Исаия 26 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И воспоют в тот день в Иудее такую песнь:

« Велик и могуч наш город!
Спасение, Богом дарованное,
словно стена и вал неприступный.

2

Отворите врата —
да войдет в город народ праведный,
хранящий верность Господу.

3

Тем, кто тверд в вере,
Ты даруешь совершенный покой,
ибо на Тебя они уповают.

4

Уповайте на ГОСПОДА всегда,
ибо ГОСПОДЬ Бог1 — вечная твердыня.

5

Низвергает Он обитателей высот
и обрушивает город, высоко стоящий, —
наземь повергает,
и лежит он в пыли,

6

дабы попирали его ноги смертных,
ноги бедняков и стопы нищих.

7

Пряма дорога праведника.
Ты выводишь его, Боже правый,
на дорогу ровную.2

8

Идя путем установлений Твоих,3
мы на Тебя, ГОСПОДИ, уповаем,
к имени Твоему и памятованию о Тебе
стремятся души наши.

9

Жаждет душа моя Тебя в ночи,
взыскует Тебя мой дух сокровенный.
Когда Ты вершишь правосудие на земле,
живущие в этом мире
познают справедливость.

10

Когда же к нечестивцам
проявляют милость,
они ничему не учатся,
им справедливость нипочем:
с живущими по правде поступают бесчестно
и величия ГОСПОДА не видят.

11

Ты уже занес руку Свою, ГОСПОДИ,
а они не видят этого.
Да узрят они к посрамлению своему
ревность Твою о народе Своем,
и да пожрет их огонь,
врагам Твоим предназначенный!

12

Только Ты, ГОСПОДИ, даруешь нам мир.
Всё достигнутое нами Ты свершил за нас.

13

ГОСПОДИ, Боже наш,
управляли нами и другие властители,
но только Твое имя мы чтим.

14

Мертвы они и не оживут уже,
среди теней умерших 4 они, не встанут более.
Ты наказал и истребил их,
и всякий след и память о них уничтожил.

15

Но народ Свой, ГОСПОДИ, Ты умножил,
славу он Тебе воздает,
потому что Ты умножил его
и расширил границы страны!

16

В бедствии народ искал Тебя, ГОСПОДИ.
Когда постигает его наказание Твое,
люди едва могут шептать молитвы.

17

Как роженица в муках,
готовясь разрешиться от бремени,
стонет и испускает вопли,
так и мы стенали пред Тобою, ГОСПОДИ.

18

Мы носили во чреве своем, мучились схватками,
а родили лишь ветер,
не произвели никого в этот мир5
и никого не спасли на земле.

19

Но все усопшие Твои оживут,
тела умерших восстанут!
И вы, пребывающие во прахе, —
пробудитесь и ликуйте!
Оросит Господь землю утренней росой,6
и земля отдаст сошедших в могилу!»

20

Ступай же, народ мой,
возвратись домой, в жилища свои,
затвори за собою двери,
укройся и пережди немного —
пока не утихнет гнев Его.

21

Вот уже оставляет ГОСПОДЬ
место пребывания Своего,
чтобы воздать живущим на земле за беззакония их,
и тогда явит земля кровь пролитую,
не скроет уже убитых на ней.

Толкование Далласской семинарии

б. Искупленные хвалят Господа (глава 26)

Пророк воспевает песнь, которую станут петь искупленные в Тысячелетием царстве Мессии.

Ис 26:1. Город искупленных крепок (в отличие от «города» в 24:12−13; 25:2, который будет разрушен). Хотя обитатели Тысячелетнего царства будут жить не в одном, а во многих городах, здесь речь о том из них, откуда станет править Мессия, т. е. о Иерусалиме, символизирующем тут надежность и защищенность бытия всех, кто будет допущен в Царство Христа: спасение, которое даст Он, будет служить им, вместо стены и вала.

Ис 26:2−4. В конце стих 2 правильнее читать «хранящий верность». Город Мессии будет открыт для верных Ему, и тут, в первую очередь, подразумевается верующий остаток Израиля. И другие народы войдут в Тысячелетнее царство, но верующие евреи станут занимать в нем особое положение.

Под «твердым духом» в стихе 3 понимается твердо уповающий на Господа: каждый такой человек храним Им в полном мире, т. е. в душевном спокойствии. И это действительно не только для будущего Царства Христа, но и в любой период земной истории, включая наши дни. Испытавшие блаженство этого внутреннего покоя все более сознают, что Бог есть твердыня вечная.

Ис 26:5−6. Город в стихе 5 опять-таки символ нечестия, надменности (это «город» живших на высоте). В обычном для них иносказательном смысле говорится в стихе 6 и о «бедном» и «нищих»: это смиренные, ищущие Бога люди. Впрочем, здесь и утверждение торжества справедливости в будущем: богатые и гордые, «попиравшие» бедных и смиренных, сами будут попираемы ими. Это будущее превосходство смиренных над гордыми не следует, однако, понимать буквально, как «акцию отмщения»: тут лишь иллюстрация духовного принципа, согласно которому особой Божией благодати удостаиваются благочестивые и скромные люди.

Ис 26:7−9. Праведнику, избегавшему в жизни «кривых путей», помогает Бог. Господь выравнивает стезю его. Исаия не хотел этим сказать, что благочестивые люди не имеют в жизни «проблем». Размышление его движется в ином русле: поскольку всякое действие имеет те или иные последствия, то человеку, действующему в согласии с Божиими «правилами», сопутствуют благоприятные последствия, а того, кто этими правилами пренебрегает, ничего хорошего не ждет.

