Исаия 28 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Горе Самарии — венцу Ефремову,

коим кичатся бражники его!1
Увядает роскошная краса его,
что венчала долину плодородную,
вино сразило жителей ее!

2

Но есть у ГОСПОДА некто крепкий, могучий,
грозе подобен он и граду, нещадному вихрю,
потокам вод, хлынувшим после бури;
рукою его повергнет ГОСПОДЬ их на землю!

3

Истопчут ногами венец Ефрема,
коим гордились пьянствующие сыны его.

4

Увянет, как цветок, их роскошная краса,
что венчала плодородную долину;
будет с ней как со смоквой,
созревшей до срока, —
кто заметит плод,
тот сорвет и сразу съест его.

5

Сам ГОСПОДЬ Воинств станет в тот день
венцом прекрасным, короной роскошной
для выжившего народа;

6

будет Он духом правосудия
для тех, кто в судах заседает,
станет силою того,
кто дает отпор врагам у городских ворот.

7

Вот священник и пророк шатаются от вина,
спотыкаются от браги!2
Они от этих напитков шатаются,
вином наливаются, во хмелю спотыкаются;
видения их ложны, в суждениях один вздор.

8

Рвотой своей все столы осквернили,
чистого места нигде не осталось.

9

Говорят они обо мне:
«Кого это он учить собрался?
С кем решил поделиться знанием?
С младенцами, едва отнятыми от груди?
С сосунками, что едва из колыбели?

10

Всё это бессвязный детский лепет,
бурчание и бормотание,
слов обрывки то тут, то там».3

11

Потому словами непонятными,
на языке чужом
будет говорить ГОСПОДЬ с народом этим,

12

которому уже сказал Он однажды:
«Здесь будете вы в безопасности,
пусть здесь отдохнет изнуренный,
здесь сладок сон», —
но они и слушать не хотели.

13

Для них слово ГОСПОДНЕ4
бессвязный детский лепет,
бурчание и бормотание,
слов обрывки то тут, то там.
И потому, когда встанут они и пойдут,5
вдруг упадут навзничь и разобьются,
в сетях запутаются, пойманы будут.

14

Так послушайте слово ГОСПОДНЕ, насмешники,
вы, кто правит этим народом в Иерусалиме!

15

Вы бахвалитесь:
«С самой смертью мы договор заключили,
и с Шеолом у нас соглашение,
не обрушится на нас губительный6 поток,
ложь — убежище наше,
за обманом спрячемся мы».

16

Поэтому так говорит Владыка ГОСПОДЬ:
«Кладу Я камень на Сионе,
во главу угла его кладу —
проверенный камень,
ценный — в самое основание.
Уповающий на него не устрашится!7

17

Правосудие сделаю Я мерным шнуром,
праведность — отвесом,
а убежище лжи град побьет,
потаенные места ее воды затопят.

18

Разорван будет ваш договор со смертью,
расторгнуто будет соглашение с Шеолом;
когда хлынет сокрушительный поток,
не устоите вы.

19

День за днем, с утра и до самого вечера
волны его будут обрушиваться на вас,
не зная пощады».
Ужас охватит вас,
когда поймете слова эти!

20

Коротка постель — не вытянуть ног,
покрывало узко — не завернуться.

21

Как на горе Перацим, восстанет ГОСПОДЬ,
во гневе, как в долине Гивонской,8
совершит Свое дело — дело необычайное,
труд Свой сотворит неслыханный!

22

Потому не глумитесь,
чтобы не заключили вас в более тяжкие оковы, —
слышал я повеление Владыки, ГОСПОДА Воинств,
об уничтожении всей земли.

23

Прислушайтесь к голосу моему,
внимайте моим словам!

24

Во всякий ли день пашет пахарь,
приготовляя землю к посеву?
Боронит ли он ее без устали?

25

Нет, после того как разровняет поверхность ее,
разбрасывает он семена укропа, сыплет тмин,
сеет рядами пшеницу,
а в нужном месте — ячмень
и рядом — полбу.

