Исаия 50 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Так говорит ГОСПОДЬ:

«Где же то разводное письмо,
с которым будто бы Я вашу мать изгнал?
Или разве кому из кредиторов Моих
Я отдал вас в уплату?
Нет, за грехи ваши проданы вы были,
за ваши проступки ваша мать была изгнана!1

2

Почему, когда приходил Я,
никого не заставал,
звал, а никто не отвечал?
Коротки ли руки у Меня, чтобы спасти вас,
или сил не хватит избавить вас от бед?
Одним грозным словом Своим Я иссушаю море,
русла рек в пустыню обращаю,
и гниет без воды в них рыба,
погибает от жажды.

3

Небеса Я покрываю мраком,
траурным одеянием облекаю их!»

4

Владыка ГОСПОДЬ дал мне язык мудрый,2
чтобы я мог изнуренного поддержать словом.
По утрам Он меня будит,
пробуждает мой слух на заре,
чтобы, как ученик, я внимал.

5

Открыл мне Владыка ГОСПОДЬ мой слух —
не возроптал я, не убежал.

6

Спину свою под удары подставлял,
не отворачивался от тех,
кто рвал мне бороду,
и лица от плевков и оскорблений
не отворачивал.

7

Владыка ГОСПОДЬ помогает мне,
потому опозорен не буду
и лица моего не роняю,
кремню подобно оно,
и знаю, что в унижении не останусь.

8

Близок Тот, Кто вступится за меня.
Но решится ли кто выступить против?
Пусть выходит навстречу мне.
Кто отважится обвинить меня?
Пусть покажется!

9

Сам Владыка ГОСПОДЬ помогает мне,
кто осмелится осудить меня?
Все они погибнут,
истлеют подобно ветхой одежде,
молью побитой.

10

Кто из вас ГОСПОДА боится,
кто Слугу Его слушает?
Пусть все, кто во мраке ходит
и света лишен,
на имя ГОСПОДА уповают,
с Богом свяжут надежды свои.

11

А вы, кто разжигает пламя,
и стрелы множит огненные,
сами ступайте в огонь, разожженный вами,
в пламя, рожденное вашими стрелами.3
Это вам Мною уготовано —
в муках будете изнывать!4

Толкование Далласской семинарии

в. Призыв к Израилю утверждаться в Боге (глава 50)

Ис 50:1−3. Предыдущая глава заканчивается торжественными заверениями Господа в том, что Он спасет сыновей Израиля, и в том, что «всякая плоть узнает», что Он — Спаситель народа Своего. Резкий, казалось бы, «поворот темы» с начала главы 50 на самом деле свидетельствует о тесной связи ее с главой 49, ибо слова Господа в 50:1−3 звучат как все еще продолжение (или возобновление) ответа на «жалобу» Сиона в 49:14 (начало его в 49:15). Аллегория брачных уз весьма часто используется в Священном Писании — там, где речь идет об отношениях Бога и Его народа (к примеру, Ос 1−3; Иер 3; Иез 16−17).

Возникает она и тут. Из Втор 24:1−3 узнаем о древнем обычае, основанном на законе Моисея, «отпускать к ее отцу» жену, чем-то не угодившую мужу, снабдив ее при этом официальным документом — «разводным письмом», в котором объяснялось, почему мужу эта женщина «противна». В 50:1 звучит как бы риторический вопрос Господа, обращенный к Его народу: где разводное письмо вашей матери? (Под ней надо, видимо, понимать Сион (Иерусалим), в котором еврейство коренилось духовно.) Из этого «письма» (подразумевается) можно было бы узнать, что Господь… отпустил ее (не впервые на время от нее отвернулся) за грехи… и за преступления народа. Не по инициативе Иеговы это совершилось (не Он продал Израиля как бы в уплату долга — метафора). В подтверждение сказанного в стихе 1 в начале стих 2 говорится о духовной глухоте Израиля, который не отвечал Господу, когда Он звал его.