В стихе 8 пророк говорит от своего имени и от имени тех, кто так же, как он, всей душой стремится к Богу. Они благословляют не только дела Божии, свидетелями коим являются, но и суды Его, т. е. те страшные подчас кары, которые Он обрушивает и на целые народы и на отдельных людей, ибо видят в них путь к утверждению справедливости и к торжеству праведности.

К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе… Здесь выражено желание пророка и всех праведников, чтобы правильное понимание того, что такое Бог истинный, отраженное в имени Его (Бог всемогущий и спасающий) распространялось среди людей. В стихе 9 подтверждение той мысли, что суды Божии учат праведности тех, кто живут в этом грешном мире.

Ис 26:10−11. С горечью говорит Исаия о том, что множество злых людей не способно научиться праведности, пока не прольется на них гнев Божий: милость Его по отношению к ним не заставит их перестать злодействовать (стих 10). Даже живя в земле правых (здесь подразумевается Иудея — земля, где откровения праведности и величия Господа были особенно явны), многие праведными отнюдь не становились. «Благоприятная обстановка» не действовала на перемену к лучшему их сердец.

Прозревая приближение серьезных политических и социальных потрясений, Исаия словно жалуется Господу на тех, кто ничего не понимает и не видит, что рука Его высоко поднята (как для удара). Сравните это место с Мф 24:37−39. Он словно призывает наказание на них: когда Бог явит им Себя таким образом, они увидят и устыдятся. Под «огнем» в стихе 11 некоторые понимают огонь ревности Божией о святости Своего народа, среди которого не должно быть места нечестивым — это он пожрет тех, кто противопоставили себя Иегове.

Ис 26:12−14. Стихи 12−20 трудны для прочтения, и толкования на них предлагались весьма различные. В стихе 12 вариант той же, по-видимому, мысли, что и в стихе 8: благочестивые люди, в отличие от нечестивцев, радуются и судам Божиим, которые в конечном счете несут им мир. Во второй фразе этого стиха признание того, что в верующих действует Сам Бог, и они пребывают под покровом Его.

Владыки, кроме Бога, которые господствуют на грешной земле (стих 13), это, возможно, смерть и всяческое зло, поражающее людей и весь «тварный мир» (подтверждение такому пониманию можно видеть в Рим 8:18−23). Хотя могут иметься в виду и языческие цари и чужие языческие боги, под властью и влиянием которых евреи в той или иной степени находились. Исаия говорит, что только… чрез Иегову, т. е. силою Его, действующей в верных Ему, славят они имя Его.

О «рефаимах» (стих 14) в толковании на Ис 14:9. Может быть, по ассоциации с «мертвыми богами» обращается мысль пророка к силам преисподней (рефаимами к ним же как к образу бессильных земных владык). То, что умерло, не оживет. Здесь выражено то ветхозаветное представление, что жизни после смерти нет. Рефаимы не встанут…

Ис 26:15−18. В стихе 15 — прошедшее время, по всей вероятности, подразумевает будущее: Исаия видит, как Господь умножит народ праведников, распространив славу о Себе во все пределы земли.

В стихе 16 — о праведниках, искавших в бедствии и наказании Господа. Стихи 17−18 следует воспринимать в едином контексте, с учетом того, что конец стиха 18 правильнее читать так: «и не появились на свет новые жители мира». В этих стихах речь, по-видимому, о том, что евреи, хотя они и «мучились муками рождения», рождали как бы ветер, т. е. не исполнили миссии (порученной им Иеговой) распространения истинной религии на земле (и в этом смысле не доставили ей спасения). Последняя фраза стиха (в правильном ее прочтении) логически завершает эту мысль.

Ис 26:19. Потрясающее откровение, данное ему свыше, изрекает тут пророк. Только что он говорил о том, что мертвые ожить не могут (стих 14). И вот восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут из праха! Возможно, он и сам не осознал до конца, какого рода откровение получил. Так или иначе (сознавая или не сознавая это) он говорил о воскрешении верующих в истинного Бога. (Сравните с откровением Даниила (Дан 12:2) о воскресении (во второе пришествие Христа!) ветхозаветных святых.) Исаия призывает их к торжеству и радости.

В завершении стиха — образ животворящей росы Божией: покрытая ею земля извергнет своих мертвецов.

Ис 26:20−21. Есть основание полагать, что в стихе 20 Исаия обращается именно к «народу» ветхозаветных верующих, или святых (в библейском значении этого слова). Подразумевается, что они, воскресшие во второе пришествие Христа (толкование на Откр 20:5) будут на короткое время (на мгновение — «с небесной точки зрения») «укрыты» от страшных событий на земле (в дни великой скорби и Армагеддонской битвы, когда изольется последний — перед наступлением Тысячелетнего царства — гнев Божий). В излиянии этого гнева и придет возмездие за все беззаконие… обитателей земли, за всю пролитую ими кровь… поглощенную землей, за всех убитых, скрытых в ней.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Евр. Ях (сокр. форма от Яхве), Яхве.
7  [2] — Или: путь праведного Ты выпрямишь.
8  [3] — Или (ближе к букв.): на пути судов Твоих / установлений Твоих.
14  [4] — Евр. рефаим; то же в ст. 19; см. примеч. «б» к 14:9.
18  [5] — Или: не падут (пред нами) жители этого мира.
19  [6] — Букв.: роса Твоя — роса света.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.