Исаия 60 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1

Восстань, воссияй, Иерусалим,1
ибо явился свет твой,
слава ГОСПОДНЯ осияла тебя!

2

Тьмой вся земля покрыта,
лег на народы мрак —
а над тобой воссиял ГОСПОДЬ,
слава Его озаряет тебя!

3

Устремятся народы к свету твоему,
и цари — к ясной твоей заре.

4

Оглянись, посмотри и увидишь:
все они собираются, идут к тебе;
издалека идут сыновья твои,
а твоих дочерей на руках несут.

5

Как обрадуешься ты при виде сего —
затрепещет сердце твое и восторгом наполнится,2
потому что доставят тебе богатства морей
и народов сокровища к тебе понесут.

6

По дорогам твоим
поведут караваны верблюжьи;3
молодых верблюдов из Мидьяна и Эфы,
и торговцы4 из Шевы к тебе придут —
ладан и золото привезут
и ГОСПОДУ воздадут хвалу!

7

«Пригонят к тебе все отары кедарские5
баранов невайотских на нужды твои:
на жертвеннике Моем они угодной жертвой станут,
и возвеличу Я Храм Мой, Дом славы Моей!

8

А это кто? Плывут6 они, словно облака,
как голуби, устремляются к гнездам своим?

9

С надеждой взирают на Меня побережья,
и корабли Таршиша7 первыми спешат —
везут детей твоих издалека
вместе с золотом их и серебром
во имя ГОСПОДА, Бога твоего,
Святого Бога Израилева,
что прославил тебя.

10

Стены твои восстановят иноземцы,
и цари их служить тебе будут.
Да, Я разил тебя во гневе,
но по воле Моей благой
буду милостив к тебе.

11

Открыты будут всегда твои ворота:
ни днем, ни ночью не станут их закрывать;
богатства народов понесут к тебе
и царей их поведут.

12

А если какой народ или царство
служить тебе откажется —
сгинут они, исчезнут с лица земли.

13

Обретешь ты всё, чем славен Ливан,
будет у тебя кипарис, платан и сосна,
чтобы Святилище Мое украсить.
И Я прославлю место,
где утвердил Я стопы Свои!

14

Придут и поклонятся тебе
дети угнетавших тебя прежде;
к ногам твоим падут все, кто тебя презирал,
и назовут тебя градом ГОСПОДНИМ,
Сионом, святыней израильской.

15

Ты была отвергнута и презираема,
путники обходили тебя —
но Я славой вечной тебя увенчаю,
ты будешь радостью грядущих поколений!

16

Молоком будут питать тебя народы,
царицы будут кормить грудью детей твоих;
узнаешь тогда, что Я — ГОСПОДЬ,
Спаситель твой и Избавитель,
могучий Бог Иакова.

17

Вместо бронзы дам тебе золото,
вместо железа — серебро,
дерево на бронзу заменю
и камень — на железо;
воцарится мир у тебя,
праведность главенствовать будет.

18

Забудут о насилии в твоей стране,
во всех пределах твоих
не будут знать о разгроме и разрухе,
назовешь стены свои стенами Спасения,
а врата — вратами Славы.

19

И уже не солнце будет сиять тебе днем,
не луна освещать тебя будет ночью8
Сам ГОСПОДЬ станет вечным светом твоим,
и Бог — славой твоей.

20

И не зайдет никогда солнце твое,
луна не скроется,
Сам ГОСПОДЬ станет вечным твоим светом,
и прекратятся дни твоей скорби.

21

Праведным будет весь твой народ,
в вечное владение страну свою получит.
Народ сей — тот росток, что Я насадил,
дело рук Моих, славу Мою.

22

От малого тысяча произойдет,
из племени слабого — великий народ.
Я, ГОСПОДЬ, в свой срок соделаю всё это
и не замедлю!»

Толкование Далласской семинарии

в. Мир и процветание грядут (глава 60)

1) Слава Господня взойдет над Израилем.

Ис 60:1−3. Перед пророком открывается видение далекого будущего: он созерцает не тот Иерусалим, который, будучи разрушен вавилонянами, постепенно восстанет из руин, но тот, который после второго пришествия Мессии сделается духовным центром и светочем для всего мира. Это и выражено им во фразе слава Господня взошла над тобою (стих 1). Та же мысль — в плане противопоставления тьмы и света — продолжена в стихе 2. Тьма и мрак (подразумевается, духовные; сравните Ин 12:35; Деян 26:18; Рим 2:19; 1Пет 2:9) покрывают землю и народы, но вот над ними воссияет свет с Сиона — Сам Господь (сравните с образом очень близким к этому в Ис 9:2). Ибо Он будет жить среди людей (в Иерусалиме Тысячелетнего царства), сияя, как незакатное солнце, и это сделает святой город «центром притяжения» для всех народов (стих 3).

