не стремись быть среди них.
их уста разносят беду.
здравомыслием утверждается;
добром драгоценным и приятным.
обладающий знанием могущественней силача,1
когда ищут совета у многих — одержат победу.3
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
того будут звать коварным.5
кощунник ненавистен людям.
как же ничтожна твоя сила!6
не отворачивайся от ведомых на погибель!
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
сотового меда — он сладок на вкус.
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
не опустошай его жилище,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
не завидуй нечестивым,
и светильник нечестивых погаснет.10
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
Пристрастный суд несправедлив.
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
будет он благословен и счастлив.13
слаще поцелуя.14
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
мимо виноградника человека безрассудного:
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
немного полежишь сложа руки —
ворвется нищета, как разбойник».17
Толкование Далласской семинарии
Притч 24:1−2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17−18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19−20), он «имеет будущность».
Притч 24:3−4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.
Притч 24:5−6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.
Притч 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.
Притч 24:8−9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.
Притч 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).
Притч 24:11−12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.
Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.
Притч 24:13−14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).
Притч 24:15−16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15−16, 17−18, 19−20.
Мысль, содержащаяся в стихах 15−16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).
Притч 24:17−18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.
Притч 24:19−20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.
Притч 24:21−22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17).
Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23−34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.
1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23−25)
Притч 24:23−25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор 1:17; 16:19; Притч 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.
2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)
Притч 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).
3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)
Притч 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.
4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)
Притч 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх 20:16).
5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)
Притч 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор 32:35; Пс 93:1; Притч 20:22; Рим 12:19; Евр 10:30).
6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30−34)
Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6−11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.
Притч 24:30−31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.
Притч 24:32−34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.