26

Бог научил его сему, дав ему разум!

27

Обмолачивают ли укроп зубчатым катком,
кладут ли тмин под молотильные колеса?
Нет, из укропа зерна выбивают колом,
и тмин палкой обмолачивают.

28

А зерно молотят,
катают по колосьям молотильные колеса —
но в меру,
не то копыта коней разотрут зерна.

29

И всё это — от ГОСПОДА Воинств,
и замысел Его дивен,
мудрость Его безмерна!

Толкование Далласской семинарии

Д. Предсказание бедствий (главы 28−33)

В этих главах Исаия продолжает тему суда неоднократным провозвестием горя всем тем, кто отвергает его пророчества. Самую нелицеприятную характеристику он прежде всего дает правителям как Северного, так и Южного царств за их нежелание следовать слову Божию и упорное стремление искать защиту не у Иеговы, а у других, подобных им, властителей. Если в главах 7−12 пророк осуждал иудейского царя Ахаза, искавшего в своем противостоянии Сирии и Израилю союза с Ассирией, то в главах 28−33 он с горечью осуждает политику царя Езекии и его приближенных, искавших теперь у Египта защиту от Ассирии, ставшей откровенным врагом Иудеи.

Полагают, что в главах 28−33 содержится пять речей (каждая начинается со слова «горе»), относящихся к разному времени. Первая из них, по всей вероятности, была произнесена, когда Самария, столица Израиля, еще благоденствовала, т. е. до 722 года (следовательно, в первые годы правления царя Езекии).

1. ГОРЕ ЕФРЕМУ И ИУДЕ (глава 28)

Начало этой обличительной речи (стихи 1−4) направлено против Северного царства, но большая часть ее (стихи 7−29) — против Южного. То есть, будучи пророком иудейским. Исаия предостерегал правителей не только Иудеи, но и Израиля, однако, ни те ни другие слушать его не желали.

Ис 28:1. Ефрем (ефремляне) — выдающийся представитель союза северных племен, составлявшего Северное царство, уподобляется Исаией пьянице; его положение — пьяной оргии, среди участников которой не осталось ни одного здравомыслящего человека (стих 7).

Основанная царем Амврием (3Цар 16:24), Самария, которая была очень красивым городом, «окружала» собой овальный холм, наподобие венка (почему и называет ее Исаия с горечью «венком гордости пьяных Еф ре мл ян»). А внизу расстилалась долина, в которой оливковые рощи и фруктовые сады сменяли друг друга. выражение на вершине тучной долины в стихе 1 и 4.

В переводе на англ. язык средняя часть стиха 1 (после слова «Ефремлян») звучит так: чья замечательная красота (подразумевается, «венка») подобна увядающему (а не увядшему) цветку (Исаия знал, что дни Самарии сочтены). Окончание стиха следует понимать в том смысле, что «венок» сей украшает «вершину долины», на которой живут беспробудные пьяницы («сраженные вином»).

Ис 28:2−4. В стихе 2 — образ Ассирии, которая «повергнет на землю» Самарию. Ассирийцы станут попирать ее ногами (стих 3). В стихе 4 уподобление израильской столицы первому плоду, созревшему на фиговом дереве, имеет тот смысл, что ассирийцы с жадностью «сунут себе в рот» роскошную Самарию.

Ис 28:5−6. Истинно великолепным венцем (как бы противопоставляемым тленному «венку» — Самарии) называет Исаия Господа Саваофа. Тот день здесь, как представляется, относится к дню установления Тысячелетнего царства, когда Сам Господь Саваоф сделается славною диадемою для остатка народа Своего. Но судя по сказанному в стихе 6, особенно во второй его части, в этих стихах возможен двойной смысл.

Исаия мог подразумевать и то, что после гибели Самарии Господь, став «великолепным венцем» для сохранившей независимость (и в этом смысле — «остатка») Иудеи, будет руководить ею во всем — через судей (являя в ней дух истинного правосудия) и военачальников ее (вселяя в них «дух мужества»). До ворот в данном контексте, по-видимому, означает, что иудейские командиры, отражающие неприятеля, будут доходить до ворот его (их) городов.

