Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Утешайте народ Мой, утешайте его!1

говорит Бог ваш. —

2

Ласково говорите с Иерусалимом,2
возвестите ему, что его борьба окончена,
сполна заплачено за вину его,
получил он из рук ГОСПОДНИХ
за все грехи свои вдвое».

3

Голос взывает к вам:
«Проложите путь ГОСПОДУ в пустыне,
прямыми сделайте стези Богу нашему в степи!

4

Каждая долина да поднимется,
всякая гора или холм — сровняются,
все кривизны да выпрямятся,
а ухабы — исчезнут,

5

и явится слава ГОСПОДНЯ —
и все люди увидят ее», —
ГОСПОДЬ изрек это устами Своими.

6

И еще повелел мне тот голос: «Возвести!»
Я спросил:3 «Что возвещать?»
«Человек всякий что трава,
обещания4 его что цветок на лугу.

7

Трава засыхает, а цветок увядает
от одного лишь дуновения ГОСПОДА;
воистину люди как трава.

8

Трава засыхает, и увядает цветок,
но слово Бога нашего пребудет вовеки.

9

Поднимись на высокую гору
ты, вестник Сиона,
возгласи что есть силы
ты, несущий весть Иерусалиму,5
не страшись, возвести городам Иудеи:
„Вот Бог ваш!“»

10

Вот Он, Владыка ГОСПОДЬ,
грядет в могуществе,
владычество — в руке Его,
воздаянье Его — с Ним
и возмездие — впереди Него!

11

Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое,
ягнят будет брать на руки,
носить будет их, прижимая к груди,
и овец кормящих бережно вести за Собою.

12

Кто горстью вычерпал воды морей,
небеса перемерил пядью,6
пыль земную пересчитал?
Кто горы на весах своих взвесил
и на чашах весовых — холмы?

13

Постиг ли кто Дух ГОСПОДЕНЬ,
наставлял ли Его как советник?

14

С кем советовался Он?
Кто учил Его и вразумлял,
на путь правый наставил,
знание передал, мудрости обучил?

15

Народы пред Ним что капли из ведра,
словно пылинки на чаше весов.
Смотрите, Он острова вздымает,7
как легчайшие песчинки.

16

Всех лесов ливанских
не хватит для жертвенного огня Ему,
животных в них — для жертв всесожженья!

17

Все народы пред Ним — ничто,
никчемны и бесполезны в очах Его.

18

Кому вы уподобите Бога?
С кем Его сравните?

19

С идолом? Но ведь мастер8 его отливает,
ремесленник покрывает золотом,
серебряными цепочками обвешивает.

20

А кто совсем не богат,9
тот выбирает себе крепкое дерево,
находит искусного мастера,
чтоб вытесал идола попрочнее.10

21

Но вы не знаете разве, никогда не слышали?
Не поведали вам с самого начала?
Разве не уразумели вы, как создана земля?

22

Господь11 восседает над кругом земным,
и жители земли для Него что саранча.
Развернул небеса Он, как полог,
раскинул их, как шатер для житья.

23

В ничто Он обращает владык
и стирает с лица земли правителей.

24

Едва они посажены,
едва пойдут они в рост,
едва укоренятся —
дунет на них Господь — и иссохнут,
вихрь их развеет, как солому.

25

«Кому Меня уподобите,
кто Мне равен?» — спрашивает Святой.

26

Поднимите глаза и вглядитесь:
кто сотворил на небе звезды,
кто выводит их стройное воинство
и каждой дает свое имя?
И ни одна из них не пропала —
так велико могущество Господа,
безмерна сила Его.

27

Отчего же ты говоришь, Иаков,
и ты, Израиль, утверждаешь,
что сокрыт от ГОСПОДА путь твой,
справедливости тебе от Бога не дождаться?

28

Или не знаешь, не слышал разве,
что ГОСПОДЬ наш — Бог Вечный,
всей земли Творец и всех окраин ее?
Неведомы Ему ни изнеможение, ни усталость,
и замыслы Его непостижимы.

29

Изнуренному Он дарует силу,
изнемогшему возвращает мощь.

30

Утомляются юноши и слабеют,
спотыкаются от усталости молодые,

31

но кто на ГОСПОДА уповает —
обретает новые силы!
Как орлы, они расправят крылья,
побегут и не утомятся,
пойдут, не зная устали.

