Притчи 4 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слушайте, дети, отеческое наставленье,
внимайте, чтобы разум обрести,
2 ибо я даю вам добрые советы,
поученьем моим не пренебрегайте.
3 Был и я сыном у своего отца,
любимцем дорогим у моей матушки.
4 Отец, поучая меня, так говорил:
«Сохрани слова мои в сердце,
береги мои заповеди,
и будешь жив.1
5 Приобретай мудрость,
разумение приобретай,
слов моих не забывай,
не отступай от них.2
6 Не отвергай мудрости —
и она будет оберегать тебя,
люби ее —
и она защитит тебя.
7 Мудрость приобретай —
вот где ее начало.
Но превыше всего
стремись обрести разумение.
8 Лелей мудрость —
и она тебя возвысит,
прославит тебя,
если заключишь ее в объятья.3
9 Прекрасным венком
голову твою увенчает,
одарит тебя венцом великолепным».
10 Сын мой! Выслушай
и прими то, что я скажу, —
и это даст тебе долголетия.4
11 Пути мудрости я учу тебя,
на прямую дорогу5 тебя направляю.
12 Ты пойдешь по ней —
и будет легок твой шаг,
побежишь — и не споткнешься.
13 Крепко держись моих наставлений,
не расставайся с ними, береги их,
ибо в них — твоя жизнь.
14 На стезю нечестивцев не ступай,
по пути злодеев не следуй.
15 Сторонись его,
не приближайся к нему,
прочь иди от него, пройди мимо.
16 Ведь не могут они уснуть,
если не совершат зла;
не сомкнут глаз,
если кого не погубят.
17 Поедают они злодейство, как хлеб,
и насилием упиваются, как вином.
18 Путь праведных
словно свет зари,
что сияет всё ярче и светлее к полудню.
19 Путь нечестивых
окутан глубокой мглой,
не знают они, где споткнутся.
20 Сын мой! К словам моим будь внимателен,
к речам моим слух приклони.
21 Пусть не ускользнут они от взора твоего,
сохрани их в сердце своем.
22 Ведь они — жизнь для того, кто их обретет,
исцеленье для всего тела.
23 Пуще всякого богатства оберегай сердце свое,
ибо в нем — источники жизни.
24 Отворачивайся от уст с речью лживой,
удаляйся от языка нечестного.
25 Пусть глаза твои смотрят прямо,
взор твой вперед пусть будет обращен.
26 Тропу прокладывай прямую,
и все пути твои будут надежны.
27 Не уклоняйся ни вправо, ни влево,
и ноги удержи от зла.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1−27)

Он часто повторяется в главах 1−9, обращает на себя внимание сходство составляющих его слов и выражений (сравните 1:8−9; 2:1−6; 3:1−2, 21−26; 4:10, 20−22; 5:1−2; 6:20−22; 7:1−3, 24; 8:32−36).

Притч 4:1−5. Здесь первоначальное обращение Соломона адресовано не к сыну (как в первых трех главах), а к детям. Подразумевается, что то отцовское наставление (стих 4), которое они слышат теперь от него, они впоследствии передадут собственным детям.

Слову учение в стихе 2 соответствует еврейское тора, т. е. тут подразумевается наставление в Моисеевом законе, которое передается от отца к сыну, а от него — к его сыновьям; это наставление в трех поколениях служит своеобразной иллюстрацией к сказанному во Втор 6:2. Внимать заповедям отца значит учиться разуму (стих 1) и приобретать мудрость (стих 5), которыми необходимо пользоваться в практической повседневности, ибо в них источник жизни (окончание стиха 4), защиты (стих 6) и чести (стихи 8−9).

В стихе 3 Соломон ссылается на своего отца, т. е. на царя Давида, и на свою мать — Вирсавию. Однако у Вирсавии было от Давида четыре сына, включая Соломона (1Пар 3:5). Это «несоответствие» во многих древнееврейских источниках устраняется изменением 2-ой фразы стиха 3, который звучит в том смысле, что Соломон был «единственным нежнолюбимым» у Вирсавии среди братьев своих.

Притч 4:6−9. В этих стихах мудрость (хокма) снова выступает в облике женщины, скорее даже жены, которую следует любить и не оставлять (сравните с фразой в стихе 7: всем имением твоим (т. е. не жалея для этого ничего) приобретай разум). Как любящая жена, станет мудрость заботиться о том, кто дорожит ею (она будет охранять… оберегать тебя; она возвысит тебя и прославит… если ты прилепишься к ней; стихи 6, 8). «Прославление мудростью» в стихе 9 есть образ всевозможных благих последствий ее.

Притч 4:10−19. Последствия эти конкретизируются в стихах 10−12. Мудрость сулит долгую жизнь (стих 10) в согласии с законом (имеющий ее пойдет «стезями прямыми»; стих 11) и потому свободную от тяжелых препятствий и переживаний (стих 12). В стихах 14−19 — предостережения от соблазна вступить на стезю нечестивых, ибо это «стезя» зла и нечистых страстей, сопряженная с постоянными опасностями и не сулящая душевного мира. В стихе 18 — образ неуклонного возрастания праведного в мудрости, ибо в мудрости и благочестии невозможно остановиться, «застыть», «не восходить (на протяжении жизни) выше и выше»; отсюда сравнение с солнцем, достигающим в движении своем зенита. В стихе 19 — противопоставление светозарной стези праведных пути беззаконных, который есть тьма и опасность.

Притч 4:20−27. Вновь следует призыв (на этот раз к «сыну») внимать мудрым речам отца, потому что, в этом залог здоровой (как в физическом, так и в нравственном отношении) жизни (стих 20, 22). Первая фраза стиха 21 может быть понята как «имей (их) постоянно в виду». Храни речи отца внутри сердца, призывает Соломон в стихе 21 и продолжает в стихе 23: Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. «Сердце» здесь понимается сугубо по-библейски, и в таком именно понимании «термин» этот часто употребляется на страницах Священного Писания. к примеру, Лк 6:45. Речь идет о сердце, которое не только является необходимейшим органом человеческого тела (без которого тело не живет); оно и средоточие, источник эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Оно «ответственно» за слова, сходящие с уст человека (стих 24), за то, видит ли он вещи в истинном, правдивом свете (стих 25), и за поведение его и поступки (символизируются понятиями «стези» и пути; стихи 26−27).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с первой частью 7:2.
5  [2] — Букв.: не забывай, не отклоняй речей уст моих.
8  [3] — Букв.: обнимешь — спасительная любовь к мудрости противопоставляется пагубной любви к чужой жене. Ср. 2:16−19; 5:3−20; 6:24−35, а также гл. 7.
10  [4] — Букв.: годы жизни.
11  [5] — Или: на дорогу праведности / правды.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.