Исаия 9 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В прошлом Господь унизил земли Завулона и Неффалима, но в будущем1 Он возвеличит приморский путь, и Заиорданье, и страну племен Галилею.
2

Народ, живущий2 во тьме,
увидел свет великий —
свет воссиял для тех,
кто ныне обитает в стране мрака.3

3

Ты приумножил народ сей, Господи,
и дал им великую радость,4
и радуются они перед Тобой,
как радуются окончанию жатвы
или при разделе добычи ликуют,

4

ибо Ты избавил их от тягостного ярма
и от бремени, что на плечи их давило,
и сломал жезл угнетателя их,
как во дни победы над Мидьяном.5

5

И всю обувь воинов, в походах сношенную,
каждый плащ, обагренный кровью,
сожжению предадут,
бросят в пищу огню.

6

Ибо для нас родилось дитя,6
сын нам дарован обетованный,
на плечи коего владычество ляжет.
И нарекут ему имя:
Чудный Советник, Могучий Бог,
Вечный Отец, Правитель, созидающий мир.

7

Его владычество возрастать будет,
и мирному царствию не будет конца
на престоле Давида.
Он укрепит и утвердит его
справедливостью и праведностью,
отныне и вовеки!
Безраздельной любовью к народу Своему7
ГОСПОДЬ Воинств свершит это.

8

Изрек ГОСПОДЬ Слово Свое против Иакова,
достигло оно Израиля,

9

знал об этом весь народ Ефрема
и все обитатели Самарии.
Но они говорили надменно, кичливо:

10

«Обрушились кирпичи, а мы заново отстроим из камня,
срублены смоковницы, а мы кедрами их заменим!»

11

Но ГОСПОДЬ укрепит врагов Рецина,8
недругов на него поднимет:

12

сирийцы с востока, филистимляне с запада
пожирают его, разевая пасть свою;
но на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.

13

Народ же не повернется
к Тому, Кто поразил его,
не обратится к ГОСПОДУ Воинств.

14

Потому отсечет ГОСПОДЬ у Израиля голову его и хвост,
срубит и пальмовую ветвь, и тростник — в одночасье;

15

старцы и знать — вот голова,
пророки-лжеучители — вот хвост.

16

Вожди сбивают народ с пути,
и блуждает он, ведомый ими;

17

Владыка Господь недоволен юношами их,
не пожалеет Он сирот и вдов —
все они Его отвергли и зло творят,9
в устах их — сквернословие;10
потому и не иссякает гнев Его,
рука Его всё еще простерта.

18

Разгорелось нечестие, как пожар,
всё пожирает на своем пути: колючки и терн,
сжигает лесные заросли,
и дым столбом восходит.

19

Земля яростью ГОСПОДА Воинств обожжена,
стали люди пищей огню,
и никто не щадит брата своего.

20

Справа схватит — не наестся,
слева проглотит — не насытится,
каждый поедать станет плоть ближнего своего:11

21

Манассия поедать будет Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
а оба они — Иуду.12
Но и на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.

Толкование Далласской семинарии

3. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИЗГНАНИИ ИЗРАИЛЯ (9:8 — 10:4)

От светозарного будущего пророк вновь переключает свое внимание на печальное настоящее. На возникающий иногда вопрос, почему эти стихи помещены здесь, можно ответить, что потому, по-видимому, что для великого библейского писателя Исаии это было характерно — чередовать грозные вести о суде с утешительными о грядущих спасении и благословении.

а. Израиль будет наказан за гордыню (9:8 — 9:12)

Ис 9:8. Пророк изрекает Иуде (здесь «Иаков» означает Иудею) слово от Господа, Его приговор, который в первую очередь падет, однако, на Израиля — да послужит это грозным напоминанием Иерусалиму о том, что грехов Своего народа Господь не оставляет без наказания.

Ис 9:9−12. Ефремом часто называли Израиль (сравните 7:2, 17), Самария являлась его столицей. Очевидно, в то время, когда слова эти произносились или писались, израильтяне испытывали какие-то тягости, неустройство (стих 10а), но самоуверенно полагали, что если «кирпичи и пали», то свои потери они возместят с лихвой: будут строить из тесаного камня; это, как и замена обычного строительного материала — древесины смоковниц (или сикомор, которые вырублены) дорогой кедровой древесиной, служит иносказанием гордого упования израильтян на восстановление своего политического значения.

