Иеремия 12 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ты, ГОСПОДИ, будешь прав,

если будет у меня тяжба с Тобою,
но взываю к Тебе о правосудии.
Почему нечестивые процветают1
и вероломные благоденствуют?

2

Ты насадил их — и они пустили корни,
растут и плоды приносят.
Они только и говорят что о Тебе,
но от сердца2 их Ты далек.

3

Но Ты, ГОСПОДИ, меня ведь знаешь,
Ты знаешь3 мое сердце
и видишь, что я с Тобой.
Выведи их, как овец на заклание,
приготовь4 их для забоя.5

4

Сколько еще скорбеть6 земле
и сохнуть траве на поле?
Из-за нечестия живущих на ней
гибнут и звери, и птицы,
потому что люди говорят:
«Бог7 не увидит нашей кончины».

5

«Если ты бежал вместе с пешими
и они тебя утомили,
тебе ли тягаться со всадниками?
Если не устоял ты в мирной стране,
спасешься ли при наводнении Иордана?8

6

Вот и братья твои,
и все домочадцы отца твоего
обманывают тебя,
кричат тебе вслед дурное.
Не верь им, даже когда они
с добрым словом к тебе обратятся.

7

Я Дом Свой оставил,
удел Свой отверг,
возлюбленную души Моей
отдал в руки врагов.

8

Удел Мой стал словно лев в лесу:
рычит он яростно на Меня,
его Я за это возненавидел.

9

Удел Мой стал,
словно пестрый стервятник,
окруженный другими стервятниками.
Идите, собирайтесь, все звери полевые, —
ждет вас пожива.

10

Толпа пастухов вытоптала Мой виноградник,
разорила надел, что дорог Мне,
превратила его в пустыню.

11

Стал он бесплодной землей —
рыдает предо Мной разоренный».
Сама земля стала пустыней,
и нет никого,
кто принял бы это близко к сердцу.

12

Разрушители пришли
даже на все холмы в пустыне;
и меч ГОСПОДА пожирает
всё на земле от края и до края —
никому не укрыться.9

13

Пшеницу они посеяли, но жать пришлось тернии.
Изнуряли себя без проку.
Стыдитесь же! Ваш урожай —
яростный гнев ГОСПОДЕНЬ.

14 Так говорит ГОСПОДЬ обо всех Своих злых соседях, что посягнули на наследие, которое Он оставил народу Своему, Израилю: «Искореню Я их из земли и вырву из них род Иудин.
15 А после того как искореню их, Я их помилую и верну каждого к своему наследию, в землю свою.
16 И если они действительно научатся путям народа Моего, чтобы по праву клясться именем Моим: „Жив ГОСПОДЬ!“, как они научили народ Мой клясться Ваалом, тогда смогут они прочно укорениться среди народа Моего.
17 Если же не послушаются Меня, тогда Я вырву с корнем этот народ и навсегда уничтожу», — таково слово ГОСПОДА.

Толкование Далласской семинарии

Иер 12:7−13. Возвращение к теме грядущего (прошедшее время в стихах 7−9 — это пророческое прошедшее) суда, которая была прервана на 11:18. Господь оставит храм, покинет Иуду (удел Свой) и отдаст этот самый дорогой для Него народ в руки врагов его. Рычащий лев (стих 8) — метафора непокорного народа, «возвышающего на Бога голос свой». В стихе 9 Бог сравнивает Свой народ с разноцветной птицей, привлекающей внимание хищного своего окружения яркостью и необычностью оперения. Здесь как бы двойная метафора: народ, избранный Богом, сильно отличается от других народов, и уж одним этим привлекает их враждебное внимание; тем более нуждается он в Защитнике своем. Все хищные птицы и полевые звери соберутся, чтобы пожрать «разноцветную птицу», оставленную своим Покровителем.

В стихе 10 — образ предстоявшего вавилонского нашествия и, возможно, других вражеских «рейдов» в Иудею, предшествовавших окончательному опустошению ее. Как бы множество пастухов со своими стадами ворвутся в Божий виноградник, чтобы истоптать его. В 4Цар 24:1 (и далее) читаем, что в дни царя Иоакима (это было на 9-ом году его правления) «посылал… Господь» на Иудею халдеев, и, помимо них, полчища других племен и народов. В стихах 11−13 — продолжение иносказания опустошительной войны и разорения (сеявшие пшеницу пожнут терны… по причине пламенного гнева Господа; стих 13).

Иер 12:14−17. Угроза Господа, но и Его вселяющее надежду обещание завершают эту речь Иеремии: бедствия и гибель будут посланы и на злых соседей народа Его. Наступит время, когда они тоже будут исторгнуты из земли их (сравните с 25:12−14, 27−29). А дом Иудин Он выведет из Вавилона. Последнюю фразу стиха 14 толкуют и более расширительно — как обещание Иеговы вернуть евреев из всех стран их рассеяния (сравните 31:7−11; Иез 37:1−14). Стихи 15−16 адресованы языческим народам, т. е. не-евреям.

После бедствий и потрясений, через которые им предстоит пройти, они тоже обретут покой — каждый в «уделе» своем. При условии, что и они научатся путям, указанным Иеговой народу Его, который они совращали Ваалом своим (т. е. идолопоклонством). Если это произойдет, то и другие народы станут Господу столь же угодны, как Его народ (передано во фразе: (они) водворятся среди народа Моего; стих 16). То, что провидит здесь Иеремия, осуществится во второе пришествие Христа. Однако всякий народ, упорствующий в неповиновении Ему, будет совершенно истреблен Им, говорит Господь устами пророка (сравните Зах 14:9, 16−19).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: путь нечестивых успешен.
2  [2] — Букв.: внутренностей — средоточие эмоций и внутренней жизни человека.
3  [3] — Букв.: испытываешь.
3  [4] — Букв.: освяти / отдели.
3  [5] — Букв.: для дня бойни.
4  [6] — Или: рыдать.
4  [7] — Букв.: Он.
5  [8] — Или: в зарослях Иордана.
12  [9] — Или: и нет покоя живущим.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.