«Радейте о справедливости, живите по правде!
Близко спасение, Мной даруемое, придет оно,
и правда Моя откроется».
Блажен тот, кто так живет,
человек, который держится правды:
соблюдает субботу, святость ее хранит,
руки свои удерживает от всякого зла.1
Но если кто рожден был в иноплеменном народе2
и к ГОСПОДУ присоединился,3
не должен говорить он:
«Да, отделил меня ГОСПОДЬ4
от Своего народа».
И даже евнух пусть не называет себя
высохшим деревом.
Вот что говорит ГОСПОДЬ:
«Кто из евнухов соблюдает Мои субботы,
избирает то, что Мне угодно,
кто Союза, Завета со Мной, держится —
тому в Храме Моем, в стенах Моих
дам памятное имя,5
что ценнее имени сынов и дочерей, —
имя вечное дам ему, непреходящее!
А кто рожден был в народе иноплеменном
и к ГОСПОДУ присоединился,
чтобы служить Ему,
возлюбив имя ГОСПОДНЕ,
быть слугой Его,
соблюдать субботу и святость ее хранить,
держаться Союза, Завета со Мной, —
Я приведу их на святую гору Мою,
радостью одарю в Моем Доме молитвы,
жертвы их и всесожжения
будут приняты на жертвеннике Моем,
и назовется Мой Дом
домом молитвы для всех народов».
И вот что еще возвестил Владыка ГОСПОДЬ,
собирающий израильтян из рассеяния:
«К тем, кого Я уже собрал, и других позову!6
Звери полевые и лесные звери —
сходитесь все на пир!
Здешние стражи7 слепы все, все — невежды;
они — псы немые, что и лаять-то не могут,
вечно дремлют — поспать любят!8
Алчны эти псы, ненасытны!
Все они, пастыри эти, безрассудные невежды,
каждый на свою свернул дорогу,
и все только о собственной прибыли пекутся.
„Давайте все ко мне, — говорят они, —
вина поставлю,
брагой допьяна напьемся,
да и завтра будет, как сегодня,
только выпивки еще больше будет!“»
Толкование Далласской семинарии
е. Язычники разделят с Израилем благословения свыше (56:1−8)
1) Призыв блюсти праведность.
Ис 56:1−2. Близким видится пророку то, о чем он говорит в завершающих стихах предыдущей главы. И потому взволнованно звучит его призыв блюсти — в свете этого — праведность. Слова «суд и правда» в сознании древнего еврея составляли как бы единый «термин» (нравственно-юридического характера); «творить их» означало неукоснительно исполнять Божий закон, который и был высшим выражением абсолютной правды Божией.
Почему из всех заповедей закона именно «хранение субботы» (Исх 20:8−11) выделено в стихе 2 как признак истинной праведности? Некоторые полагают, что это связано с пророческим виденьем Исаией ситуации, которая сложится для иудеев в плену и по возвращении из него. Лишенные храма, они не смогут исполнять всех предписаний закона, тем более надо им будет «хранить субботу» — в ознаменование того, что они по-прежнему чтят Бога своего, установившего ее (Иез 20:12) и повинуются Ему. В субботу, как известно, запрещено было работать и «делать дела», но примечательно, что здесь Исаия как бы подчеркивает нравственную подоплеку этого запрещения.
Блажен тот, кто не оскверняет субботы, храня себя в этот день от совершения какого-либо зла. Он, иначе говоря, подразумевает, что Богу не столько угодно формальное следование Его установлениям («воздержание от дел» в субботу), сколько соблюдение духа их, ибо только так совершенствуется человек нравственно (на что и направлены в конечном счете Божии установления). Ту же в сущности мысль выражает Исаия и в 58:3−6.
2) Обещание благословений иноплеменникам (56:3−8).
Ис 56:3−6. В образе ветхозаветного сообщества, к которому в видении Исаии станут присоединяться иноплеменники, познавшие Господа, правомочно видеть то, что будет происходить после первого прихода Мессии или после возвращения Его на землю — в Тысячелетнем царстве Его. Естественно, что прозреваемое Исаией облечено им в образы и понятия, близкие ему. Господь «не отделит» тогда сына иноплеменника… от Своего народа. И не отвергнет евнуха по причине его уродства (Втор 23:1). Но «отвергнет» (как утратившие смысл) слова евнуха: «вот я сухое дерево».
Тем из них, которые будут держаться завета Божиего, — на этом именно основании, а не в силу способности физически продолжать свой род (что особенно, как известно, ценилось в древневосточном обществе) даровано будет бессмертие (имя вечное, которое не истребится; стих 5). Каждый такой человек, независимо от того, имеет он или не имеет потомство, будет в глазах Господа ценен — сам по себе, и потому в доме Божием он получит положение не худшее (лучшее нежели — очевидно, гипербола, подчеркивающая выразительность мысли) чем иудеи («сыновья и дочери»).
Ис 56:7−8. Итак, язычники (т. е. представители всех других народов, помимо иудейского) будут вместе с иудеями приведены Господом на Сион, святую гору Его (Ис 11:9), где будет дом Его, который назовется домом молитвы для всех народов. (Повторим, что поклонение истинному Богу «всех народов» видится Исаии в образах знакомых ему, включая всесожжения… и жертвы.) Так исполнится обещанное Богом Аврааму, что в нем «благословятся все племена земные» (Быт 12:3). В стихе 8 повторяется мысль, что, собирая Израильтян… рассеянных по миру, Господь будет присоединять к ним других.
Ис 56:9. Здесь, как полагают, иносказание этих «других»; дикие и грубые (в представлении евреев) язычники уподоблены «зверям». Они, однако, приглашаются к духовной трапезе.
г.) Осуждение нечестивых (56:10 — 57:21)
Лейтмотивом большей части этого раздела, состоящего из девяти глав (главы 49−57), является славное будущее искупленного «остатка» и прозелитов, которые присоединятся к нему в царстве Мессии. Но в заключение раздела (56:10 — 57:21) речь пророка, размышляющего о духовном состоянии иудеев в его дни, вновь принимает горько-обличительный характер.
1) Они слепы и жадны.
Ис 56:10−12. Обличение Исаии в первую очередь обращено против «бессмысленных пастырей» народа, т. е. его гражданских и духовных вождей, которые более всего ответственны за незавидное духовное состояние общества. Они — стражи стада, которые слепы, и подобны стерегущим это стадо псам, которые утратили способность лаять. Они слишком любят спать (стих 10). Они ненасытны в своей жадности и блюдут лишь собственные интересы, они корыстны (стих 11). И заботятся лишь о своем удовольствии (стих 12).