Исаия 64 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 О, если бы Ты разверз небеса и сошел,

горы содрогнулись бы пред Тобою!

2

Как огонь зажигает хворост
и вода на огне закипает,
снизойди, Господи, дабы, познав имя Твое,
затрепетали пред лицом Твоим
враждующие с Тобой народы!

3

Когда свершал Ты грозное, нежданное —
нисходил на землю
горы пред Тобой содрогались.

4

Знал ли кто издревле о подобном Тебе,
видел ли кто и слыхал ли
о другом, кроме Тебя,
свершающем столь дивное
ради уповающих на Него?

5

Ты являешь Себя тем,1
кто с радостью правду творит,
о Тебе и путях Твоих помнит.
Гневался Ты на нас,
а мы во грехах пребывали.2
Спасемся ли?

6

Осквернились мы все,
и праведность наша —
точно запачканная одежда.3
Увяли мы, как листья,
и несут нас пороки, как ветер.

7

Некому имя Твое призвать,
подняться и крепко за Тебя ухватиться;
скрыл Ты от нас Свой лик,
и пропали мы в наших пороках.

8

Но ведь Ты же, ГОСПОДИ, — наш Отец! Мы ведь глина в Твоих руках, Ты — гончар,
все мы — творение рук Твоих.

9

Не гневайся на нас, ГОСПОДИ, сверх меры!
Не век же Тебе помнить беззакония наши.
Взгляни: вот мы все, Твой народ!

10

Пустыней стали святые Твои города;
опустошен Сион, Иерусалим разорен.

11

Храм наш святой и прекрасный,4
где предки наши хвалу Тебе возносили,
огнем пожара уничтожен,
погибло всё, что было нам желанно.

12

После этого, ГОСПОДИ, станешь ли медлить,
будешь ли молчать и наказывать нас столь сурово?5

Толкование Далласской семинарии

Ис 64:1−7. Тональность мольбы усиливается. Языком поэтических иносказаний («расторгшиеся небеса», огонь, от приближения которого «тают» горы) и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога, совершающего страшные дела (Втор 10:21; Пс 105:21−22), но милостивого к любящим правду и много делающего для надеющихся на Него. О, если бы этот Бог сошел, чтобы содрогнулись… от лица Его народы, Его не знающие, если бы Он смиловался над народом Своим! Однако, есть ли у Израиля, издавна и много грешившего, надежда на спасение?

Несмотря на многократные обещания Иеговы, что истинно верующий остаток народа Его будет спасен, нота отчаяния, звучащая в этом стихе, «объяснима» в свете последующего признания; оно исполнено ощущением вины и искреннего покаяния: вся праведность наша — как запачканная одежда… и беззакония наши сметают нас, подобно тому, как ветер уносит поблекший лист (стих 6). Замечательные слова, завершающие стих 7: кающиеся сознают, что нет наказания страшнее чем богооставленность, когда Господь предоставляет грешникам погибать от последствий беззаконий их.

Ис 64:8−12. Отчаяние сменяется надеждой, и надежда эта почти дерзновенна, но разве Господь не дал народу Своему оснований для подобного дерзновения? (Ис 43:25) Израиль, в лице своего «остатка», смирится, он от всего сердца признает в «образователе» своем Отца, поймет, что он лишь глина в руке Его. Не гневайся же, Господи, без меры… мы все народ Твой, восклицает Исаия, привлекая внимание Иеговы к бедственности нынешнего положения народа. То, что читаем в стихах 10−11, исполнено предельного чувства реальности.

Это картина разрушения, учиненного вавилонянами. Дом освящения нашего (стих 11) — это храм. Но разве он и город! святыни Господней (здесь в значении городов, принадлежащих народу, отделенному Господом для Себя, т. е. городов Иудеи) меньше пострадают столетия спустя от руки римлян, разве храм и тогда не будет сожжен огнем? После всего этого будет ли Господь по-прежнему молчать, т. е. лишать помощи народ Свой и тем продолжать карать его? — ноты мольбы и дерзновения достигают в окончании этой горячей молитвы высшей своей точки.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: встречаешь тех.
5  [2] — Или: долго продолжали грешить.
6  [3] — Букв.: одежда, оскверненная (кровью месячных); см. Лев 15:19−24.
11  [4] — Или: прославленный.
12  [5] — Или: и сильно смирять нас.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.