Исаия 58 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Громко возгласи, кричи безудержно,

пусть голос твой звучит, как звук трубы1 призывной,
укажи народу Моему на его беззакония,
возвести роду2 Иакова — его грехи.

2

Ищут они Меня изо дня в день,
стремятся постичь пути Мои,
словно народ, что поступает праведно
и не забывает указаний3 Бога своего;
просят Меня судом правым судить,
стремятся приблизиться к Богу.

3

Говорят они:
„Или не видишь Ты, как мы постимся,
знать не хочешь, как смиряем себя?“
Да вы же в день поста своей корысти ищете
и работников своих угнетаете!

4

Посты ваши к ссорам и раздорам ведут,
руки распускаете в злобе.
Будете и впредь так поститься —
не услышат голос ваш в небесах.

5

Такой ли пост Я избрал —
день, когда смиряет себя человек,
голову склоняет, как тростник,
ложится в рубище среди пепла?
И это вы зовете постом,
днем, угодным ГОСПОДУ?

6

Вот какой пост избрал Я:
разбей оковы несправедливо обвиненного,
сними ярмо с угнетенного,
измученных отпусти на волю,
всякое ярмо уничтожь!

7

Раздели с голодным хлеб твой,
бедного скитальца в свой дом позови,
а нагого увидишь — одень его,
и от родни своей4 не отворачивайся!»

8

Тогда воссияет, как заря, свет твой,
исцеление к тебе поспешит,
праведность твоя пойдет пред тобою,
а слава ГОСПОДНЯ будет идти за тобой, укрывая тебя.

9

Тогда-то воззовешь к ГОСПОДУ, и Он ответит,
о помощи попросишь — Он отзовется: «Здесь Я!»
Когда ты перестанешь налагать ярмо на ближних своих,
указывать перстом и клеветать;

10

когда будешь жертвовать собой
ради голодного
и насытишь страждущую душу,
тогда свет твой воссияет во тьме
и мрак твой в полдень обратится.

11

ГОСПОДЬ будет всегда вести тебя,
в степи сухой насытит Он тебя,
кости твои укрепит,
будешь ты, как сад орошенный,
как источник, в котором не иссякает вода.

12

Твои потомки отстроят древние руины,
ты возродишь основанное былыми поколениями.
Скажут о тебе: «Он стены павшие восстановил,
улицы сделал пригодными для жилья!»5

13

«Если не станешь ты попирать субботу,
прихотям своим потакать6 в день Мой святой;
если будешь называть субботу своей отрадой,
чтить как святыню ГОСПОДНЮ
и откажешься в сей день от земных дел,7
от погони за прихотями8 и от слов пустых 9

14

тогда обретешь радость в ГОСПОДЕ,
возведу тебя на горные вершины,10
дам вкусить наследие праотца Иакова», —
сие изрек ГОСПОДЬ устами Своими.

Толкование Далласской семинарии

В. Об осуществлении «восстановления» и завершении его (главы 58−66)

В этом последнем разделе из девяти глав Исаия сквозь настоящее провидит будущее. В настоящем у большей части народа скрывается за внешней праведностью глубокая его развращенность (глава 58). «Восстановить» такой народ в силах лишь Бог, это и произойдет по Его инициативе (глава 59). В конечном счете мир и процветание придут к Израилю и ко всему миру (глава 60). Исаия напишет о Боге Отце и о помазании Им грядущего Мессии (61:1 — 63:6), о молитве, с которой народ обратится к Господу и об ответе Господа на эту молитву (63:7 — 65:25). В заключение пророк снова напишет о том, что Бог исполнит Свои обещания, данные как Израилю, так и миру в целом (глава 66).

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕРШИТСЯ ПО БОЖИЕЙ ИНИЦИАТИВЕ (главы 58−60)

а. Обличение Израиля, призыв к послушанию (глава 58)

1) Напоминание народу о вине его.

Ис 58:1- За. Заметим, что «настоящее», которое созерцает здесь Исаия, скорее является близким к нему будущим, а именно послепленным периодом, который будет отмечен сильной приверженностью к букве закона Моисеева. Духовное состояние иудеев в то время будет весьма схоже с состоянием тех их потомков, о которых столетия спустя с горечью скажет Господь Иисус Христос, что «сердце их далеко от Него» (Мф 15:8).

Глава начинается как бы с призыва к невидимым глашатаям громко возвещать народу Божию о его беззакониях и грехах. Ибо все его «поиски» Бога, все его стремления познавать пути Его и законы — лишь кажущиеся. Не там они ищут Его, а вся их праведность — это как бы праведность. Скрупулезно соблюдая обряды (ссылка на пост), они недоумевают, почему Бог «не видит», как они «смиряют» души свои. Глубокий духовный смысл поста был, между тем (и остается), в достижении верующим внутреннего смирения своего «я», но иудеи полагали, будто смирение достигается механически — самим фактом соблюдения поста как обряда, установленного законом.