Толкование Далласской семинарии

д. Восстановление — от Бога (главы 40−66)

Если первая часть книги (главы 1−39) «насыщена» предвестиями суда, то лейтмотивом этой части является «восстановление» и избавление Богом Его народа. Весь этот раздел может быть поделен на три «подраздела» — по 9 глав в каждом (главы 40−48; 49−57; 58−66). Первый завершается фразой «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (48:22), а второй (57:21) — фразой, звучащей почти идентично ей. Пророчества об «избавлении» сосредоточены вокруг трех событий — одного «ближнего» и двух «дальних» (два последних мы называем «событиями» условно).

1) Избавление евреев из вавилонского плена (уже предсказанное Исаией прежде; 39:7). Это ведущая тема глав 40−48, «избавителем» явится Кир (упоминаемый примерно в середине подраздела; 44:28 — 45:1). 2) Отвержение страдющего Раба и Его торжество (52:13 — 53:12). 3) Завершение Богом дела восстановления Израиля и мира. В центре третьего подраздела (главы 58−66) — пришествие Мессии (главы 61−63).

В дни, когда Исаия писал эти пророчества о восстановлении Иудеи, перед ней лежали еще 100 нелегких лет, после которых последует ее вавилонское пленение и 70 лет пребывания в плену. В предвидении этих событий пророк и писал — чтобы вселить в иудеев мужество и терпение и побудить их жить праведно в настоящее время несмотря на предстоящее испытание.

А. Избавление Божиего народа (главы 40−48)

1. О БОЖИЕМ ВЕЛИЧИИ (глава 40)

В этих главах пророк напоминал народу о грядущем избавлении по причине как величия и всемогущества Господа, так и особых взаимоотношений с Ним иудеев. Господь, Который безгранично велик (глава 40), защищает Израиль, а не языческие народы (глава 41). Он, несмотря на недостоинство Израиля (глава 42), обещал вновь собрать его в его земле (43:1 — 44:5).

Будучи сильнее Вавилона, Он, единственный истинный Бог, поразит Вавилон, который падет (главы 46−47). На основании всего вышесказанного Исаия призывал Израиль жить праведно, в согласии с Божиим законом и, когда настанет час, выйти из Вавилона (глава 48). Пророк обращается к иудеям как к живущим теперь в Вавилоне (43:14; 47:1; 48:20), а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах (44:26).

а. Слова утешения: избавление грядет (40:1−11)

Ис 40:1−2. Показательно дважды повторенное Утешайте в начале главы 40, которое определяет преимущественно утешительный, ободряющий характер всего раздела. Народу, с которым Иегову связывают узы завета, Он говорит (через Своего пророка), что время тяжелых испытаний его (русское «борьба» как бы подразумевает тягости и скорби военного времени) подходит к концу. (Говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени — характерный прием пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чем он пророчествовал.)

Ибо Иерусалим за все грехи свои… принял вдвое… от руки Господней. Как записано было в Моисеевом завете, Бог станет благословлять народ Свой за послушание слову Его, а за неповиновение ему будет вновь и вновь наказывать его и в конце-концов изгонит Израиля из земли, данной ему (Втор 28:15−68; особенно стихи 49−52, 64). Наказание (проклятие) грядущего времени видится Исаии почти завершенным, перед Израилем — новая возможность «начать сначала». Слова «принял вдвое» надо понимать не в том смысле, что Израиль был наказан более чем того заслужил, а лишь в смысле полноты полученного им наказания (сравните с Ис 61:7).

Ис 40:3−5. Глас вопиющего в пустыне, призывающий народ приготовить путь Господу, может быть голосом самого Исаии (во всяком случае это не тот же «голос», что в стихе 6). Каждый из четырех евангелистов «прилагает» этот стих (40:3) к Иоанну Крестителю (Мф 3:1−4; Мк 1:1−4; Лк 1:76−78; Ин 1:23). Иоанн проповедовал в дикой пустыне Иорданской, близ Мертвого моря; призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу.

Полагают, что сам Исаия произносил эти слова с несколько иным смысловым акцентом, а именно: «в пустыне приготовьте путь Господу» (точнее, «в пустыне очищайте путь Иеговы»), уподобляя дикой пустыне духовное и нравственное состояние своих современников и подразумевая, что перед лицом пришествия Господня каждый иудей должен подготовиться, очиститься духовно.

Некоторые богословы склонны читать эти слова и в том расширительном смысле, что приходу Христа и распространению учения Его на земле должны были предшествовать такие события социально-политического, религиозного и интеллектуально-нравственного характера, которые постепенно «готовили» бы путь явлению славы Господней и света Христова в степи, или «в пустыне», дохристианского мира.

