на конницу его надеется, на войско колесничное —
так-де оно велико! —
и на всадников, которые силою своею славятся,
а на Святого Бога Израилева не смотрит,
ГОСПОДА не ищет.
Но Он мудр! Он бедствие наведет
и слов Своих не отменит,
встанет против нечестивого народа,1
против тех, кто пособничает злодеям.
Смертны египтяне, ведь они люди, а не Бог,
лошади их — животные,2 а не духи.
Стоит ГОСПОДУ протянуть руку,
и тот, кто помогал, сам споткнется,
и тот, кому помогали, тоже падет —
сгинут оба разом.
Вот что сказал мне ГОСПОДЬ:
«Как лев, молодой лев,
который рычит над добычей,
пусть и много пастухов вокруг соберется,
не дрогнет от криков их и от толпы не оробеет,
так и ГОСПОДЬ Воинств выйдет сражаться,
сойдет на гору Сион, на высоты ее.
Как птица парящая за птенцами смотрит,
так и ГОСПОДЬ Воинств укроет Иерусалим:
Он заслонит и спасет его,
пощадит3 и избавит.
Поразит Ассирию меч, но не меч смертного,
погубит ее меч, но не по воле человека —
побежит она от меча,
станут юноши ее людьми подневольными.
Падут твердыни ее в страхе,
вожди ее в смятении бросят знамя свое»,4 —
таково слово ГОСПОДА.
Огонь жертвенника Его — на Сионе,
горнило — в Иерусалиме.
Толкование Далласской семинарии
4. ГОРЕ ОБРАЩАЮЩИМСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЕГИПТУ (главы 31−32)
а. Возвещение горя (31:1−3)
Ис 31:1−3. Горе полагающимся на помощь египтян и на земную силу, символизируемую тут множеством колесниц и всадников! (Напомним, что за много веков до Исаии Бог, устами Моисея, предостерег евреев от активных контактов с Египтом, в частности, от приобретения там коней и колесниц; Втор 17:16. Те кони и колесницы, на которые теперь полагались иудеи, как раз и были куплены ими в Египте.)
«Премудрые» дипломаты иудейские не хотят прибегнуть за помощью к Господу, но истинно премудр Он, напоминает Исаия: по слову Своему, которого не отменит, Он выступит против дома нечестивых (имеются в виду все правители тогдашней Иудеи во главе с царем Езекией) и не допустит помощи им со стороны делающих беззаконие (т. е. египтян-язычников).
Может ли плоть, каковой являются Египтяне, и вся их сила (символизируется «конями их») успешно противостать духу Господню! Вместе погибнут и защитник, и… защищаемый! Впрочем, «погибнут» в этом контексте — и образ посрамления тех и других.
б. Защита лишь от Господа (31:4−9)
Ис 31:4−5. Пророк вновь обращается к мысли о том, что единственным источником истинной помощи евреев был и остается их Господь. он сравнивает Его со львом (скимен — молодой лев), которому ни в малой мере не страшны вопли и крики множества пастухов (образ ассирийцев); он не уступит им. В окончании стиха 4 правильнее читать Господь… сойдет сразиться на гору Сион и на холм его, т. е. туда, где высились храм и царский дворец, и где («на холме» употреблено в значении прилегавшей к Храмовой горе территории Иерусалима) жили простые горожане.
В стихе 5 — продолжение образа «Господней защиты»: Он избавит… спасет… Иерусалим, подобно тому, как птицы спасают своих птенцов. (Что и произошло в ночь внезапной гибели тысяч ассирийских воинов, стоявших станом под Иерусалимом.)
Ис 31:6−7. Возвращение к Иегове, от Которого иудеи (сыны Израиля) отпали, пророк ставит в прямую взаимосвязь с отвержением ими в будущем идолов, поклонение которым вводило евреев в разнообразные грехи и преступления.
В тот день в стихе 7 не только не имеет мессианского значения, но соответствует некоему неопределенному историческому будущему, поскольку (как уже неоднократно замечалось) конкретные моменты в будущем далеко не всегда пророками различались: то, что они видели, открывалось им в образах, а не в некоей хронологической последовательности. В стихе 7 день поражения ассирийцев и «день» отречения евреев от идолов как бы сливаются для Исаии в единый «тот день».
Ис 31:8−9. Вновь утверждение, что Ассур падет не от человеческого меча: меча он избежит, но (подразумевается) истреблен будет Божией силой (Ангел Господень умертвил многие тысячи ассирийцев; Ис 37:36). Окончание стиха 8 надо читать в том смысле, что выжившие ассирийские воины будут взяты в плен, станут рабами.
Стих 9. Ассирийские командиры, увидев павших своих и при виде иудейского знамени, придут в ужас и побегут прочь от того места, где располагался их военный стан («крепость»), что и произошло…
Огонь на Сионе (стих 9); вероятно, имеется в виду Господень жертвенник всесожжения, огонь на котором поддерживался постоянно. Словом горнило переведено еврейское «печь» (для выпечки хлеба); некоторые видят тут намек на домашний очаг, символизирующий, что «пребывание» Господа в Иерусалиме подобно пребыванию Его в «родном доме».