Между тем, Господь… воздвигнет против Израиля врагов его союзника, сирийского царя Рецина (7:1), т. е. ассирийцев, которых вооружит. Поскольку Рецин был царем лишь над частью сирийской территории, то полагают, что те «сирияне», которым предстояло пойти на Израиля с востока, не были его подданными. Но, возможно, Исаия говорил о том времени (в любом случае предшествовавшем разгрому израильтян ассирийцами), когда и сирийцы, недавние друзья Северного царства, объединятся против него.

А с запада на Израиля пойдут филистимляне. И будут те и другие пожирать его полным ртом. Но в ярости Своей Господь будет продолжать карать его. Как рефрен, трижды еще, повторяется фраза, завершающая стих 12: При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта (стих 17, 21; 10:4).

б. Суду подлежит весь народ (9:13−17)

Ис 9:13. Ибо израильский народ по-прежнему отказывается обратиться к Господу, жалуется пророк, и упорством своим обрекает себя на новые и новые наказания. Воистину Израиль подобен был упрямому ребенку, непослушанием своим вынуждающему родителей постоянно ужесточать наказания, которым его подвергают.

Ис 9:14−17. Сказанное в стихе 14 поясняется в стихе 15. Пострадает весь народ Северного царства, предрекает Исаия, — от богатого и знатного до бедняка, от старого до молодого. Они будут срезаны в одни день: и пальма и тростник (образ знатного и простолюдина). И голова («старцы», т. е. старейшины народа, и вельможи его) и хвост (его лжеучители, самозванные пророки), т. е. все вожди его, вводящие его в заблуждение, будут отсечены; но и водимые ими погибнут. Потому что ни юноши израильские не радуют Господа, ни сироты и вдовы его не заслуживают Его милости: все они лицемеры и элодеи. Повторение фразы, которой завершается стих 12.

в. Описание беззакония и наказания (9:18−21)

Ис 9:18−21. Лесному, быстро распространяющемуся, пожару уподобляет Исаия беззаконие Северного царства. И огню же, пищей которого сделается… народ, — ярость Господа Саваофа. Не только нападения на Израиля извне будут в гневе попущены Им (стихи 11−12), но и междоусобные войны. Братья по крови должны быть дороги друг другу, как дороги человеку руки его, но израильтяне станут пожирать плоть мышцы своей (образ братоубийственных войн) и будут резать и есть (и не насытятся!) Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию.

Подобные кровопролития постоянно происходили в Израиле из-за того, что на царский трон претендовали представители разных его колен (к примеру, 4Цар 15:14, 30). В этом одна из главных причин ослабления и в конечном счете гибели Израильского царства, которое просуществовало 257 лет (за это время на престоле его сменилось 20 царей). Безрадостное свое пророчество Исаия завершает словами о том, что уничтожающие друг друга «Манассия и Ефрем» (образ всех колен израильских) вместе стремятся «пожрать» брата своего …Иуду. Следует тот же рефрен, что и в конце стиха 12 и 17.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: прежний (царь Иудеи) привел к позору… но последний. Или: прошлое умалило… но грядущее возвеличит…; ср. ст. 3.
2  [2] — Букв.: ходящий.
2  [3] — Друг. возм. пер.: в стране смертной тени; ср. Пс 22:4.
3  [4] — Масоретский текст неясен: Ты приумножаешь народ, Ты не даешь им великой радости.
4  [5] — Речь идет о победе Гедеона над мидьянитянами (Суд 7, 8), когда Господь избавил Израиль от гнета иноземных врагов.
6  [6] — Здесь и строкой ниже пророк говорит о том, чему предстояло случиться по воле Божьей, как об уже свершившемся факте.
7  [7] — Или: ревностью.
11  [8] — Так в масоретском тексте. Друг. возм. пер.: потому Господь укрепил врагов их. В VIII в. до Р. Х. древнее арамейское государство Сирия (Арамейский Дамаск) во главе с ее царем Рецином (он же Ризон II, царь Арама) было союзником Северного Израильского царства в его войне против Иудеи (Южного царства). См. 7:1−20; 8:1−8. Поскольку народ Израиля упорствовал в противлении Богу и не обращался к Нему за помощью, в 732 г. до Р. Х. Господь попустил войну ассирийского царя Тиглатпаласара III (см. также 4Цар 15:29) против Рецина и использовал Ассирию как инструмент Его Божественной воли и правосудия. Это явилось свидетельством верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем.
17  [9] — Или: безбожники / нечестивые и злодеи.
17  [10] — Или: уста их вздор говорят.
20  [11] — Так в друг. древн. пер. по друг. чтению; букв.: плоть руки своей.
21  [12] — Или: Иудею.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.