Иеремия 16 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И было мне слово ГОСПОДНЕ:
2 «Не женись, Иеремия, пусть не будет у тебя в этой стране ни сыновей, ни дочерей».1
3 Ибо вот что говорит ГОСПОДЬ о детях, родившихся здесь, и о матерях, что их родили, и об отцах, что дали им жизнь:
4 «Умрут они от смертельных болезней, и никто не оплачет их и не похоронит, будут брошены они на землю, словно навоз, гибель постигнет их от меча и голода. И трупы их достанутся на съедение птицам небесным и зверям земным».
5 Так говорит ГОСПОДЬ: «Не входи в дом, где поминают покойника,2 не оплакивай погибших и не сострадай им.3 Ибо Я лишил народ этот мира,4 — это слово ГОСПОДНЕ, — расположения5 Своего лишил и милости.
6 Умирать будут в этой стране от мала до велика, и не похоронят их и не оплачут, и в знак скорби порезов на теле не сделают и головы не обреют.6
7 Не преломят хлеба для скорбящего, чтобы утешить его в утрате, и не дадут ему испить из чаши утешения в память об отце его и матери.
8 Не входи и в дом, где празднуют, чтобы не сидеть там, не есть с ними и не пить.
9 Ибо так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Я сделаю так, что в эти времена у вас на глазах умолкнут звуки веселья и радости и возгласы жениха и невесты“.
10 И когда ты скажешь этому народу всё это, они тебя спросят: „Предрек нам ГОСПОДЬ такое страшное бедствие, но за что? Какие преступления мы совершили, в чем согрешили мы против ГОСПОДА, Бога нашего?“
11 Ответь им тогда: „За то, что отцы ваши оставили Меня, — говорит ГОСПОДЬ, — последовали за чужими богами, служили им и поклонялись, а Меня оставили и Закон Мой перестали соблюдать;
12 вы же в нечестии своем даже превзошли своих отцов. Посмотрите, каждый из вас поступает по упрямству злого сердца своего, не желая слушать Меня.
13 Поэтому Я изгоню вас из земли этой в страну, которой не знаете ни вы, ни отцы ваши. Там будете служить чужим богам и днем и ночью, потому что Я не явлю вам милосердия“».
14 «Придет время, — это ГОСПОДА слово, — когда не станут более говорить: „ Воистину жив ГОСПОДЬ, Который вывел потомков Израиля из Египта“, —
15 но скажут: „ Воистину жив ГОСПОДЬ, Который вывел потомков Израиля из земли северной и из всех тех земель, в которые Он их изгнал“. Ибо Я верну их в ту землю, которую даровал их отцам».
16 «Смотри, Я пошлю за многими рыбаками, — говорит ГОСПОДЬ, — и они будут ловить блуждающих детей Моих, а после этого Я пошлю за многими охотниками, и они будут охотиться за ними по всем горам, холмам и расщелинам скал.
17 Потому что глаза Мои видят все их пути — не укроются они от Меня и не утаят от глаз Моих свои преступления.
18 Воздам им вдвойне за все преступления и за грехи, за то, что осквернили землю Мою и наполнили владения Мои остовами отвратительных истуканов и мерзкими идолами своими».
19

ГОСПОДИ, Ты — сила моя и крепость,
убежище мое в тяжкое время!
Придут к Тебе народы от пределов земли и скажут:
«Воистину всё наследство наших отцов — лишь обман,
идолы пустые, что пользы не приносят.

20

Может ли человек сам себе сделать бога?7
Ведь идол — не Бог!»

21 «Поэтому ныне Я откроюсь этому народу,8 явлю им власть Свою и могущество Свое, и узнают они, что имя Мое — ГОСПОДЬ.

Толкование Далласской семинарии

ж. Об ограничениях, наложенных на Иеремию, и о грехе Иуды (16:1 — 17:18)

1) Об ограничениях, наложенных на Иеремию (16:1−9).

Иер 16:1−4. Первое ограничение касалось личной жизни пророка, но должно было стать предупреждающим знаком для его сограждан. Лишенный нормальной семейной жизни, Иеремия страдал от одиночества, но да станет он живым и постоянным напоминанием иудеям о том, что в грядущей катастрофе те семейные узы, которым они теперь радуются, будут жестоко разорваны.

