должен сойти к вратам Шеола,
лишен я остатка дней моих!
ГОСПОДА4 на земле живых;
на людей уже не глядеть
и не быть мне среди обитателей этого мира.5
уносит его прочь,
словно ветер — шатер пастуха;
жизнь свою я свернул,
словно ткач — полотно,
и Он отрезает ее от станка;
день и ночь приближают мой конец.
но Он, как лев, мои кости крушит;
день и ночь приближают мой конец.
стенаю, как голубь;
устали глаза мои в небо смотреть —
горько мне, Владыка мой, заступись!
Что Он обещал, то и сотворил.
Смиренно буду доживать свою жизнь
из-за горести моей душевной.
тем же и моя душа жива —
вернул Ты мне и здоровье, и жизнь;
любовь Твоя от гибельной ямы избавила,
и все грехи мои Ты за спину Свою бросил.
не мертвые прославляют Тебя
и не те, кто в гроб нисходит,
уповают на верность7 Твою.
благодарит Тебя,
как ныне я Тебя благодарю;
и да поведают отцы сыновьям своим
о верности Твоей!
и до конца дней жизни нашей
звучать не перестанут песни наши
в Храме ГОСПОДНЕМ».
Толкование Далласской семинарии
2. ПРЕДСКАЗАНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ ИУДЕИ (главы 38−39)
В главе 38 рассказывается о примечательном событии в жизни царя Езекии. Его, «заболевшего к смерти», чудесным образом исцелил Бог. Но несмотря на это гордыня Езекии, который в политических делах по-прежнему не считался с волей Иеговы, в конечном счете обернулась бедствием для всего народа иудейского. Если в главах 36−37 царь предстает перед нами как человек веры, то в главе 39 — это человек, действующий неразумно, вере вопреки. Записанное здесь содержится, хоть и не столь полно, в 4Цар 20.
а. Исцеление Езекии (38:1−8)
Исаия предсказывает Езекии, что он умрет.
Ис 38:1. Из стиха 6 явствует, что болезнь Езекии предшествовала осаде Сеннахиримом Иерусалима, описанной в главах 36−37. Меродах Валадан, упоминаемый в 39:1, правил с 721 по 710 годы и затем еще девять месяцев в 703−702 годах (до вторжения Сеинахирима в Иудею в 701 году). Хотя хронологически главы 38−39 предшествуют (по своему содержанию) главам 36−37, здесь они поставлены после них, непосредственно предваряя пророчество Исаии о вавилонском пленении, которое пророк ставит в определенную связь с поступком Езекии (глава 39); связь эта не «историческая», конечно, — скорее, в упомянутом поступке можно видеть некую нравственно-духовную обусловленность последовавшей катастрофы. И, значит, можно говорить о существовании известной преемственности между главами 38−39 и повествованием о событиях, описанных в главах 40−66.
Итак, в стихе 1 Исаия предсказывает Езекии, страдавшему от нарыва, который не удавалось излечить, что он умрет.
2) Молитва Езекии о продлении ему жизни.
Ис 38:2−3. Хотя определенно просьба об этом в молитве не выражена, она читается здесь «между строк». Подтверждение словам Езекии о том, что он был предан Господу и делал угодное в очах Его, находим в 4Цар 18:5−8.
3) Ответ Бога Езекии.
Ис 38:4−6. Милостивый ответ был дан Господом через Исаию очень скоро. Жизнь Езекии продлевалась еще на пятнадцать лет. Поскольку этот царь умер, по всей вероятности, в 686 году до Р. Х., то болезнь его близко предшествовала осаде Иерусалима в 701 году. Именно об этой осаде сказано было царю, что он и город сей будут спасены от нее.
4) Божие знамение.
Ис 38:7−8. Свое обещание Езекии Господь подтвердил знамением. Стих 22, который следовало бы поставить после стих 6, как стих 21 после стих 8. Очевидно, в Иерусалиме была построена особая лестница, названная именем отца Езекии — Ахаза, которая служила чем-то вроде солнечных часов. По мере того, как солнце клонилось к западу, солнечная тень должна была «подниматься по лестнице»: наблюдая за ней, люди определяли время. Но произошло нечто обратное: тень спустилась на десять ступеней вниз. Произвел ли Бог это чудо, заставив землю вращаться в обратном направлении, имело ли здесь место особое преломление солнечных лучей, — не известно: ведь Божий возможности совершать чудеса — безграничны.
б. Благодарственная песнь Езекии (38:9−20)
Ис 38:9−15. В преполовение дней моих (стих 10) значит «во цвете лет». Врата преисподней (там же) — образ смерти. Не увижу а Господа… на земле живых (стих 11) ; Езекия подразумевал, что не придется ему более радоваться благословениям Господним в этой жизни; он сокрушался и о предстоявшей ему разлуке с близкими, друзьями (стих 116). В первой фразе стих 12 — образ исхода души из тела.
Вторая фраза в этом стихе точнее, по-видимому, передана в англ. переводе Библии: «подобно ткачу, смотал я в клубок жизнь мою, так как Бог отрезал меня от основы»; подразумевается сматывание в клубок ниток, оставшихся от пряжи и как бы более ненужных: им уподобляется жизнь, «оборванная» Богом. В стихах 13−14 Езекия иносказательно говорит о мучительных болях, терзавших его день и ночь.
Стенания свои он сравнивает с унылыми звуками, издаваемыми журавлем, с тонким криком ласточки, с глухими «стонами» голубя. В окончании стих 14 правильнее читать: «истомились глаза мои от неотрывного взгляда в небо». Вследствие обретенного им духовного опыта Езекия впредь обещает жить смиренно (стих 15).
Ис 38:16−20. В стихе 16 лучше читать: Ты исцелил меня… Царь признает, что пережитое им послужило ему во благо, нравственное и духовное (сравните стих 17 с Рим 8:28). В том, что Господь избавил его от смерти, Езекия видит знак прощения Им его грехов (в окончании стих 17 — образ грехов Езекии, «отброшенных» Богом далеко). В стихах 18−19 не следует видеть отрицания жизни после смерти, но речь в них о прекращении всякой земной активности, в частности, восхваления человеком Бога и прославления Его жизнью Ему угодной, наставления отцами детей в Божией истине. Здесь отразилось общее ветхозаветное представление о полной оторванности «мира мертвых» от мира живых (сравните Пс 6:6; 87:11−13).
Избавленный Господом от ранней смерти, царь Езекия обещает славить и воспевать Его в храме (стих 20).
в. Исцеление Езекии (38:21−22)
Ис 38:21−22. ин ое расположение стихов в параллельном тексте в 4-й Царств и комментарии на них (4Цар 20). В принципе лечебное средство, спасшее жизнь Езекии, не было чем-то необычным. Пластырь из смокв служил, по-видимому, средством противовоспалительным, но в данном случае он, как полагают, явился проводником исцеляющей силы Божией. Это было «комбинированное» лечение — посредством молитвы, «лекарства» и Божиего вмешательства в ответ на молитву.