Исаия 57 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1

«Праведник умирает,
но никто о том не задумывается,
верный Богу уходит, но мало кто знает,
что так праведник ограждается от зла.

2

Мирен исход таких,
обретут покой на ложах своих
те, кто шел путем прямым.

3

Подойдите-ка сюда, дети чародеев,
потомство распутника и блудницы!

4

Над кем глумитесь?
Над кем насмехаетесь, раззевая рот?
Для чего высовываете язык?
От преступления вы родились,
в обмане зачаты были!

5

Похотью распаляетесь
под каждым „ священным “ дубом,
под каждым раскидистым деревом;
детей у ручьев закалываете,
в расщелинах скал приносите в жертву идолам.

6

Доля твоя — камни,
водой обкатанные на дне ручья,1
они-то и есть твой жребий:
им — твои возлияния,
им ты и бескровные жертвы приносишь.
Должен ли Я с этим смириться?2

7

Вот устроила ты ложе свое на высокой, крутой горе
и забралась туда, чтобы там приносить свои жертвы.

8

Даже в доме своем, за дверями3
понаставила ты идолов;4
а Меня — оставила.
Зато приготовила ты постель,
широко ее раскинула, забралась туда;
в союз вступила с теми,
кто на ложе мил тебе,
чьей наготой ты любовалась.5

9

Ходила с оливковым маслом к „царю“,6
собирала себе притирания всякие,
вестников своих далеко отправляла,
а сама в Шеол нисходила.7

10

Уставала ты в дальней дороге,
но не говорила: „Надежды нет“,
обретала новую силу8
и потому не знала устали.

11

Кого же ты испугалась,
чего так страшилась,
что говорила ложь,
Меня забыла, из сердца исторгла?
А Я молчал, долго молчал —
и Меня ты не боишься.

12

Покажу Я тебе эту праведность
и дела твои — но это уже не поможет!

13

Будешь звать на помощь,
но спасут ли тебя идолы, что ты собрала?
Всех их ветер разметает, дуновение легкое развеет.
А кто на Меня уповает, унаследует землю,
гору Мою святую во владение получит».

14

Услышите же призыв:
«Стройте, готовьте дорогу,
убирайте преграды с пути Моего народа!»

15

Ибо так говорит Высокий, Вознесенный,
Живущий вечно, Чье имя свято:
«Я живу на высоком и святом месте,
а также с теми, чей дух сокрушен и смирен.
Я даю жизнь смиренным,
оживляю дух сокрушенных.

16

Обвинение Мое — не навеки,
гнев Мой — не навсегда;
никто не устоит предо Мной,
никто из сотворенных Мной.9

17

Я гневался
и за корыстолюбие воздавал народу Своему,
во гневе Я скрывал Свое лицо;
а он опять предавался пороку,
побуждениям своим следуя.10

18

Видел Я его пути,
но Я исцелю его, поведу его и утешу,
и плачущим

19

о нем воздам
за сказанные ими слова».11
«Мир, мир дальним и ближним, —
говорит ГОСПОДЬ, — Я исцелю их!

20

А нечестивые — что волнующееся море,
не может оно успокоиться,
ил и грязь несут его воды».

21

«Нечестивым нет мира», —
говорит Бог мой.

Толкование Далласской семинарии

2) Праведникам только и остается, что умирать.

Ис 57:1−2. По-видимому, главы 57−59 составляют одну страстную обличительную речь, начало которой в 56:10, а окончание — в 59:19. Иудею, современнику Исаии, не помраченному грехом и растлением в той степени, в какой помрачено было ими общество в целом, было над чем задуматься, вслушиваясь или вчитываясь в слова стихов 1−2. Дело в том, что по ветхозаветным представлениям праведники и благочестивые, как правило, награждались от Бога долгой жизнью, и ранняя их смерть воспринималась их соплеменниками с великой печалью (прежде всего как знак Божиего гнева: за какое-то преступление Иегова лишает общество благотворного влияния на него праведника).

Исаия же обличает сограждан в том, что они настолько ослепли и оглохли духовно, что и смерти праведных перестали придавать значение (принимать ее к сердцу). Потому Бог и «восхищает» благочестивых от земли, говорит пророк, что страдания их в мире, пораженном злом, становятся бесполезными (для их соплеменников, которые не слушают их), и Господь освобождает их от этих ненужных страданий, дарует им покой.

3) Об идолопоклонстве Израиля (57:3−13).

Ис 57:3−4. Кто глумится над праведниками? Не те ли, чьи отцы и матери предаются блуду (откровенный намек на ритуальную проституцию, сплошь и рядом сопутствовавшую языческим культам). Заимствованные евреями у ханаанских народов, культы эти, в особенности так называмые «культы плодородия», ассоциировали ритуальные совокупления с действиями богов и богинь, «ответственных» за постоянное возобновление растительной и животной жизни на земле.

Неотъемлемой чертой упомянутых культов было и «чародейство» (стих 3) всякого рода. В свете того, что союз Иеговы с Израилем ассоциировался в ветхозаветном сознании с супружеским союзом, физический блуд, о котором говорит пророк, не отделяется им от блуда духовного. Один переходит в другой.

