достоинства», так и сердца людей, «призванных по… изволению» Бога (Рим 8:28), очищаются в «огне» посылаемых им испытаний, чтобы окрепнуть в своем уповании на Господа и в бескорыстной любви к Нему (сравните Иак 1:2−3; 1Пет 1:7).

Притч 17:4. Злой человек, как и человек лживый от природы, с готовностью «впитывают» в себя то, что соответствует их внутренней сути: они внимают устам беззаконным (нечистым, бессовестным, сеющим клевету) и «слушаются» языка пагубного (буквально: «наносящего урон, разорение другому человеку»).

Притч 17:5. Независимо от своего материального достатка, человек есть образ Творца, создавшего его; поэтому «ругаться», т. е. издеваться над ним, значит хулить Создателя (сравните 14:31). Надо заметить, что тут (как и во многих других местах Библии, особенно в Притчах и Псалмах) «нищий» противопоставляется человеку надменному, злобному, нечестивому. Он «нищ» не по причине своей праздности, которая Библией осуждается (Притч 28:19), а потому, что чужд духа стяжания и ищет лишь близости с Богом, к Которому исполнен безграничного доверия.

Такие «библейские нищие» являются, как правило, образом людей нравственно чистых и благочестивых. Мысль о том, что не останется ненаказанным злорадствующий чужому несчастью, перекликается здесь с той, что кара непременно настигнет каждого порочного человека и всякого «надменного сердцем» (11:21 и 16:5).

Притч 17:6. В основе этой притчи — высокое значение, которое придавалось древними евреями роду, семье, потомству. Радостью и гордостью друг для друга члены ветхозаветной семьи могли быть, однако, лишь в случае их должного отношения к Богу (Втор 6:2) и друг ко другу.

Притч 17:7. Первую часть этого стиха лучше прочитать так: «Не глупцу (евр. набал, подразумевающее человека, не отличающегося разумением и чуткостью в вопросах духовных) изрекать важные вещи (или — говорить красноречиво)» Тем более «неприлично» (вторая часть) знатному (подразумевается, тому, кто имеет власть, пользуется авторитетом) лгать.

Притч 17:8. Полагают, что в стихе 8 речь идет о даре (в значении одного из «даров совершенных»; Иак 1:17), которым награждается, словно драгоценным камнем, человек благочестивый; обладая им, он преуспевает во всяком деле.

Притч 17:9. Готовность «забыть» проступок ближнего противопоставляется злопамятности; первое свойство свидетельствует о любви, второе есть залог раздоров (10:12 и комментарий на этот стих).

Притч 17:10−11. Каждый из стихов 10−16 касается тех или иных форм зла или проявлений глупости. Так, в стихе 10 говорится о нечувствительности глупца к доброму наставлению (ему и ста ударов мало, чтобы проникнуться здравым смыслом), которой противопоставляется нравственная чуткость разумного (этому, чтобы понять свою неправоту, достаточно простого «выговора»). Возмутитель в стихе 11 — тот же «глупец», т. е. человек нравственно тупой, нечуткий, лишенный сострадания к другим; в силу этих своих «особенностей» он ищет только зла. Однако ему не избежать наказания; покарать его, говорит царь Соломон, будет послан ангел зла.

Притч 17:12. Общеизвестно, что медведица, лишившись своих детенышей, впадает в ярость и становится особенно опасной (сравните Ос 13:8). Но едва ли не большую опасность представляет из себя глупец с его глупостью, замечает Соломон. Конечно не каждый глупец одинаково опасен, тем не менее, мысль эта может быть понята как буквально (представьте себе столкновение с человеком явно глупым, который вооружен ножом или пистолетом!), так и в переносном смысле человек нравственно тупой (какими обычно бывают неумные люди), упорствуя в своей глупости, может принести окружающим немалые душевные страдания; в этом смысле он действительно опасен!

Притч 17:13. Воздавать злом… за добро во все века и у всех народов считалось преступлением, которое не останется ненаказанным. Здесь содержится прямая угроза проклятия, которое не отойдет… от дома человека, нарушающего этот нравственный закон.

Притч 17:14. Казалось бы, начало ссоры — житейская «мелочь» Но, начавшись, она быстро выходит из-под контроля. Поэтому Соломон как бы уподобляет ее небольшой трещине в плотине, которая, однако, быстро расширяется под напором воды. пока плотину не прорвет.

Притч 17:15. Стих касается показаний на суде. При совершении его любое отступление от истины будь то попытка оправдать нечестивого или обвинить праведного — мерзость пред Господом.

