Разве слух Его ослаб и не услышит Он?
Нет, это грехи ваши встали стеной между вами и Богом,
лицо Свое Он сокрыл от вас из-за пороков ваших
и не внемлет вам.
Руки ваши кровью осквернены,
пальцы ваши — пороком,
ложь — на устах ваших,
неправда1 — на языке!
Никто к правде не призывает,
никто без обмана не ищет защиты в суде,
опираются на пустые слова, говорят только ложь;
зачинают они преступление, рождают злодеяние.
Высиживают яйца змеиные,
сети паучьи ткут;
съест человек такое яйцо — умрет,
а раздавит — змея из него выползет.
Но из паутины лжи не соткать одежды,
не укрыться ею как покрывалом.
Порочны все дела их,
руки их насилие вершат.
Ноги их к злу устремляются,
спешат они кровь невинную проливать,
помыслы их — порочны,
всюду несут они разруху и гибель.
Стези миролюбия неведомы им,
справедливости на путях их не встретишь,
избрали они для себя кривые тропы,
и кто идет по ним, мирно жить не будет.
Потому и далека от нас справедливость,
праведность нас не достигает;
жаждем света — а кругом только тьма,
сияния жаждем — а ходим в полном мраке;
как слепые, бредем вдоль стены на ощупь,
как безглазые, спотыкаемся
в полдень, будто в потемках;
среди сильных мы — как мертвецы.
Стонем, как голуби,
ревем, как медведи,
ждем справедливости, но нет ее,
спасения — как далеко оно от нас!
Много у нас пред Тобой преступлений,
обличают нас наши грехи;
остаются с нами преступления наши,
и грехи наши нам известны.
Изменили мы ГОСПОДУ, от Него отступились,
от Бога нашего отвернулись,
говорили о насилии и измене,
лживые речи рождало сердце наше.
Справедливость отошла от нас,
и праведность встала поодаль;
на площади истина споткнулась,
и честность не может войти к нам —
так не стало правды у нас.
Кто зла не творит, тому несдобровать.
И увидел ГОСПОДЬ, что нет справедливости,
и огорчился.
Увидел Он, что нет защитника,2
и был сокрушен, ибо некому было за нас заступиться.
Тогда Он Сам одержал победу,
и праведность Его была Ему опорой.
Облекся Он в праведность, как в броню,
возложил на главу Свою шлем спасения,
облачился в отмщение, как в одежду,
и в ревность облекся, как в плащ.
По делам воздаст Он им:
противникам — яростью,
врагам — возмездием,
и побережьям3 воздаст.
Трепетать будут пред именем ГОСПОДА на западе
и пред славой Его — на востоке.
Обрушится Он, как горный поток,
что движим дуновением ГОСПОДНИМ.4
«И придет Искупитель к жителям Сиона,
к сынам Иакова, что от злодейств отрешились», —
изрек сие Сам ГОСПОДЬ.
Толкование Далласской семинарии
б. Спасение придет по Божией инициативе (глава 59)
1) Рука Господа не сократилась.
Ис 59:1. Прямым продожением сказанного в последнем стихе предыдущей главы звучит этот стих. Если бы народ слушал Иегову сердцем, то и сам был бы услышан Им. Ибо ухо Его не отяжелело… чтобы слышать, и рука Господа не сократилась… чтобы спасать.
2) Но беззакония народа разделили его с Его Господом (59:2−15а).
Ис 59:2−9. Однако грехи и беззакония иудеев произвели разделение между ними и их Богом. Горькое описание нравственной скверны, глубоко поразившей народ, увы! — приложимо и к далеким от Исаии временам. И пророк прозревал действие ее в будущей истории Израиля.
Осквернение рук кровию (стих 3) может подразумевать как готовность к убийствам (и совершение их!) ради своих низменных и корыстных целей, так и более «частный вид» кровопролития — принесение детей в жертву языческому богу Молоху (Иер 7:31). В том же стихе 3 (и в стихе 4) — обличение лжи, неправды, нежелания вступаться за истину — все это стало обыденным в иудейском сообществе, и безнравственность, укоренившаяся в нем, — источник всяческого зла и злодейства. в стихах 5−6 пророк говорит об этом, прибегая к сравнениям и аллегориям.
