Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА:
куда пожелает Он, туда его и направит.
2 Все пути человека прямы в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
3 Поступки справедливые и праведные
желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
4 Надменные взгляды и сердца гордые
сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
5 Замыслы человека усердного принесут достаток,4
а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
6 Богатство, добытое лживым языком, —
лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
7 Сметет7 нечестивцев само их злодейство,
потому что они отказываются
поступать справедливо.
8 Извилист путь человека порочного,8
а кто душою чист — тот поступает честно.9
9 Лучше на самом краю крыши ютиться,10
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.11
10 Нечестивец страстно желает зла
и ближнего своего не пощадит.
11 Наказывают бесстыдного человека —
простак мудрее становится;
когда же мудрого вразумляют —
он обретает знание.12
12 Праведный следит за домом нечестивца,
на беду нечестивцев обрекает.13
13 Кто к мольбам бедняков глух —
сам однажды позовет на помощь,
да никто не отзовется.
14 Тайный дар успокоит гнев,
взятка из-под полы лютую ярость погасит.
15 Когда торжествует справедливость,
праведник радуется,
а злодей приходит в смятение.14
16 Кто с пути разумного сбился,
лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
17 Любишь веселиться — в нужду попадешь;
тому, кто вино и пиры16 любит,
богатым не бывать.
18 Выкуп за праведника — нечестивец,
за честного — лжец.17
19 Лучше в пустыне жить,
чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
20 Запасется мудрый и сокровищем желанным,
и оливковым маслом,
а глупец всё проест.19
21 Кто стремится к праведности и неизменной любви —
обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
22 Мудрый человек выступит против
целого города воинов,
и разрушит твердыню,
на которую они полагались.
23 Кто в чистоте хранит уста свои и язык,
тот сохранит себя от бед.
24 Вот каков кощунник: дерзок он, надменен
и полон необузданной гордыни.
25 Погубит лентяя его собственная прихоть,
потому что руками не хочет трудиться.
26 Каждый день снедает его прихоть,
а праведник раздает, не скупясь.21
27 Жертвы нечестивцев —
мерзость для Господа,
а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
28 Лжесвидетель сгинет,23
а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,
выиграет тяжбу.24
29 У нечестивца глаза25 бесстыжие,
человек же честный думает,
как ему поступить.26
30 Бессильны пред ГОСПОДОМ27
и мудрость, и разум, и совет.
31 Готовят коня ко дню битвы,
но победа28 — от ГОСПОДА.

Толкование Далласской семинарии

Притч 21:1. В первых трех и последних двух стихах этой главы упоминается Господь. В этом стихе говорится о зависимости от Него «сердца царя» (сравните Притч 16:1, 9; Еккл 9:1). Сравнение с направляемыми потоками воды взято из ближневосточной сельскохозяйственной практики — искусственного орошения земли: работавшие на ней прорывали небольшие каналы в нужном им направлении и пускали по ним воду.

Подобно этому и Бог «направляет сердца» царей, причем не всегда, казалось бы, на доброе дело, ибо планы и замыслы Его во всей их глубине и исторической «масштабности» не доступны человеческому разумению. Примеры такого «руководства сердцами царей» находим в Исх 10:1−2 (применительно к египетскому фараону), в Ис 10:5−7 (применительно к Тиглат-Палассару), в Ис 45:1−6 (применительно к Киру), и в отношении Артаксеркса — в Езд 7:21 и в Неем 2:1−8. Сказанное во всех этих стихах, как и в стихе 1 данной главы, обосновывается в Притч 21:30.

Притч 21:2. Эта притча почти идентична той, что звучите 16:2. Людям сплошь и рядом кажется, что с их поведением («путем») «все в порядке» (сравните 12:15), но Господь судит о нем на основании известных Ему глубинных мотивов, которыми это поведение обусловливается (тогда как человеческое суждение исходит из впечатлений и соображений поверхностных). сравните со сказанным в 1Цар 16:76: Я смотрю не так, «как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». также Притч 17:3.

Притч 21:3. Праведное поведение и справедливые действия угоднее Господу чем жертва, говорит Соломон. В сознании и практике древних израильтян система жертвоприношений существовала как бы помимо добродетельной жизни, и ею не «подменялась». Между тем, учителя Израиля время от времени напоминали ему о предпочтительности в глазах Божиих именно справедливости в людях и благочестия (1Цар 15:22).

Здесь об этом напоминает царь Соломон, который, продолжая эту мысль в стихе 27, прямо называет «жертву нечестивых» мерзостью (подразумевается: пред Господом; сравните Притч 15:8), ибо Господу отвратительно всякое лицемерие, а чем иным была жертва, приносимая неискренне («с лукавством») гордым, злым человеком, не испытывавшим внутреннего раскаяния!

Притч 21:4. Грех гордыни (надменности) определяет поведение всякого нечестивого человека.

Притч 21:5−6. В стихе 5 та мысль, что продуманность действий и усердие в труде приносят человеку прилежному изобилие, тогда как действия непродуманные, поспешные, обычно свидетельствуют о небрежности человека (в частности, в работе), которая грозит ему разорением (лишением, бедностью).

