„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,3
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!
Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля?
Через слуг своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц своих
я горы покорил,
добрался и до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие кедры его
и лучшие кипарисы,
добрался до вершин удаленных
и до цветущего леса его;
копал я колодцы в чужой стране4
и воду из них пил;
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.
Но разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому и обращаешь ты городские твердыни
в груды развалин.
Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что на крышах растет5
и засыхает прежде, чем колос даст.
На месте ли ты стоишь,
уходишь иль возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.
За гнев твой против Меня,
за дерзость, которая достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.
Толкование Далласской семинарии
б. Исаия отвечает от имени Господа (37:5−7)
Ис 37:5−7. Кратко, но успокоительно прозвучал ответ Исаии, устами которого говорил Господь: ни дерзких слов, произнесенных слугами царя Ассирийского, ни дел самого этого царя иудеям бояться не следует. Ибо по воле Господа произойдет нечто (Сеннахирим услышит весть), что заставит грозного царя ассирийцев возвратиться в землю свою, где встретит он свой конец (об осуществлении этого пророчества читаем в стихах 36−38).
е. Ассур терпит поражение от Бога (37:8−38)
Ис 37:8−13. Между тем, Сеннахирим ушел из Лахиса в Ливну, находившуюся километров на семь севернее. Туда и отправился с «докладом» к нему Рабсак. В Ливне, видимо, узнал Сеннахирим (стих 9) о том, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский. По-еврейски: «царь страны Куш» (подразумевалась территория, включавшая в себя южную часть Египта, отчего Тиргак именовался порой «царем Египетским», Судан и северную часть современной Эфиопии). Тиргак и Езекия были союзниками. Потому и послал Сеннахирим послов к Езекии с повторным предупреждением, чтобы тот не полагался на Бога своего (стих 10).
Заклятие в стихе 11 имеет значение полного уничтожения. Гозан (стих 12) — город на р. Габор, покоренный ассирийцами за сто лет до того. Харан — город в северо-западной Месопотамии, в котором некогда жил Авраам, в то время был ассирийской крепостью. Рецеф — один из сирийских городов, тоже захваченный на 100 лет ранее ассирийцами. Полагают, что Еден был маленьким государством в северной Месопотамии, и что Фалассар был одним из городов Едена. Относительно Емафа, Арпада и Сепарваима в толковании на 36:19. Местонахождение Ены и Иввы не установлено; предположительно они находились на территории Вавилонии.
Ис 37:14−20. Прочитав письмо, доставленное ему послами, Езекия… пошел в дом Господень, и там развернул его… пред лицем Господним. Следует (стихи 15−20) молитва иудейского царя, на этот раз исполненная искренней веры и горячего упования. Сидящий на херувимах (стих 16) означало, что Иегова, невидимый, пребывает в храме — над крышкой ковчега завета, украшенной изображениями херувимов (1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6).
Хотя и устрашенный угрозами ассирийцев, царь Езекия сознает, что цари Ассирийские потому опустошили все страны и земли (стих 18), что те не имели Защитника в лице Иеговы, ибо их боги были всего лишь «изделием рук человеческих» (стих 19). Между тем, Господь, Бог всех царств земли (стих 16), включая Ассирию, в силах спасти народ Свой от руки Сеинахирима — да узнают все племена и народы (стих 20), что только Он — Бог евреев — является единственным и истинным Богом.
Ис 37:21−35. От Исаии царь узнает, что на молитву его отвечено: царя ассирийского ждут позор (стих 22) и поражение. По своему содержанию сообщение Исаии может быть поделено на три части. Первое: ассирийцы снимут осаду Иерусалима и уйдут (стихи 21−29). «Девствующей дочерью Сиона» Иерусалим мог быть назван в том смысле, что ни разу еще не владели им враги. Сеннахирим, посмевший поносить Бога Израилева, будет наказан и за свое богохульство.
Ливан (стих 24), подразумевающий и страну и высочайшую гору с одноименным названием, возможно, служит здесь иносказанием (как и картина опустошения его ассирийцами), хотя и буквальное прочтение стиха не исключается. Если же понимать стих 24 как иносказание, то речь в нем идет о покорении Сеннахиримом многих городов и стран Палестины, об уничтожении ассирийцами лучших и наиболее знатных их граждан (уподобляемых «рослым кедрам» и «отличным кипарисам»).
В стихе 25 речь о выкапывании колодцев в чужих землях; пить воду из них было символом покорения этих земель.
Сеннахирим в гордыне и дерзости своей возомнил, что завоевывал города и страны потому, что армады его непобедимы (благодаря «множеству колесниц своих»; стих 24). В стихах 26−28 Господь отвечает ему устами Исаии, что все это было издавна предопределено Им, и он, Сеннахирим, лишь выполняет Его предначертания. И каждый шаг его известен Иегове, как известны Ему и дерзкие высказывания ассирийца в Его адрес (стих 28).
Пришло время наказать царя Ассирии за надменность. Он возвратится в свою страну с позором. Это передано метафорой во второй части стих 29. Известны древние барельефы, на которых изображены гонимые ассирийцами пленные: они скованы цепью, пропущенной через кольца в их ноздрях. Так же вот «стреножен» будет теперь и всесильный царь ассирийский.
Второе. Бог заверил Езекию, что сохранится в доме Иудином остаток, и жизнь в нем «войдет в норму». объяснение к стихам 30−32 в комментариях на 4Цар 19:29−31.
В третьей своей части (стихи 33−35) пророчество содержит обещание, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и не причинит ему вреда. Ибо Сам Господь будет охранять город сей.
Ис 37:36−38. Глава завершается кратким сообщением о внезапной и таинственной гибели множества ассирийских воинов и последовавшим за этим снятием осады Иерусалима. Так исполнилось предсказанное Исаией неоднократно: 30:27
33; 31:8−9; 33:1, 18−19. Заметим, что цифра, приводимая в стихе 36, может быть прочитана и как 5180 — однако и в этом случае «поражение» ассирийцев свыше было чудовищным. Высказывались разные предположения о причине их гибели, в частности, что лагерь их «скосила» эпидемия чумы. Сам Сеннахирим был, однако, убит дома (во исполнение пророчества Исаии; 37:3) 20 лет спустя — в 681 г. до Р. Х. Убийцами его стали собственные сыновья его.