Исаия 17 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Предсказание1 о Дамаске.

«Не быть Дамаску городом цветущим,
грудой развалин станет он!

2

Города Ароэра2 будут заброшены,
лишь стадам будет там привольно отдыхать,
и никто не потревожит их.

3

Лишится укреплений своих Ефрем,
перестанет быть царством Дамаск,
и всех, кто остался в живых в Сирии, ждет то же,
что было со славой сынов Израиля», —
это слово ГОСПОДА Воинств.

4

«Настанет тот день,
когда умалится слава Иакова,
лишится он тучности своей и сделается тощим.

5

Будет это, как во время жатвы,
когда срезают колосья
и за жнецами снопы собирают
в долине рефаимов.3

6

Мало что останется после жатвы:
как при сборе4 оливок
две-три ягоды остаются на самой верхушке
и четыре-пять — на плодоносных ветках», —
это слово ГОСПОДА, Бога Израиля!

7 В тот день обратит человек свой взор на Создателя своего, на Святого Бога Израиля будут смотреть глаза его,
8 а не на жертвенники — не на собственное свое произведение, соделанное руками его; на рощи, посвященные Ашере,5 на жертвенники для воскурений богам ложным он даже не взглянет.
9 В тот день их опустевшие укрепленные города зарастут лесом густым. Бросят их из-за сынов Израиля,6 и будет там запустение.
10

А ты, столица Израиля,
забыла7 Бога, Спасителя своего,
о Твердыне истинной, прибежище твоем,
даже не вспоминаешь;
посему, хотя ты и насадила лозы чужеродные8
и разбила сады наслаждений,

11

хотя сажаешь ты, чтобы выросло оно в тот же день,
и сеешь, чтобы зацвело в то же утро,
не дождаться тебе урожая —
впереди у тебя дни9 страданий и боли безутешной.

12

Беда надвигается!
Народы повсюду злобою кипят,10
будто моря разбушевались;
бурлит племен множество,
будто мощные воды шумят.

13

Гул потоков племен
реву великих вод подобен,
но только погрозит Он им —
и побегут они далеко-далеко,
страхом гонимые, как солома горным ветром,
как облако пыли в бурю.

14

Вечером наводят они ужас —
а к утру нет их уже!
Таков удел всех, кто грабит нас,
жребий тех, кто нас обирает.

Толкование Далласской семинарии

4. О ДАМАСКЕ (17:1−11)

Ис 17:1−3. Полагают, что это одно из ранних пророчеств Исаии, в котором он предсказал сильное поражение, нанесенное Дамаску (олицетворяющему всю Сирию) ассирийским царем Тиглат-Палас-саром II в 732 г. до Р. Х. Тогда сирийцы лишились своего царя, который был заменен наместником царя ассирийского. В одной из клинописей, относящихся к тому времени, Тиглат-Палассар говорит о множестве обезглавленных им сирийцев, о тысячах мирных жителей, уведенных в плен, о взятых и разрушенных городах («превращенных как бы в кучу мусора»; сравните это с фразой Исаии в стихе 1: будет грудою развалин). Оговоримся, что какое-то время спустя (и это видно из позднейших пророчеств Иеремии и Иезекииля) Дамаск был восстановлен.

Города Ароерские в стихе 2. вероятно. имя собирательное; Исаия, возможно, подразумевал все города, расположенные на восточной стороне Иордана, которую часто называли землей Галаадской. На древнем Востоке известны были два города под названием «Ароер»: один из них расположен был на реке Арнон (Нав 12:2) и был изначально аморрейским городом, но при разделе ханаанской земли отошел к колену Рувимову (Нав 13:9); еще позже он подпал, вероятно, под власть моавитян. Другой Ароер стал «уделом» колена Гадова (Нав 13:25).

Судя по тому, что сразу после Дамаска пророк упоминает «города Ароерские», карающая рука Божия видится ему простертой на юг от Дамаска — на землю Галаадскую, т. е. на владения Гада, Рувима и Манассии. Повторим, что предсказание это осуществилось в 732 году, когда «ассириец» отнял у Израиля (в царствование Факея, который был по его приказу умерщвлен) северные города и часть заиорданской области («Галаада»), действительно после этого совершенно обезлюдевшей (окончание стиха 2 в этой главе).

Поскольку израильтяне (именно они понимаются в стихе 3 под «Ефремом») опирались в своих враждебных действиях против Иудеи на Сирию (Ис 7), то последняя и названа «твердынею Ефремовой», которой не станет. И та же судьба постигнет сынов Израиля, говорит пророк от имени Господа Саваофа (они будут уведены ассирийцами в плен).