2) «потекут» богатства народов к Израилю.

Ис 60:4−9. На свет, который воссияет в Сионе, пойдут издалека (стих 4, 9), провидит Исаия, сыновья и дочери Божиего народа, рассеянные по миру (стих 4; сравните с тем, как это было сказано им прежде в 49:17−18, 22). И пойдут к Сиону народы со всем своим достоянием и станут служить народу Божию.

Мысль об этом проходит через всю главу и толкуется богословами по-разному (в этой связи толкование на Ис 49:23). В стихах 6−7 и 9 перечисляется все, что символизировало материальное богатство на древнем Востоке (стада овец и верблюдов (дромадеры в стихе 6 — это молодые верблюды), драгоценные металлы, благовония).

Принесение богатства на алтарь Иеговы как жертвы Ему благоугодной (стих 7) может символизировать благоговейное признание истинного Бога всеми народами (Меня ждут острова в стихе 9; о «кораблях Фарсисских», на которых прибудут к Сиону иудеи, в толковании на Ис 23:1). Что касается перечисленных в стихах 6−7 «географических пунктов», то пророком они, вероятно, были «избраны» как представлявшие известный ему мир древневосточной цивилизации. Так, Мадиам, и близкая к нему Ефа лежали южнее Мертвого моря; Сава, или Сева, — вероятно, в юго-западной Аравии, а Кидар — в северной части ее; Нафаиофом звали старшего сына Измаила (Быт 25:13), и полагают, что по его имени названо было одно из аравийских племен.

3) Признание народами Израиля.

Ис 60:10−15. Очевидно, в Мессианском царстве Израиль, в лице «святого остатка» своего, будет играть выдающуюся роль — как политическую и экономическую, так и религиозную и общественную. В этом контексте надо, видимо, «читать» стих 10 и 11. Под «народом и царствами», которые не захотят служить Израилю и будут за то «истреблены», следует, очевидно, понимать народ и царства (стих 12), которые откажутся «поклониться Господу Саваофу» в лице Мессии (Зах 14:17, а также Иер 12:17).

«Славу» Ливана составляли его леса; певг (стих 13) — это пихта или ель. Ценные породы деревьев пойдут на украшение святилища Божиего («подножия ног Его»). Ради Господа… Святого Израилева, Который изберет местом Своего пребывания Сион, народы, прежде презиравшие и ненавидевшие евреев, в корне изменят свое отношение к ним, которых Сам Господь одарит величием на веки и благодаря Своему присутствию «среди них» сделает источником радости для других народов (стихи 14−15).

4) Праведность восторжествует в Израиле (60:16−22).

Ис 60:16−18. Очевидно, в первой части стиха 16 — иносказание того предвиденья, которое проходит через всю главу: все лучшее, что имеют народы, будет стекаться к Иерусалиму — столице идеального царства Мессии, в котором будут царить радость (стих 15), правда (праведность) и мир (окончание стих 17); сравните со словами Павла в Рим 14:17, где апостол перечисляет именно эти «атрибуты» царства Божиего (применительно к внутреннему состоянию человека).

Ис 60:19−22. Перед нами картина Тысячелетнего царства Христа, о наступлении которого мечтают все верующие. В стихах 19−20 повторяется мысль о том, что источником «незакатного света» в этом Царстве будет Сам Господь (сравните с 60:1−3). Но Исаия дважды говорит в этих стихах о «вечном свете», и это еще больше приближает созерцаемую им картину к видению Иоанна (Откр 21:23−25 и 22:5), которое могло относиться и к тому, что будет иметь место после Тысячелетнего царства, по сотворении нового неба и новой земли (в этой связи комментарии на Откр 21). Так или иначе, это будет Царство торжествующей праведности, населенное многими людьми, которое будет служить прославлению Господа. Вдохновенная пророческая песнь, которой звучит вся эта глава, завершается впечатляющим обещанием Господа быстро совершить это в свое время.

&

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Обращение «Иерусалим» есть в LXX, но его нет в масоретском тексте.
5  [2] — Букв.: затрепещет и расширится.
6  [3] — Букв.: множество верблюдов покроет тебя.
6  [4] — Букв.: все.
7  [5] — Букв.: все стада кедарские соберутся / будут собраны к тебе.
8  [6] — Букв.: летят.
9  [7] — Или: большие корабли; см. примеч. к 2:16.
19  [8] — Так в кумранских рукописях, LXX, Вульгате и Таргуме. В масоретском тексте слово ночью отсутствует.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.