Иер 16:5−7. Второе ограничение выразилось в запрещении Иеремии принимать участие в принятых у евреев ритуалах погребения и соболезнованиях — как по той причине, что Сам Господь отнял от этого народа… милость и сожаление, так и в знак приближения национальной трагедии, когда убитых будет слишком много, чтобы их нормально хоронить и оплакивать, и чтобы утешать выживших, которые будут терзаться по своим умершим.

Великие и малые в стихе 6 — это знатные и простолюдины. Словом стричься в русском тексте (стих 6) передана еврейская фраза, означавшая делать нарезы на теле (сравните 41:5), а потом наголо стричь голову (сравните 47:5; 48:37). Надо сказать, что изначально, Моисеевым законом, евреям было запрещено и то и другое (Втор 14:1) как подражание языческим нормам (сравните 3Цар 18:28), но тем не менее, евреями практиковалось. В стихе 7 подразумевается обычай присылать в семью, потерявшую кормильца, хлеб и вино — в знак сострадания и утешения.

Иер 16:8−9. Третье ограничение касалось участия в пиршествах; оно запрещалось Иеремии с тем, чтобы показать иудеям, что скоро всякая радость на месте сем прекратится (сравните 25:10).

2) О грехе Иуды (16:10 — 17:18).

Иер 16:10−13. Вновь говорится о причине грядущего суда: современники Иеремии поступают еще хуже отцов своих, которые оставили Господа и стали поклоняться иным богам.

Иер 16:14−15. Господь, говорящий к Иеремии, внезапно «меняет тему» — в этих стихах Он возвещает о помиловании, которое последует после «исполнения наказания». Вероятно, Он хочет напомнить Своему народу, что грядущий суд не означает окончательного Его разрыва с ним (сравните с 4:27 и с 5:18). Сынов Израилевых ожидает новый «исход»: когда-то Господь… вывел их из земли Египетской, но придут дни, и Он выведет их из земли северной (т. е. из Вавилона) и из всех земель, в которые изгнал их (эта часть фразы может относиться к окончанию эпохи рассеяния, когда все евреи будут собраны в Тысячелетнее царство Христа).

Поскольку 16:14−15 звучат почти идентично с 23:7−8, некоторые толкователи полагают, что стихи 14−15 попали сюда по ошибке. Но это совсем не обязательно. Иеремия не только здесь, но и в нескольких других местах употребляет одинаковые или очень схожие слова и выражения (сравните 1:18−19 с 15:20; 6:13−15 с 8:10б−12; 7:31−32 с 19:5−6; 15:13−14 с 17:3−4).

Иер 16:16−18. Возвращение к теме суда. «Рыболовами» и «охотниками» названы халдейские воины. В стихе 18 Господь подчеркивает, что земля, которую Он дал иудеям, Его земля; они осквернили ее трупами гнусных своих (подразумеваются безжизненные идолы), неприемлемость которых в глазах Иеговы подчеркивается уподоблением их трупам. Для иудеи не было более нечистого ритуально чем мертвое тело. «Мерзость» — обычное обозначение атрибутов язычества. Наследие Иеговы — то же, что Его земля.

Иер 16:19−21. Стихи 19−20 некоторые называют «вселенской молитвой» Иеремии. Для него Господь — крепость… и прибежище… в день скорби. Пусть теперь не многие, даже из его народа, разделяют его любовь к Иегове и упование на Него. Иеремия полностью разделял веру Исаии в конечное обращение всех народов земли к этому единственному истинному Богу.

Глава завершается клятвой Господа уже ныне (в недалеком будущем) научить этому Свой непокорный народ — да познает он могущество Его, да поймет, что Он — действительно Господь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Поступки Иеремии по прямому указанию Господа в этой главе противоречат как общепринятым нормам еврейского образа жизни, так и повелениям Торы (например, заповеди: «Плодовиты будьте и многочисленны» — Быт 1:28), и, следовательно, должны были привлечь внимание народа к вести Иеремии.
5  [2] — Букв.: в дом плача; или: поминальной трапезы.
5  [3] — Букв.: не качай (головой в знак скорби).
5  [4] — Или: благоденствия.
5  [5] — Евр. хесед — любовь, верность, милосердие, милость.
6  [6] — Ср. Втор 14:1.
20  [7] — Или: богов; то же ниже в этом стихе.
21  [8] — Букв.: им.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.