«Прещение» — то же, что нарекание, обличение. В продолжение стих 2 Господь говорит о неиссякающей силе Своей, напоминая Своему жестоковыйному народу о многократных в прошлом явлениях ее в чудесных событиях его истории: Он «иссушил» для него Чермное море и дал ему «как посуху», перейти реку Иордан; в окончании стих 2 — возможный намек на «казни египетские», но в принципе все перечисленное в этом стихе (и сказанное в стихе 3) можно рассматривать просто как свидетельство силы Его, не обязательно приписывая это конкретным чудесам.

Ис 50:4−6 в стихах 4−9 говорит Раб Иеговы, Его Отрок, Мессия. Устами Исаии Он определяет Себя как внимательного и послушного ученика Иеговы (сравните с Ин 5:30): мудрый язык (мысли), слово ободрения, полученные Им от Него, служат ко благу и утешению изнемогающего рода людского (Ис 42:7; 61:1−2; Мф 11:28).

В контексте стиха 5 весьма интересна фраза Бог открыл мне ухо (в этой связи комментарии на Пс 39:7 и на Евр 10:5). Она могла бы (как естественно вытекающая из стиха 4) восприниматься лишь буквально, если бы не существовал другой древний перевод ее с еврейского, звучащий иначе: «Ты уготовал Мне тело». Полагают, что именно Ис 50:5 цитировал в таком переводе автор послания к Евреям (Евр 10:5), видя в нем пророчество о будущих крестных страданиях Христа, что второй фразой в стихе 5, как и всем содержанием стих 6, явно подтверждается (Мк 14:65; 15:16−20; сравните с 1Пет 2:22−23).

Ис 50:7−9. Но ни страдания ни унижения не послужат Его позору, продолжает Раб Божий, ибо, знает Он, на Его стороне Господь Бог, Который помогает Ему (Ин 8:29). И потому Он твердо стоит с высоко поднятой головой («держит лице… как кремень»). Оправдание Его в Боге, Его пославшем, чью волю Он исполняет. И кто в этой ситуации решится судиться с Ним или осудить Его! Не завидна судьба таковых (уподобленных одежде, которую съест моль; стих 9).

Ис 50:10−11. Нет единого мнения о том, продолжает ли в стихах 10−11 говорить Мессия (устами Исаии), или сам пророк обращает призыв свой к соплеменникам. Но судя по ссылке на Раба Господня в стихе 10, это все еще мессианский текст и звучащий в нем призыв так или иначе обращен ко всем боящимся Господа. Таковые да послушаются гласа Раба Его (так переведено в Септуагинте).

Одни понимают это как обращение к евреям — современникам Христа: если они боятся Иегову, то да выйдут из мрака к свету (в значении «да перестанут отвергать посланного Им Мессию»). Другие полагают, что здесь призыв к последователям Христа, живущим во мраке (т. е. в тяжкое время отвержения Его) — да уповает каждый из них на имя Господа и да утверждается в вере в Него.

В стихе 11 — страшный образ неизбежной гибели по собственной их вине всех тех, кто бунтует против Иеговы и отвергает Раба Его. Некоторые видят исполнение этого пророчества во всепожирающем пожаре Иерусалима, как описано это Иосифом Флавием, в дни его трагической гибели от руки римлян. Жители его действительно умирали в мучении. И пусть грозное предупреждение это непосредственно обращено было к современникам Исаии. Оно актуально на все времена и звучит для всех, кто отвергают Господа: участью их станет вечное осуждение.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Хотя израильтяне чувствовали себя оставленными Богом (Ис 40:27; Ис 49:14), Он заверяет их, что не Он был инициатором разорванных отношений. Неверность Богу, грехи израильского народа были причиною Вавилонского плена, периода временного «раздельного проживания супругов» (см. 54:7), а не «развода». Господь говорит со Своим народом на языке Закона — это еще один призыв к покаянию народа Божьего, возврата его к Закону и надежда, что такое «раздельное проживание» не продлится долго.
4  [2] — Или: язык учителя; букв.: язык ученика. В ст. 4−11 записана третья песнь Слуги Господнего, в которой представлен замысел Божий для этого мира. Здесь Слуга намекает на противодействие его служению, но он уверен в помощи Господа.
11  [3] — Или (ближе к букв.): ходите при свете своего огня и среди факелов / стрел, которые вы зажгли.
11  [4] — Букв.: лежать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.