Не исключено, что в стихах 5−6 выражено виденье пророком грядущего Мессии, Которому, в согласии с древнееврейскими представлениями, Исаия приписывал функции не только всеправедного Судии, но и непобедимого Военачальника.

Ис 28:7−8. Но и эти шатаются от вина. Исаия переходит к обличению властей иерусалимских (стих 7). Как и самарийские власть имущие, они предаются разнузданному разгулу (стих 8). Самые слова, в которых пророк описывает здесь и далее их состояние, звучат по-еврейски наподобие нетрезвого бормотания. Но только ли вином и сикерою помрачен рассудок их? Смысл речи Исаии свидетельствует, что помрачение ума — следствие того, что они оставили Господа.

В видении ошибаются (стих 7); подразумеваются пьяные пророки, которые не в состоянии внимать всем существом Духу Божию, а потому вольно или невольно вводят в заблуждение сограждан, выдавая свои «видения» за Божии откровения. В окончании стих 7 имеются в виду судьи, не способные принимать правильные решения.

Ис 28:9−10. Они-то — все эти недостойные священники, пророки и судьи — насмехаются над Исаией, говоря: «кого хочет он учить и вразумлять?» Они, мол, не дети, чтобы слушать его проповеди, и сами знают, что делать и как поступать…

Стих 10 в еврейском тексте построен по принципу «детской дразнилки», направленной в адрес Исаии и с горечью пророком повторяемой. Дело в том, что «заповедь» по-еврейски произносится как «кав», и примерное звукосочетание в стихе 10 — это шав лашав… кав лакав, а смысл «отповеди» вечно пьяных «начальников» пророку в том, что «надоело нам слушать от тебя о заповедях (Иеговы), не учи нас, как детей, тому и этому и не указывай, что здесь мы отступили от правила и там не соблюли его».

Ис 28:11−13. Пророк предупреждает тех, кому не нравятся его «поучения», что за то «поучать» их станут враги (на чужом языке, который, как бессмысленный детский лепет, будет звучать в их собственных ушах); стих 11. Ибо Господь предлагал им покой и успокоение. Но они не хотели слушать (стих 12).

В начале стих 13 правильнее читать «со словом». Исаия хочет сказать, что не уважительно, «дразнясь», они относятся не столько к нему, сколько к слову Господа. И за то ожидает их наказание (плен).

Ис 28:14−22. Ясно, почему пророк называет своих противников «хульниками» (в значении «нечестивцев»). Он вновь и вновь повторяет попытки привлечь их внимание к слову Господню (стих 14). Исаия ссылается на их хвастливые заявления, что им, мол, не страшен всепожирающий бич (Ассирия), потому что они заключили союз со смертию, и с преисподнею.

Помимо пустой дерзости, богословы видят в этих словах и тот смысл, что иерусалимские вожди могли полагаться на «помощь» чужих богов, в том числе подземных богов семитской мифологии, владевших якобы адом и смертью. Возможно и то, что они, более всего полагавшиеся на свое умение плести политические интриги (ложь сделали… убежищем для себя), но сознававшие при этом безнравственность своего поведения во всем, сами «описали» возникшую ситуацию как «договор с адом» (стих 15).

Между тем, спасение от всякого зла, включая ассирийскую угрозу, спасение как физическое, так и духовное, состояло для евреев в доверии Господу, опорой им мог служить только камень… краеугольный, положенный Богом на Сионе (стих 16). Понимал ли под ним Исаия Мессию, приход Которого прозревал в будущем (сравните Еф 2:20; Деян 4:11; 1Пет 2:6−7), или просто подразумевал истинную веру в Бога, не ясно. В Ветхом Завете под «краеугольным камнем» определенно понимается Христос у пророка Захарии (Зах 10:4).