Ис 17:4−6. Трижды повторяется в этой главе фраза в тот день (здесь и в стихах 7, 9). Ею обозначают время излияния гнева Божиего на врагов Его и последующего благословения Им Его народа. Иногда она имеет эсхатологический смысл (относясь ко времени великой скорби и установления затем Тысячелетнего царства Божия на земле), но употребляется и применительно к конкретным историческим обстоятельствам. Именно так надо понимать ее в стихах 4, 7, 9, где речь идет о поражении Сирии и Израиля ассирийской армией.

О «тучном теле Иакова», т. е. Израиля, Исаия, по-видимому, говорил, подразумевая значительность его территории, многолюдство его и силу, по сравнению с Иудеей. В результате ассирийской агрессии Израилю предстоит «сделаться тощим», «оголиться», словно сжатому полю (стих 5), и уподобиться обитому оливковому дереву, у которого лишь на самой вершине остаются две-три ягоды (стих 6).

Долина Рефаимская (Нав 15:8; 18:6), которая лежала на запад от Иерусалима, славилась своим плодородием; царь Давид дважды нанес там поражение филистимлянам (2Цар 5:18−20, 22−25). Названием своим она, как полагают, обязана древним обитателям Палестины аморреям, отличавшимся высоким ростом (одно из значений слова «рефаим» человек высокого роста).

Ис 17:7−8. «Оголившись и сделавшись тощим», Израиль обратит… взор свой к Творцу своему… Святому Израилеву, пророчествовал Исаия, и отвернется от сделанных его руками кумиров Астарты и Ваала, потому что поймет, что в дни бедствия лишь истинный Бог может помочь ему. Под «кумирами» понимались покрытые особой резьбой столбы и колонны, посвященные ханаанской богине плодородия Астарте (Ашере, Истар) и ее «супругу» Ваалу, в лице которого язычники поклонялись солнцу. В Северном царстве культы Ваала и Астарты были широко распространены.

Ис 17:9−11. Речь (в стихе 9) идет об укрепленных городах Израиля и, может быть, его союзников-сирийцев; смысл стиха в том, что, превращенные в развалины, эти города зарастут «лесами» и кустарником. В стихе 10 — обращение к Израилю, «забывшему Бога спасения своего» и насадившего черенки от чужой лозы, т. е. языческие культы. Фраза увеселительные сады в стихе 10 переводится и понимается по-разному. Предполагают, что это сады, насаждавшиеся в честь греческого бога Адониса (культ его проник в среду евреев не непосредственно из Греции, а через Финикию и Сирию).

В стихе 11 пророк укоряет израильтян в том, что они всячески выхаживали «всходы» языческих семян, но горькие плоды — «скорбь жестокую» — пожнут они от них!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 13:1.
2  [2] — Друг. чтение: города его навсегда; такое чтение обычно принимается потому, что на территории Сирии нет города Ароэр — есть три города с таким названием: в Амоне, в Иудее и в Моаве (близ потока Арнон — 16:2). Однако Ароэр близ Арнона был взят Израилем и позднее был завоеван Сирией (Нав 12:2; Нав 13:9,16; Суд 11:26; 4Цар 10:33), а это пророчество относится как к Израилю, так и к Сирии.
5  [3] — Рефаимы — древние обитатели Палестины, именуемые великанами; их отождествляли с потомками Анака.
6  [4] — Букв.: околачивании.
8  [5] — Или: столбы Ашеры. Евр. ашерим — символы богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии (ее следует отличать от Астарты, ханаанской богини плодородия). Культ Ашеры, которой приписывалось рождение семидесяти богов ханаанского пантеона, был распространен в разных странах Ближнего Востока, особенно в Финикии — у северного соседа Израиля.
9  [6] — Перевод этой части стиха труден. LXX: твои города будут брошены, как укрепления, брошенные амореями и хиввеями из-за сынов Израиля.
10  [7] — Здесь евр. глагол шахахат во 2-м л. ед. ч. жен. р., вероятно, указывает на то, что пророк обращается к Иерусалиму или всему израильскому народу как к «деве Израилевой» (ср. Ам 5:2).
10  [8] — Вероятно, указание на языческие культы, совершаемые в рощах.
11  [9] — Букв.: день.
12  [10] — Или (ближе к букв.): увы! Бушует / шумит множество народов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.