Исаия 56 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Так говорит ГОСПОДЬ:

«Радейте о справедливости, живите по правде!
Близко спасение, Мной даруемое, придет оно,
и правда Моя откроется».

2

Блажен тот, кто так живет,
человек, который держится правды:
соблюдает субботу, святость ее хранит,
руки свои удерживает от всякого зла.1

3

Но если кто рожден был в иноплеменном народе2
и к ГОСПОДУ присоединился,3
не должен говорить он:
«Да, отделил меня ГОСПОДЬ4
от Своего народа».
И даже евнух пусть не называет себя
высохшим деревом.

4

Вот что говорит ГОСПОДЬ:
«Кто из евнухов соблюдает Мои субботы,
избирает то, что Мне угодно,
кто Союза, Завета со Мной, держится —

5

тому в Храме Моем, в стенах Моих
дам памятное имя,5
что ценнее имени сынов и дочерей, —
имя вечное дам ему, непреходящее!

6

А кто рожден был в народе иноплеменном
и к ГОСПОДУ присоединился,
чтобы служить Ему,
возлюбив имя ГОСПОДНЕ,
быть слугой Его,
соблюдать субботу и святость ее хранить,
держаться Союза, Завета со Мной, —

7

Я приведу их на святую гору Мою,
радостью одарю в Моем Доме молитвы,
жертвы их и всесожжения
будут приняты на жертвеннике Моем,
и назовется Мой Дом
домом молитвы для всех народов».

8

И вот что еще возвестил Владыка ГОСПОДЬ,
собирающий израильтян из рассеяния:
«К тем, кого Я уже собрал, и других позову!6

9

Звери полевые и лесные звери —
сходитесь все на пир!

10

Здешние стражи7 слепы все, все — невежды;
они — псы немые, что и лаять-то не могут,
вечно дремлют — поспать любят!8

11

Алчны эти псы, ненасытны!
Все они, пастыри эти, безрассудные невежды,
каждый на свою свернул дорогу,
и все только о собственной прибыли пекутся.

12

„Давайте все ко мне, — говорят они, —
вина поставлю,
брагой допьяна напьемся,
да и завтра будет, как сегодня,
только выпивки еще больше будет!“»

Толкование Далласской семинарии

е. Язычники разделят с Израилем благословения свыше (56:1−8)

1) Призыв блюсти праведность.

Ис 56:1−2. Близким видится пророку то, о чем он говорит в завершающих стихах предыдущей главы. И потому взволнованно звучит его призыв блюсти — в свете этого — праведность. Слова «суд и правда» в сознании древнего еврея составляли как бы единый «термин» (нравственно-юридического характера); «творить их» означало неукоснительно исполнять Божий закон, который и был высшим выражением абсолютной правды Божией.

Почему из всех заповедей закона именно «хранение субботы» (Исх 20:8−11) выделено в стихе 2 как признак истинной праведности? Некоторые полагают, что это связано с пророческим виденьем Исаией ситуации, которая сложится для иудеев в плену и по возвращении из него. Лишенные храма, они не смогут исполнять всех предписаний закона, тем более надо им будет «хранить субботу» — в ознаменование того, что они по-прежнему чтят Бога своего, установившего ее (Иез 20:12) и повинуются Ему. В субботу, как известно, запрещено было работать и «делать дела», но примечательно, что здесь Исаия как бы подчеркивает нравственную подоплеку этого запрещения.

Блажен тот, кто не оскверняет субботы, храня себя в этот день от совершения какого-либо зла. Он, иначе говоря, подразумевает, что Богу не столько угодно формальное следование Его установлениям («воздержание от дел» в субботу), сколько соблюдение духа их, ибо только так совершенствуется человек нравственно (на что и направлены в конечном счете Божии установления). Ту же в сущности мысль выражает Исаия и в 58:3−6.

2) Обещание благословений иноплеменникам (56:3−8).

Ис 56:3−6. В образе ветхозаветного сообщества, к которому в видении Исаии станут присоединяться иноплеменники, познавшие Господа, правомочно видеть то, что будет происходить после первого прихода Мессии или после возвращения Его на землю — в Тысячелетнем царстве Его. Естественно, что прозреваемое Исаией облечено им в образы и понятия, близкие ему. Господь «не отделит» тогда сына иноплеменника… от Своего народа. И не отвергнет евнуха по причине его уродства (Втор 23:1). Но «отвергнет» (как утратившие смысл) слова евнуха: «вот я сухое дерево».

Тем из них, которые будут держаться завета Божиего, — на этом именно основании, а не в силу способности физически продолжать свой род (что особенно, как известно, ценилось в древневосточном обществе) даровано будет бессмертие (имя вечное, которое не истребится; стих 5). Каждый такой человек, независимо от того, имеет он или не имеет потомство, будет в глазах Господа ценен — сам по себе, и потому в доме Божием он получит положение не худшее (лучшее нежели — очевидно, гипербола, подчеркивающая выразительность мысли) чем иудеи («сыновья и дочери»).

Ис 56:7−8. Итак, язычники (т. е. представители всех других народов, помимо иудейского) будут вместе с иудеями приведены Господом на Сион, святую гору Его (Ис 11:9), где будет дом Его, который назовется домом молитвы для всех народов. (Повторим, что поклонение истинному Богу «всех народов» видится Исаии в образах знакомых ему, включая всесожжения… и жертвы.) Так исполнится обещанное Богом Аврааму, что в нем «благословятся все племена земные» (Быт 12:3). В стихе 8 повторяется мысль, что, собирая Израильтян… рассеянных по миру, Господь будет присоединять к ним других.

Ис 56:9. Здесь, как полагают, иносказание этих «других»; дикие и грубые (в представлении евреев) язычники уподоблены «зверям». Они, однако, приглашаются к духовной трапезе.

г.) Осуждение нечестивых (56:10 — 57:21)

Лейтмотивом большей части этого раздела, состоящего из девяти глав (главы 49−57), является славное будущее искупленного «остатка» и прозелитов, которые присоединятся к нему в царстве Мессии. Но в заключение раздела (56:10 — 57:21) речь пророка, размышляющего о духовном состоянии иудеев в его дни, вновь принимает горько-обличительный характер.

1) Они слепы и жадны.

Ис 56:10−12. Обличение Исаии в первую очередь обращено против «бессмысленных пастырей» народа, т. е. его гражданских и духовных вождей, которые более всего ответственны за незавидное духовное состояние общества. Они — стражи стада, которые слепы, и подобны стерегущим это стадо псам, которые утратили способность лаять. Они слишком любят спать (стих 10). Они ненасытны в своей жадности и блюдут лишь собственные интересы, они корыстны (стих 11). И заботятся лишь о своем удовольствии (стих 12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Суббота — знак завета, договора с Богом, выражающегося в образе жизни, посвященной Господу, поскольку каждая неделя строилась с учетом субботы, дня покоя (Исх 31:12−17; Иез 20:18−20). Истинное соблюдение субботы — это не только воздержание от работы, но и уклонение от всякого зла, хранение себя в благодарении и любви к Творцу.
3  [2] — Букв.: сын чужой страны / иноплеменник; то же в ст. 6.
3  [3] — Или: в Господа уверовал (ср. Зах 2:11); то же в ст. 6.
3  [4] — Друг. возм. пер.: конечно же, отторгнет Меня Господь.
5  [5] — Букв.: руку и имя. Другие переводят: памятник.
8  [6] — Букв.: соберу.
10  [7] — Букв.: его стражи. Здесь речь идет о духовных лидерах народа: священниках и пророках.
10  [8] — Букв.: дремлют, лежат, поспать любят.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.