Безнравственному образу жизни израильтян и иудеев пророк противопоставляет (стих 17) нетерпимость Бога ко злу и неправде; для выражения своих мыслей он пользуется «строительной терминологией»: «мерило» — это измерительная бечевка, а «весы» — плотничий отвес. Смысл первой фразы в стихе 17 тот, что Богу в Его «строительстве» служат и будут служить мерилом справедливость (суд) и правда. Убежище лжи и место укрывательства во второй фразе — образ разложившегося иудейского сообщества: силой Божией (иносказательно — градом и водой) оно будет истреблено. Ассирийцами оно будет «попрано», несмотря на его союз… со смертию… и договор… с преисподнею (стих 18).

Более вероятно, что в стихе 19 Исаия вновь обращается к судьбе израильтян, которых ассирийцы неоднократно переселяли на свою территорию, и как сами неожиданные переселения эти, так и одни слух о них, внушал израильтянам ужас. Известно, впрочем, что при царе Манассии ассирийцы переселили на свою территорию и часть иудеев. Незавидное положение евреев иносказательно выражено в стихе 20.

Образы гнева Господнего в стихе 21: на горе Перациме (или в Ваал-Перациме), а также в Гаваоне царь Давид нанес поражение филистимлянам (2Цар 5:20; 1Пар 14:11−16); кроме того, на долине Гаваонской Господь побил градом врагов евреев (Нав 10:10). Оба места находились близ Иерусалима.

Исаия призывает иудеев перестать кощунствовать (стих 22) — во избежание еще большего зла, ибо от Господа, Бога Всемогущего ему известно, что истребление для обоих еврейских царств уже определено Им (сравните с Ис 10:23).

Ис 28:23−29. Тут возвещение горя и суда смягчается нотами утешения; в стихе 23 смягчается и самый той обращения пророка к согражданам и их вождям. В образе земледельца, который ради конечной цели — получения хлеба — производит различные работы не только на земле, но и с злаками, произрастающими на ней, Исаия представляет Бога. Он не только пашет и бороздит («болезненный» для земли процесс (не ассоциируются ли между собой сухая почва и очерствевшие людские сердца!), прообразующий, вероятно, суды Господни над народами), но и уравнивает поверхность земли и сеет в ней различные семена — каждое в определенном месте (со знанием дела).

Когда земледелец молотит полученное зерно, то, в зависимости от рода и вида его, прибегает к различным орудиям и способам, обрабатывая каждое с учетом его «особенностей» и назначения. («Чернухой» назван в русском тексте некий нежный злак, употреблявшийся при выпечке хлеба для улучшения его вкуса.) Все это — иносказание, смысл которого в следующем: Бог не всегда будет карать народ Свой, но «суды» Его будут чередоваться с явлениями милости Его, и само наказание не для всех народов и не для каждого человека у Него одинаково. Ибо Он — премудрый Отец! Вместо дивны судьбы Его в окончании стих 29, лучше, по-видимому, читать: «дивны суждения, намерения и решения Его», как это передано в англ. текстах Библии (впрочем, смысл трех слов, соответствующих русскому «судьбы», выражен и по-английски одним словом).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятно, имеется в виду столица Северного царства, Израиля (Ефрема), — Самария, жители этого города находятся в состоянии духовного и, как следствие, морального упадка, о чем свидетельствует их образ жизни.
7  [2] — См. примеч. к 5:11.
10  [3] — Или: цав-цав, цав-цав; кав-кав, кав-кав — возможно, здесь подражание невразумительной речи пьяных или детей. Друг. возм. пер.: всё наказ и наказ, наказ да наказ, правило к правилу, за правилом правило, здесь немного, там немного; то же в ст. 13.
13  [4] — Или: потому будет им такое слово Господне.
13  [5] — Или: и едва пойдут
15  [6] — Или: необоримый / неистовый; букв.: потопляющий.
16  [7] — LXX: верующему в него стыдиться не придется.
21  [8] — Речь идет о двух сражениях в истории Израиля: во времена Давида (2Цар 5:20) и во времена Иисуса Навина (Нав 10:10,11).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.