Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Не завидуй людям злым,
не стремись быть среди них.
2 В сердцах своих замышляют они насилие,
их уста разносят беду.
3 Мудростью созидается дом,
здравомыслием утверждается;
4 и знание наполняет покои его
добром драгоценным и приятным.
5 Мудрый человек сильнее воина,
обладающий знанием могущественней силача,1
6 ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2
когда ищут совета у многих — одержат победу.3
7 Недосягаема мудрость для глупца,
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
8 У кого на уме зло —
того будут звать коварным.5
9 Помыслы глупца греховны,
кощунник ненавистен людям.
10 Если в день беды ты поник,
как же ничтожна твоя сила!6
11 Спаси обреченных на смерть,
не отворачивайся от ведомых на погибель!
12 Скажешь: «Этого я не знал…»
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
13 Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен,
сотового меда — он сладок на вкус.
14 Знай, такова для тебя и мудрость:
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
15 Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8
не опустошай его жилище,
16 ибо праведник, даже если и семь раз упадет,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
17 Не злорадствуй, когда враг твой упадет,
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
18 Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою,
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
19 Не гневайся из-за злодеев,
не завидуй нечестивым,
20 ибо нет у злодеев будущего,
и светильник нечестивых погаснет.10
21 Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей,
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
22 Беда ведь придет от них внезапно,
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
23 Вот еще слова мудрых.
Пристрастный суд несправедлив.
24 И кто скажет виновному: «Невиновен», —
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
25 Но благо тому, кто виновного осудит,
будет он благословен и счастлив.13
26 Удачный ответ
слаще поцелуя.14
27 Сначала сделай то, что должен, вне дома,
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
28 Не становись понапрасну свидетелем
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
29 Не говори: «Как он поступил со мной,
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
30 Шел я как-то мимо поля лентяя,
мимо виноградника человека безрассудного:
31 всё заполонили колючки,
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
32 Посмотрел я,
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
33 «Немного поспишь, немного подремлешь,
немного полежишь сложа руки —
34 и, как бродяга, придет к тебе бедность,
ворвется нищета, как разбойник».17

Толкование Далласской семинарии

Притч 24:1−2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17−18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19−20), он «имеет будущность».

Притч 24:3−4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.

Притч 24:5−6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.

Притч 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.

Притч 24:8−9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.

Притч 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).

Притч 24:11−12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.

Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.

Притч 24:13−14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).

Притч 24:15−16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15−16, 17−18, 19−20.

Мысль, содержащаяся в стихах 15−16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).

Притч 24:17−18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.

Притч 24:19−20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.

Притч 24:21−22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17).

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23−34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.

1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23−25)

Притч 24:23−25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор 1:17; 16:19; Притч 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.

2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)

Притч 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).

3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)

Притч 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)

Притч 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх 20:16).

5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)

Притч 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор 32:35; Пс 93:1; Притч 20:22; Рим 12:19; Евр 10:30).

6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30−34)

Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6−11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.

Притч 24:30−31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.

Притч 24:32−34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.