Ис 57:5−8. «Перечисляемое» здесь раскрывает «особенности» разных видов языческих верований. И тех, на основании которых в жертву идолам приносили детей (стих 5), и тех, в которых «объектами поклонения» служили священные камни (стих 6); в стихе 7-речь о поклонении идолам «на высотах», а в стихе 8 — о домашних «божках», которых ставили за дверью… и за косяками. (Быт 31:19, 30, 32; свидетельства так называемого синкретизма, т. е. поклонения евреев, наряду с Иеговой, и языческим богам, находим едва ли не в каждой из ветхозаветных книг. В стихе 86 — иносказание духовных блудодеяний.)

Ис 57:9−10. Поклоняться чужим богам евреи нередко ходили в языческие города и страны. «Царь» в стихе 9, скорее всего, обобщенный образ языческого царя. «Блудодейная жена» (Израиль) не уставала ходить (и посылать послов своих) к таким царям, «умастившись благовониями» (опять-таки образ блудницы, ищущей греховной связи). Унизительны (стих 9) в глазах Иеговы такие ее «хождения».

Ис 57:11−13. Не потому ли, что небесный Супруг долго… молчал, наблюдая за блудодейством «неверной жены», перестала она бояться Его? Ну так Он «заговорит» о правде (иронически) ее и обо всех делах ее в полный голос, и это будет не в пользу ей! Не спасет ее тогда весь сонм (сборище) богов ее, ибо их, подобно трухе, унесет ветром. И лишь один Иегова (по контрасту со множеством богов) останется среди людей, надеющихся на Него, как Бог истинный, и только им даст Он унаследовать землю (сравните с Мф 5:5) и владеть святою горою Его (горой Сион, или храмовой горой; здесь символ истинного богопоклонения).

4) Господь обещает прощение.

Ис 57:14−21. В стихе 14 Исаия как бы переносится в отдаленное будущее; оно так или иначе связано с Мессией. Будут люди, которые уверуют в Него, к ним, вероятно, и обращен призыв пророка «равнять путь» для других — всех тех, кто войдут в состав народа Его. Этот стих напоминает слова Исаии в 40:3−5. Некоторые видят здесь пророческое обращение Исаии к верующим будущих времен с призывом помочь Израилю преодолеть его вековые духовные заблуждения (сравните с Рим 9:31−33; 11:25). В стихе 15 — своеобразная антитеза; Иегова, в Его непостижимом надмирном величии, снисходит в сострадании и любви к «малым мира сего».

Высокий и Превознесенный, Он живет не только на высоте небес, но и с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять… сердца сокрушенных. Он знает, что не человеку вести с Ним тяжбу (стих 16), ибо пред Ним и гневом Его, если не будет он сменяться миром, который дает Творец, прощая, изнеможет… дух всякого человека, сотворенного Им. А потому, обещает Иегова, не вечно буду Я… гневаться.

Может быть, грех корыстолюбия потому выделяется в стихе 17, что из него проистекают (с ним связаны) и многие другие грехи. Так или иначе, здесь повторяется та мысль, что за грех и упрямое своеволие поражал Господь Израиля. Все пути его были и остаются перед глазами Иеговы, Который обещает ему, что насовсем не оставит его (Рим 11:25), но снова будет водить его и утешать.

Возможно, в стихе 19 продолжение именно этой мысли в словах мир… ближнему; если под «дальними» разуметь язычников, то здесь обещание мира всем народам, точнее тем людям в каждом народе, которые не «прельстятся» путями нечестивых. Нечестивым же нет мира (и, подразумевается, не будет), говорит Бог, ибо источник волнений и неспокойствия, пробуждаемых темными страстями, злыми мыслями, упрямым самомнением, — в них самих. Вечное смятение духа толкает их к недобрым поступкам и действиям (отсюда уподобление морю, выбрасывающему при каждом приливе ил и грязь). Несчастное состояние этих людей усугубляется действием в них нечистой совести.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Или (ближе к букв.): среди гладких камней в долине.
6  [2] — Или: смогу ли Я после этого тебя пожалеть?
8  [3] — Букв.: за дверями, за порогом.
8  [4] — Букв.: напоминания / памятные знаки.
8  [5] — Точный смысл последней строки неясен.
9  [6] — Евр. мелех (царь) созвучно имени языческого божества «Молох».
9  [7] — Пророк Осия и позже Иезекииль тоже осуждали Израиль за недоверие Богу, за заключение бессмысленных союзов, не обеспечивавших безопасности, но лишь закабаляющих Израиль, и называли такие действия израильских вождей блудом (ср. Иез 23). Упоминаемое здесь нисхождение в «могилу», или «Шеол», — обращение к народам, не исповедовавшим веру в Живого Бога, — в 28:15 Исайя называет «договором со смертью» и «соглашением с Шеолом».
10  [8] — Или: рука твоя обретала силу.
16  [9] — Букв: дух предо Мной не устоит, дыхание, сотворенное Мной.
17  [10] — Или (ближе к букв.): повинуясь влечениям своего сердца.
19  [11] — Или: плакавшим о нем вложу в уста хвалу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.