даже те, у кого нет денег!
Идите, покупайте пищу, ешьте!
Подходите, берите1 вино и молоко,
не за деньги — даром.
Зачем тратить деньги на то, что не хлеб,
отдавать трудом нажитое за то,
что насытить не может?
Прислушайтесь же ко Мне:
питайтесь лишь тем, что во благо вам,
наслаждайтесь изысканной пищей!
Внемлите словам Моим, ко Мне обратитесь,
послушайте — и будете жить.2
Заключу Я с вами Союз, Завет вечный,
буду верен вам, как Давиду,3 —
его Я свидетелем для народов сделал,
вождем и правителем народов поставил».
Призовешь племена,
которых ты прежде не знал,
племена, которые тебя не знали, —
устремятся к тебе они ради ГОСПОДА, Бога твоего,
Святого Бога Израилева, прославившего тебя!
Ищите ГОСПОДА, пока еще можно найти Его,
призывайте Его, пока Он близко!
И да оставит злодей свой путь,
нечестивец — недобрые мысли свои,
пусть все они к ГОСПОДУ вернутся — Он их помилует,
к Богу нашему — Его прощение безгранично!
«Мои мысли — не то, что ваши мысли,
пути Мои — не то, что ваши пути, —
говорит ГОСПОДЬ. —
Как небо высоко над землей,
так пути Мои выше ваших путей,
и мысли Мои — ваших мыслей.
Как дождь и снег падают с неба,
не возвращаясь обратно,
но, орошая землю, животворят ее,
дабы принесла она сеятелю зерна
и хлеба вдоволь, —
так и слово, исшедшее из уст Моих,
ко Мне не вернется бесплодным,
но волю Мою исполнит оно
и то совершит, ради чего оно было послано Мной.
Пойдете вы с весельем, и проводят вас с миром,
горы и холмы ликовать будут и радоваться,
и деревья в поле рукоплескать будут.
Вместо терновника вырастет кипарис,
и вместо крапивы — мирт».
То будет во славу имени ГОСПОДА
вечным знамением, непреходящим.
Толкование Далласской семинарии
б. О благословении (спасении) язычников (глава 55)
1) Идите к Господу!.
Ис 55:1−2. В завершающем стихе предыдущей главы, конечно, подразумевается Израиль, но уже не только он, что особенно чувствуется в последней фразе стиха. Первый стих этой главы таким образом как бы естественно вытекает из него, будучи обращен к прозелитам, которые призываются к Мессии Израиля и всего человечества. В стихе 1 — аллегория спасительной воды, которая предлагается жаждущим (сравните с Ис 12:3 — «И в радости будете почерпать воду из источников спасения»). (сравните также с Ис 44:3, а также с Ин 4:14 и 7:37.) Вино и молоко лишь дополняют эту аллегорию спасения, предлагаемого даром (без серебра и без платы).
Насыщающие человека хлеб и все то, что он зарабатывает трудом своим (стих 2), противопоставляются тому, что не насыщает (не удовлетворяет): иносказание всего, что не от Бога, Который один способен всесторонне «насытить» (удовлетворить).
2) Обещание вечного завета.
Ис 55:3. Тем, которые придут к Господу, Он обещает жизнь и дарование завета, который будет действовать и на земле и в вечности, и — на основании этого завета — те же неизменные милости, которые были обещаны Им Давиду (2Цар 7:11б−16). Большинство комментаторов сходится на том, что речь здесь идет о Новом Завете (Иер 32:40; Евр (13:20).
Под «неизменными милостями» следует понимать в этом контексте обещание Господа никогда не лишать Своих благословений тех, которые, доверившись Ему, станут Его народом. В плане «сопоставления» тут двух заветов заметим также, что сами обетования Бога Давиду носили не столько конкретно-исторический, сколько мессианский характер, подразумевая полное осуществление свое в Мессии.
3) Мессия станет руководить народами.
Ис 55:4−5. В стихе 4 «непосредственный переход» к Мессии. Данный Богом народам, Он станет для них не только вождем и наставником, но и свидетелем (слова Самого Христа, приведенные в Ин 18:37 «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине»).
Под «ты» в стихе 5, вероятно, понимается Израиль: хотя сам он, в массе своей, отвергнет Мессию, посланного в первую очередь к нему, но множество «неизвестных ему народов» придет к Спасителю через него. Израилю предстояло стать источником истинного богопознания в мире. Иегова (Святой Израилев) прославит Свой народ тем, что Иисус Христос выйдет из его среды.
4) Спасение доступно всем (55:6−13).
Ис 55:6−7. Оно доступно всем, кто станет искать Господа, пока еще есть время, чтобы найти Его и обратить помыслы свои… к Богу многомилостивому.
Ис 55:8−9. Предостерегающим откровением звучат эти поэтические строки, как бы обращенные к тем, кто, забывая о разнице между «тварью» и Творцом, склонны «переоценивать» свои возможности в понимании того, что, как и почему происходит в мире, управляемом Богом. «Мерки» человеческого разумения неприменимы к Его «путям» и планам, предупреждает Господь. Но это же обстоятельство вызывает у Него особое сострадание к немощным людям, приходящим к Нему.
Ис 55:10−11. С благотворными силами, действующими в природе (дождь и снег), благодаря которым возможна жизнь на земле, сравнивается слово Божие, готовящее людей — во исполнение воли Отца небесного — к жизни вечной.
Ис 55:12−13. Возможное прозрение Тысячелетнего царства, в которое с веселием входят люди, искупленные Христом (освобожденные Им, они выйдут из духовного плена, «провожаемые» ликованием природы). Вместо терновника выростет кипарис (и далее; стих 13) звучит как «снятие проклятия» с земли, которое согрешивший Адам услышал из уст Господа (Быт 3:17−19).
Видят в стихе 13 и иносказание тех перемен, которые Бог производит в сердце человека, спасаемого Им. Правомочность такого прочтения стиха 13 не лишает его и непосредственного смысла: во славу Господа благословляемая Им земля Тысячелетнего царства будет плодоносить и приносить преимущественно «добрые плоды», радующие глаз.