Творящие зло вынашивают свои планы, словно змеиные яйца — высиживают; они ткут паутину интриг. Но «высиженное» ими («произведение» их; стих 6) не принесет им в конечном счете пользы: иносказательно выражено во фразе Паутины их для одежды негодны. Они попирают правосудие (суд и правосудие звучат в этих стихах как синонимы) и следуют кривыми путями, миролюбие чуждо сердцам их (стихи 7−9).
Отсутствие правосудия есть следствие укоренившихся в народе неправды и духа насилия, и вместе с ними оно причина того, что тоскующие по свету и озарению люди все более погружаются во тьму и мрак. И это касается всего общества: говоря в стихе 9 и далее от первого лица, пророк ассоциирует с ним и себя.
Ис 59:10−15а. Все они, словно слепые, и, будучи живыми, подобны мертвым. В ожидании правосудия и спасения, которые далеки от них, они ревут, как встревоженные медведи, и глухо стонут, как голуби (стих 11). В стихах 12−15а пророк возвращается к «анализу причин» столь бедственной ситуации: они — в многочисленных преступлениях народа перед Богом, в его постоянных изменах Ему, во лжи и клевете, ставших для них привычными. Может ли истина «пробиться» к ним, когда и элементарная честность не может к ним войти? Естественно, что правосудия тщетно ждут они (И суд отступил назад) — ведь всяческую ложь (лживые слова) они зачинали и рождали из сердца, т. е. порочно самое направление их чувств и воли (сравните Мф 15:19).
3) Господь обещает помочь Израилю (59:15б−21).
Ис 59:15б−16. Начиная отсюда направление речи пророка меняется. В стихе 156 он как бы подводит итог сказанному: И Господь увидел, как глубоко зашло нравственное разложение общества, и противно было очам Его… Не было в этом обществе ни десяти праведников (сравните с Быт 18:32) ни даже одного — достойного в глазах Господа, чтобы вступиться за это общество (стих 16). Сам Израиль помочь себе не мог. Это мог сделать только Бог. (Что верно, заметим, применительно к любому времени, народу, человеку, ибо только Богу дано прощать грехи и преображать человеческие сердца.)
Итак, нет человека… заступника! От констатации этого факта мысль пророка естественно обращается к небесному Заступнику. Им станет, провидит Исаия, Сам Бог — на основании силы Своей и абсолютной праведности (помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его; стих 16).
Ис 59:17−20. Образами, употребленными Исаией в стихе 17, пользуется апостол Павел (Еф 6:14, 17; 1Фес 5:8), говоря о противостоянии христиан духовным силам зла. В этих стихах речь, однако, о конечном возмездии Бога (в лице Мессии) всем Его противникам — не только среди евреев, но и среди язычников (островам воздаст должное; стих 18), и о грядущем торжестве Его. Об этом всеобъемлющем торжестве говорится в стихе 19. В стихе 20 Исаия прямо возвещает приход Мессии. Столь же недвусмысленно сошлется на этот стих апостол Павел, предсказывая спасение Израиля в будущем (Рим 11:26). Но обратившихся к Нему от нечестия иудеев Мессии предстояло искупить еще раньше — в первое Свое пришествие.
Ис 59:21. К кому обращено это обещание Иеговы? Одни считают к Мессии, Который, вернувшись, чтобы судить мир, заключит завет (названный в Иер 31:31 «новым заветом»), «вложив дух Свой» в верующих израильтян (Иез 36:27а) или «излив» его на них (Иоиль 2:29), после чего слова Его станут проникать в их сердца (Иер 31:31−34; Иез 36:27б).
Другие, однако, видели в том, к кому обращается Иегова, самого Исаию, а третьи — верующий «остаток» Израиля, от которого в поколениях не отнимется пророческий (в значении и миссионерского) дар, присущий верным служителям Божиим (таким, как Исаия); в связи с последним мнением заметим, что даром этим действительно обладали выдающиеся иудеи первой Церкви (тот же апостол Павел).