2) Говорит Господь (58:3б−14). Устами Исаии Господь опровергает заблуждения иудеев.

Ис 58:3б−5. Он говорит, что, постясь, они продолжают исполнять свою злую волю, эксплуатируя труд людей, зависящих от них, и при этом жестоко обращаясь с ними; постясь, они не прекращают ссор между собой и распрей. Все это противоречит воле Его (сравните с Втор 24:14−15; Иак 5:1−6). Как бы послушание их свидетельствует таким образом лишь об их лицемерии, потому и голос молитв их в процессе поста не может быть услышан на высоте. Ибо Богу нужно, чтобы пост был для иудеев тем временем, когда они сгибали бы гордые головы свои и непритворно смиряли бы свои души (стих 5).

Ис 58:6−7. Напомним, что в Ветхом Завете предписывалось соблюдение лишь одного поста в год — в День искупления (Лев 16:29, 31). Дополнительные дни постов были введены после падения Иерусалима, во время пребывания иудеев в Вавилоне (Зах 7:3, 5; 8:19). Но изначально пост который… избрал Господь, направлен был на нравственное совершенствование человека, на пробуждение в нем того истинного смирения, которое являет себя в соблюдении правосудия, в сострадании к беспомощным и нуждающимся, словом, в делах любви и милосердия.

Ис 58:8−12. Соблюдение поста так, как это угодно Богу, символизирует тут повседневное следование праведными путями угодными Ему, т. е. богопочитание истинное в Его глазах. Только оно награждается свыше (Втор 28:1−14). Весь образный строй этих стихов направлен на раскрытие именно этой мысли. Свет в стихе 8 символизирует благословение; исцеление (там же) подразумевается духовное. Правда (в значении «оправдания») твоя пойдет пред тобою; другими словами, вы «узрите пред собою» то оправдание свыше, которое тщетно ищете теперь.

И будете прославлены Господом (слава Господня будет сопровождать тебя). Тогда-то молитвы ваши не останутся без ответа (стих 9). Но прежде вам надо удалить из среды своей ярмо (подразумевается, что имеющим власть и богатство следует прекратить угнетать и грабить своих же бедных соплеменников, беспомощных перед ними). Поднимать перст — жест высокомерия.

Сад… напоенный водою, и источник, у которого вода… не иссякает (стих 11) — распространенные в Библии образы благодати Божией. Следствием этой благодати явится, в частности, и то, что потомки израильтян застроят пустыни вековые. Это может быть понято и буквально и как иносказание — в контексте последней фразы стих 12: и будут называть тебя… возобновителем путей для населения. Дело в том, что образ иссохшей пустыни нередко символизирует у Исаии Мир язычества (к примеру, 35:1). При Сравнении со сказанным пророком в 55:1 и 5 не возникает ли здесь по ассоциации мысль о том, что Израиль станет для язычников источником истинного богопознания!

Ис 58:13−14. Соблюдение субботы служило иудеям как бы барометром для измерения их верности Моисееву закону. Однако духовный смысл ее, как и духовный смысл поста, ускользал от них. Строго следуя запрещению трудиться в этот день, они, судя по словам Исаии, «не удерживались» от исполнения по субботам своих прихотей, занимались пустословием (т. е., по всей видимости, сплетнями, «перемыванием косточек» ближним).

Святость субботы, которая должна была выражаться в особом в этот день настрое души, в приближении к Богу (и к ближним!) сердцем, ими таким образом нарушалась. Между тем, только такое соблюдение субботы могло бы дать иудеям радость в Господе и как бы «вознести их на высоты земли», и дать им вкусить от духовного наследия Иакова. Впрочем, стих 14 может подразумевать и материальное, социально-политическое благословение Израиля, верного Богу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. шофар — рог.
1  [2] — Букв.: дому.
2  [3] — Или: решений (суда).
7  [4] — Букв.: от плоти.
12  [5] — Или: восстановил дороги для жителей.
13  [6] — Или: устраивать свои дела.
13  [7] — Букв.: путей.
13  [8] — Или: от занятий своими делами.
13  [9] — Имеются в виду не разговоры по субботам вообще, а то, что в этот день могут планироваться сделки или заключаться договоры (см. Ос 10:4). Некоторые видят здесь указания на праздные беседы (ср. 2Цар 19:30).
14  [10] — Букв.: высоты / вершины земли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.