На древнем Востоке существовал обычай «расчищать и уравнивать» дорогу (путь) перед шествующим тем или иным маршрутом царем (для чего впереди шли по этому маршруту толпы рабов); в известном смысле обычай этот имеет эквивалент в современной жизни, когда перед уважаемой персоной или почетным гостем расстилают ковровую дорожку. В свете этого и надо понимать иносказание в первых двух фразах стиха 4: Всякий дол да наполнится (да выравнено будет всякое углубление, ухаб), и всякая гора и холм да понизятся (чтобы не препятствовать продвижению важной персоны).

Но опять-таки следует подчеркнуть второй (и главный!) смысл всемерного «выпрямления кривизн» перед Господом — выпрямления их в сердцах человеческих, чтобы Господь мог действовать в них. Эта мысль, или этическое положение, провозглашалась прежде всего применительно к израильскому народу, всеми пророками.

В стихе 5 могли подразумеваться три исторические перспективы: ближайшая, когда слава Господня явит себя в освобождении евреев из вавилонского плена, и слух об этом дойдет до всех народов Востока (узрит всякая плоть спасение Божие); отстоящая от нее во времени: явление на землю Господа во плоти человеческой и, наконец, второе пришествие Христа, когда Он, в славе Своей, «видимой всякой плотн», станет управлять Своим Тысячелетним царством. Интервалы между указанными «перспективами» были от пророка сокрыты. И если через 700 лет после Исаии ученики Христа узрят славу Господню (Ин 1:14), то всему человечеству это предстоит лишь во второе Его пришествие. Однако все это произойдет непременно, ибо уста Господни изрекли это.

Ис 40:6−8. Голос в стихе 6, вероятно, принадлежит Богу. Это Он приказывает Исаии «возвестить» о принципиальной разнице между смертными людьми и вечным Богом, слово Которого непреложно. Последнее должно было послужить к утешению пребывавших в плену иудеев.

Ис 40:9−11. Возможно, в стихе 9 содержится продолжение ответа свыше на вопрос пророка в стихе 6 «что мне возвещать?» Дело в том, что слова Сион и Иерусалим (стих 9) не во всех текстах стоят в именительном падеже, но во многих они поставлены в дательном: благовествующий Сиону… Иерусалиму. То есть это обращение к Исаии, повеление благовествовать, данное ему.

Назначение этого «благовествования» видят в поддержке и утешении тех, кто долгие десятилетия спустя, пережив изгнание, будут возвращаться из него. «Всходить на высокую гору» с тем, чтобы оттуда обращаться к толпам слушателей, было в обычае у древних ораторов Востока (Суд 9:7; сравните с Мф 5:1). В стихах 10−11 благовествующий Исаия подчеркивает два аспекта личности Иеговы (это характерно для второй половины его книги в целом): Он всемогущий Бог-победитель, справедливо воздающий за добро и зло (к этому, первому, «аспекту» пророк привлекает внимание читателя на протяжении всей книги; к примеру, 51:5, 9; 52:10; 59:1; 62:8; 63:12); и Он же — «Пастырь добрый», пекущийся о стаде Своем (сравните с Пс 22; Мих 5:4; Ин 10:11, 14; 1Пет 2:25).

б. Вновь слова утешения (40:12−31)

Ни с чем не сопоставимо веденье Божие.

Ис 40:12−17. В осознании этого — источник утешения иудеев, ибо всеведенье Его предполагает и премудрость и величие, и силу Иеговы. Мысль об этом как о некоей объективной данности развивается Исаией — на языке красочных библейских метафор и иносказаний — в стихах 12−17 и далее; в стихах 18−26 он продолжает развивать ее по принципу противопоставления всемогущества Господа бессилию языческих богов.

Творец настолько неизмеримо велик, по сравнению с творением, что и горы и холмы, какими бы впечатляюще высокими и могущественными ни представлялись они людям, Он мог бы взвесить на весах. А все воды этого мира — исчерпать горстию своею (стих 12). Не существует у Бога наставника или учителя мудрости и праведности. Ибо Он Сам — мудрость и праведность. От мира природы пророк переключается для иллюстрации своей мысли на мир человеческого сообщества.

И каждый из народов, даже и самых могучих (вспомним Ассирию!), перед лицом Бога, что капли в ведре воды, и «вес» их на весах Божиих, что вес пылинки. Напомним, что острова на библейском языке — синоним «народов»: жителям приморской страны — Палестины все, кто жили за ее пределами, представлялись жителями «островов» (сравните Быт 10:5; Ис 41:1). В стихе 16 мысль о величии Бога выражена в недостаточности для Него жертвоприношений — даже и таких, для которых были бы употреблены все кедры Ливана и все животные, обитающие в его лесах.