В стихе 6 — речь о приобретении богатства неправедным путем; такое богатство недолговечно. Фраза ищущих смерти понимается или в том смысле, что обогатившийся бесчестно сам себе подстроил ловушку, ибо благословением для него «сокровище» его не станет, или в том, что «искать богатства», не стесняясь средствами, — то же, что искать смерти (по той же, указанной выше, причине).

Притч 21:7−8. В стихе 7 о действии зла, подобном действию бумеранга: оно (здесь насилие) возвратится к нечестивым, совершающим его (обрушится на них), ибо они сознательно отказываются жить по законам правды и справедливости. В стихе 8 — случай антитетического параллелизма: «кривые» пути человека развращенного противопоставляются прямому пути (здесь «действию») того… кто чист.

Притч 21:9. Часто встречающаяся в книге мысль о невозможности сосуществования со сварливою женою (эта притча полностью повторяется в 25:24: сравните 19:13 и толкование на этот стих; также стих 19 в этой главе, где, вместо «угла на кровле», стоит «земля пустынная» (и то и другое символизирует отделенность, изолированность), и 27:15−16).

Притч 21:10. Злой человек не знает милости и к ближнему своему.

Притч 21:11. Притча звучит почти идентично той, что находим в 19:25 (ком на этот стих)

Притч 21:12. От внимания праведника не скрыто, что дела нечестивого не остаются без возмездия.

Притч 21:13. Продолжается мысль о наказуемости зла, проявляющегося, в частности, в немилосердии к бедному.

Притч 21:14. О «желательном» действии «тайного подарка» на того, кому он вручается. Речь идет о взятке, которая не одобряется (сравните Исх 23:8; Втор 16:19), но констатируется как «факт жизни» (сравните 18:16).

Притч 21:15. Еврейское мехиттах, переведенное тут как страх, означает и «разорение», «падение», «гибель» Повторение мысли о возмездии, тяготеющем над делающими зло (сравните стих 12, 13). Нечестивый боится справедливого суда, тогда как праведник радуется ему (антитетический параллелизм).

Притч 21:16. Печальный конец ожидает того, кто уклонится от путей благоразумия. Как «мертвецы» здесь передано еврейское рефаим (то же и в 2:18; 9:18); в этой связи комментарий на Иов 26:5.

Притч 21:17. О вреде легкомысленного время препровождения, пьянства и чревоугодия. Тут не следует видеть призыва к унылому, аскетическому образу жизни, но — предостережение против того, чтобы жить лишь ради удовольствий и самоублажения.

Притч 21:18. Здесь опять-таки видят мысль о возмездии нечестивым: причинявшие страдания «праведному и прямодушному» заплатят за это собственными страданиями (и в этом смысле уплатят «выкуп»).

Притч 21:19. По поводу «сварливой жены» толкование на стих 9. сравните также с 19:13; 25:24; 27:15.

Притч 21:20. «Мудрый» в этом стихе сопоставим с «муравьем» из Притч 6:6−8, который запасается «провизией» на зиму; ему противопоставляется глупый, который живет лишь одним днем. Стремление к удовольствию сегодня мешает ему позаботиться о завтрашнем дне, поэтому все, что имеет, он расточает.

Притч 21:21. О благосостоянии свыше справедливого и милостивого.

Притч 21:22. О превосходстве мудрости (которой всегда сопутствует благочестие!) над физической и военной силой.

Притч 21:23. Притча близка по звучанию к 13:3. Кто не дает воли языку и обдумывает свои слова, хранит себя от бед.

Притч 21:24. Осуждение гордости как тяжелого греха (сравните с 21:4). В мнимом своем превосходстве над другими людьми надменный не остановится и перед осмеянием высших, духовных, ценностей, потому и сказано, что кощунник имя ему. Таковые отвратительны и в человеческих и в Божиих глазах (сравните 16:5).

Притч 21:25−26. О пороке лени, усугубляемой жадностью («алчбой»), присущей ленивцу, который из-за нежелания работать постоянно испытывает недостаток в самом необходимом (всякий день он сильно алчет). Ленивцу противопоставлен праведник, который не может не быть трудолюбивым: этому не жаль делиться с другими плодами своих трудов.

Притч 21:27. к омментарий на стих 3 в этой главе.

Притч 21:28. Лжесвидетель не останется ненаказанным. А слово того, кто свидетельствует честно, одержит верх.

Притч 21:29. Дерзость человека нечестивого и лицемерного написана у него на лице; здесь это, по-видимому, и образ того, что он преисполнен дерзости и упорного, подчас безрассудного, намерения убедить других людей, действуя, если надо, прямым обманом, ложью, в своей правоте. Ему противопоставлен праведный, поведение (путь) которого честно, обдуманно и нелицемерно.

Притч 21:30. Человеческая мудрость несопоставима с мудростью Всевышнего и не может противостоять ей, ни основанным на ней планам Божиим (сравните стихи 1−2; Иов 42:2).

Притч 21:31. Этот стих связан по смыслу с предыдущим. Силы человека, как и мудрость его, ограничены. Бессмысленны его попытки как противостать Богу, так и действовать помимо Него. Как ни подготовятся воины к битве, победу в ней дарует им Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.