Притч 17:16. Более полно эта притча передана в английских переводах Библии; смысл ее в том, что глупец полагает, будто мудрость можно приобрести за деньги, тогда как для этого нужно искреннее желание, или соответствующее расположение сердца. А поскольку ничего этого у глупца нет, то безнадежна его попытка обрести разум в обмен на сокровище.

Притч 17:17. Мысль, основанная на вековечном опыте человечества: истинный друг, как и брат не оставит человека во время несчастия; он, напротив, в несчастье познается.

Притч 17:18. Неоднократно встречающаяся в Притчах мысль о неосторожности, свойственной неразумным, давать финансовое поручительство за другого (сравните с 6:1−5; 11:15).

Притч 17:19. В первой части этого стиха можно усмотреть некое обобщение сказанного прежде. Итак: дружественное расположение к ближним (стих 17) помогает преодолевать раздоры, однако, необдуманное финансовое поручительство (стих 18) может привести к ссоре; в ссорах же (стих 19) сплошь и рядом искажаются причины и следствия, и они, свидетельствующие о низкой морали ссорящихся, всегда есть грех; ссоры неизбежно ведут к несчастьям (сравните со стихом 14).

Высоко поднятые ворота во второй части притчи могут быть истолкованы как буквально (богатый человек возводит «высокие ворота» как символ силы своей и «неприступности»), так и в переносном смысле — как образ хвастовства; то есть в обоих случаях это свидетельство гордыни, которая раньше или позже приведет к падению (сравните 11:2; 16:18; 18:12; 29:23).

Притч 17:20. Коварное сердце не найдет Божьего благословения, следовательно не увидит и добра; лукавый, т е. лживый, склонный к клеветам, язык как раз и присущ «коварным сердцем», которым не миновать беды.

Притч 17:21. Неоднократно повторяющаяся в Притчах мысль о горе родителей, имеющих глупого сына. Примечательно, что слово «глупый» выражено в этом стихе двумя разными еврейскими словами; в первом случае это кесил (понимаемое как «тупой»), а во втором набал, подразумевающее человека, лишенного духовного восприятия вещей.

Притч 17:22. Тут та же мысль, что в 15:13, 15, 30 и в 18:14, о воздействии душевного состояния человека на его физическое здоровье. Веселое (сравните 15:13), точнее, счастливое сердце обладает свойством «врачевать», тогда как дух «не радующийся», унылый (как, к примеру, в случае отца, имеющего глупого сына) сушит кости (относительно этого образа в толковании на 3:8).

Притч 17:23. О взяточничестве, которое совершается втайне и направлено на извращение путей правосудия.

Притч 17:24. Сосредоточенность разумного на предмете, изучаемом им, противопоставляется невниманию глупца, который рассеянно «блуждает мыслями» тут и там.

Притч 17:25. Та же мысль, что в стихе 21, выраженная, однако, по-еврейски в более сильных терминах.

Притч 17:26. Здесь под «вельможами» понимаются представители законности, власти, поступающие честно, возможно, дающие непредвзятые показания в суде. Сводить с ними счеты за это (такой возможностью, очевидно, располагали только царь или вельможи, занимавшие еще более высокое положение) столь же безнравственно, как и обвинять в суде правого.

Притч 17:27−28. Разумный человек не произнесет необдуманного слова; он воздержен, или, что в данном контексте то же самое, — хладнокровен. Это свойство настолько похвально, что даже глупец, если немногословен, может показаться мудрым.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: жертв / жертвенного мяса.
3  [2] — Эта часть стиха дословно совпадает с первой частью стиха 27:21.
6  [3] — Букв.: венец старости.
7  [4] — Или: не пристала глупцу изысканная речь.
9  [5] — Или: проступок / грех.
9  [6] — Друг. возм. пер.: а кто об обидах судачит, разлучает друзей; ср. 16:28.
10  [7] — Явная гипербола, поскольку Закон Моисеев запрещал наносить в качестве наказания более сорока ударов, см. Втор 25:2,3.
16  [8] — Или (ближе к букв.): какой прок глупцу от денег в руке.
17  [9] — Масоретский текст не совсем ясен, другие переводят: (друг) и в беде, словно брат, придет на помощь. В 18:24 говорится, что бывает друг лучше брата.
18  [10] — Ср. 6:1−5; 11:13; 20:16; 22:26; 27:13.
19  [11] — Друг. возм. пер.: кто говорит высокомерно.
22  [12] — Или: уныние / унылый дух / сокрушенный дух.
22  [13] — Букв.: кости.
23  [14] — Букв.: пути правосудия.
24  [15] — Букв.: глаза глупца — на краю земли. Друг. возм. пер.: разумный повсюду видит мудрость, а глупец нигде ее не отыщет.
26  [16] — Или: денежное возмещение / штраф.
27  [17] — Или: кто сдержан в слове, тот разумен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.