Если все сказанное попытаться вкратце выразить в философских категориях, то прозвучит это примерно так: таинство бытия Божия — безгранично и бездонно; любая величина (небеса, горы, большие и малые народы земли) доступна постижению; другими словами, трудность их постижения ничтожно мала, по сравнению с этим таинством.

2) Боги языческие не сопоставимы с Господом Богом.

Ис 40:18−20. Ироническое противопоставление идолов истинному Богу. В стихах, предшествующих этим, пророк воспел безмерные величие и могущество Иеговы. Не смехотворно ли выглядят перед Ним, Творцом всего сущего, божки, «сотворенные» людьми из металла или дерева!

3) Бог царит над всем (40:21−26).

Ис 40:21−22. Следуют горькие укоры в адрес иудеев, которым, в отличие от язычников, было от начала (в значении «начала начал» их истории как народа) открыто и неоднократно говорено о единственном истинном Боге, они же и по сей день грешат идолопоклонством! Последняя фраза в стихе 21 может соответствовать мысли апостола Павла в Рим 1:20. Земля и Бог, царящий над нею, описаны у Исаии в согласии с представлениями того времени (сравните Иов 22:14; Пс 103:2).

Ис 40:23−24. Люди в духовной немощи своей, вместо того, чтобы поклоняться Иегове, поклоняются не только идолам, но и подобным себе людям, наделенным властью. Между тем, и эти последние — бессильны и ничтожны перед Ним. От одного дыхания Его они «высыхают», и вихрь уносит их, как солому (стих 24). Исследователи Библии улавливают здесь намек на «всесильного» современника Исаии — Сеинахирима, конец которого действительно оказался бесславным и жалким.

Ис 40:25−26. Решительно некому уподобить Иегову (одно из имен Которого — Святый). Стих 26 по мысли продолжает стих 22. Величественная картина неба и мириадов звезд на нем не может (как: бы говорит пророк) не вызывать у иудеев благоговейного отношения к тому, кто сотворил его; они не могут не осознать как собственную бесконечную малость перед Ним, так и тех (идолов, «князей»), кому они поклоняются.

Ис 40:27−31. Если Господь и каждую из бессчетных звезд, сотворенных Им, называет по имени (свидетельство «личного знакомства» Его с каждой их них! сравните с Пс 146:4), то не безумие ли думать, будто дела и обстоятельства (путь) народа Его «сокрыты» от Него, Ему не известны, что Он «забыл» об Израиле и Иакове! Мотив утешения звучит в этих стихах с особенной поэтической силой. Мелодия, «перебиваемая» звучанием укора (Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? …; стих 28) лишь подчеркивает «тему утешения».

Евреям, по причине их духовной незрелости, свойственно было мерить Господа теми же мерками, что и себя и своих идолов, которым, в их представлении, присущи были все человеческие слабости. Но Богу, с Его безграничным и непостижимым для человека разумом, они не присущи! — восклицает Исаия. Он не только не утомляется и не изнемогает (иудеи могли бы понять это на опыте своей истории, отмеченной многими чудесными «вхождениями» в нее Господа!), но дает силу и крепость уставшим и изнемогшим людям.

В стихе 31, в подтверждение предыдущих мыслей, истощению физической силы даже у юношей противопоставляется вечное обновление в силе тех, кто надеются на Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Главы 40−55 представляют очередную часть книги пророка Исайи, где описывается исполнение пророчеств глав 1−33 о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена.
2  [2] — Букв.: к сердцу Иерусалима — столица представлена здесь в образе женщины.
6  [3] — Букв.: он сказал; пер. по друг. чтению.
6  [4] — Букв.: верность; LXX: слава / красота.
9  [5] — Или: вестница Сиона… вестница Иерусалима — при таком понимании столица становится вестницей возвращения Господа к Его народу.
12  [6] — Пядь — мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
15  [7] — Или: поднимает земли прибрежные.
19  [8] — Или: кузнец.
20  [9] — Или: а тот, кто жертву приносит — перевод предположителен, оригинал неясен.
20  [10] — В ст. 18−20 начало полемического обличения идолопоклонства, которое было в ходу в Вавилонии; продолжение в 41:6,7,29; 43:10; 44:9−20; 45:16,20; 46:1−8.
22  [11] — Букв.: Он; то же в ст. 24, 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.