Иеремия 18 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, что было Иеремии от ГОСПОДА:
2 «Иди сейчас в мастерскую гончара,1 и там Я сообщу тебе Свою весть».
3 Я пошел в мастерскую к гончару и увидел: он работает на гончарном круге.
4 И когда один глиняный сосуд, который он делал, не вышел у него, он сделал другой, по своему вкусу.
5 И было мне слово ГОСПОДА.
6 «Разве Я не могу поступить с тобой, народ Израилев, как этот гончар? — сказал ГОСПОДЬ. — Ведь ты, народ Израилев, в Моей руке — словно глина в руке гончара.
7 Если скажу Я однажды о каком-либо народе или царстве, что его надлежит искоренить, разгромить и уничтожить,
8 но народ, о котором Я предвозвестил это, отвратится от своих злодеяний, то и Я пожалею его и не наведу задуманного бедствия.
9 А если в другой раз Я скажу о том или ином народе или царстве, что надлежит его устроить и утвердить,
10 а они будут делать зло перед очами Моими и не послушаются голоса Моего, то и Я пожалею, что собирался явить им доброе.
11 Поэтому скажи теперь обитателям Иудеи и жителям Иерусалима: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Вот Я готовлю2 роду вашему бедствия и замысел Свой против вас уже составляю. Да отвратится каждый из вас от злого пути своего, исправьте жизнь свою, творите добрые дела““».3
12 Но они сказали в ответ: «Напрасно всё это, ибо мы поступаем по своему разумению, и каждый из нас действует по упрямству злого сердца своего».
13

Поэтому так говорит ГОСПОДЬ:
«Спросите у народов — кто слышал о подобном?
Ужасное творит дева Израилева.

14

Сойдет ли снег
с горных отрогов4 Ливана?
Иссякнут ли холодные воды,
текущие с дальних гор?

15

А народ Мой забыл Меня,
кадит никчемным идолам.
Сбился с пути своего,
от древней стези отступил,
следуя дорогами неровными,
тропами извилистыми.

16

И сделал он страну свою
неким ужасом для других племен,
вечным посмешищем.5
Всякий идущий мимо изумится,
покачает насмешливо головой.

17

Подобно восточному ветру,
развею Я их пред врагами.
Спиной повернусь к ним, а не лицом
в день их бедствия».

18 Сказали враги мои друг другу: «Вступим в заговор против Иеремии, ведь мы знаем, что есть и другие священники, чтобы учить нас Закону, мудрецы, чтобы давать нам советы, и пророки, чтобы пророчествовать. Пойдем, оговорим его6 и не будем более прислушиваться к обличениям7 его».
19

Внемли мне, ГОСПОДИ,
послушай, что говорят враги мои.

20

Разве воздают злом за добро?
А ведь они вырыли мне яму,
убить меня хотят.
Вспомни, как я стоял пред Тобой,
чтобы доброе слово замолвить о них,
чтобы отвратить от них гнев Твой.

21

Так предай детей их голоду,
под меч их пусти,
пусть жены их станут вдовами,
детей лишатся,
пусть мужья их погибнут,
а юноши падут от меча в сражении.

22

Пусть доносится плач из их домов,
когда Ты внезапно
обрушишь на них полчища врагов,
ведь они вырыли яму, чтобы поймать меня,
и тайно сети расставили для ног моих.

23

Ты, ГОСПОДИ,
знаешь об их замыслах убить меня.
Не прощай им более преступлений
и грех их не стирай из книги,
что пишется пред Тобой.
Воздай им в день гнева Твоего
и да будут они Тобой низвержены.8

Толкование Далласской семинарии

и. О горшечнике и развалившемся сосуде (главы 18−20)

Три этих главы (две из которых построены на притчах, третья же содержит рассказ о том, что произошло с Иеремией) объединяют в одно, девятое, послание пророка; в нем первый раздел книги достигает своей кульминационной точки. Многое говорит за то, что все эти три речи были произнесены примерно в одно время, в царствование Иоакима.

Притча о горшечнике (глава 18) демонстрирует высшее право Бога обращаться с Иудой по Своему усмотрению. Метафора глиняного кувшина, которому надлежит быть разбитым, продолжается в главе 19 — знак неотвратимости Божьего суда над Иудеей. Глава 20 соответствует «поворотному пункту» в книге, подготавливая читателей к восприятию дальнейших событий, а именно к откровенным выступлениям против Иеремии и произнесению им конкретных пророчеств о надвигающемся суде.

1) Слово к Иеремии в доме горшечника (глава 18).

Иер 18:1−12. Горшечники жили у подножия горы (на которой возвышался Иерусалим), где добывали глину; отсюда это сойди в стихе 2. «Кружало» в стихе 3 — это гончарный круг.

В доме горшечника Иеремия наблюдает, как сделанный им из глины… сосуд… развалился в руке его, и тогда горшечник вылепил из той же глины другой. Весь этот процесс комментируется Господом. Главная мысль здесь та, что Бог строит Свои отношения с израильским или любым другим народом в зависимости от его нравственно-духовного состояния. И, руководствуясь им, приводит в исполнение Свой приговор над этим народом, либо «отлагает» его; «устраивает» и «утверждает» народ в соответствии со Своим обетованием ему или «отменяет» обещанное ему добро.

Итак, иудеям Иеремия должен сказать, что им свыше готовится зло, если они не обратятся на пути благочестия и не перестанут совершать поступки, отвратительные в глазах Иеговы (стих 11). в стихе 12 — ответ Иеремии Богу; он говорит Ему о реакции, которая последует со стороны иудеев (он знает о ней по предыдущему опыту, либо только что (они говорят) был ей свидетелем). «Не надейся (к Иеремии), мы и впредь будем поступать… по упорству злого своего сердца». Реплики иудеев в этой главе чередуются (стих 12, 18) со словами Господа, которые передает им пророк, и с его собственными словами, обращенными к Иегове.

Иер 18:13−17. Дева Израилева (стих 13) символизирует здесь евреев как народ. Метафоры постоянства (нетающий снег на вершинах Ливанских гор (стих 14), неиссякающие холодные потоки, которые образуются при таянии этих снегов) противопоставляются отступничеству (духовному непостоянству) иудеев. Некоторые видят в этой метафоре другую (заключенную в первой): о потоках сказано, что они текут из других мест; не кроется ли тут противопоставление пересыхающим в летнее время речкам ханаанским, прообразующим «непостоянный» израильский народ?

Кадят суетным (стих 15), т. е. идолам; споткнулись из-за этого на путях послушания Богу, которые указаны им издревле, и сворачивают на неизвестные им «стези», зловещего направления которых не разумеют (оконч. Стиха 15). О последствиях этого говорится в стихе 16. Жгучий, очень сильный, восточный ветер (стих 17) — бич Палестины.

Иер 18:18−23. Следует «реакция» противников… Иеремии на его слова; горько жалуется он Господу. Они — это те, кто склонны слушать не его, а священника… мудрого и… пророка, и кто против Иеремии готовят заговор. Священники считались блюстителями закона Моисеева; «мудрыми» (мудрецами) называли царских советников, правителей разного рода; наконец, «пророк» здесь — это «пророки — утешители», вещавшие, в отличие от Иеремии, от себя, а не от Бога (14:13−15). Итак, «противники» не только призывают не обращать внимания на слова Иеремии, но и готовы прибегнуть к яростному спору с ним, опровержениям, возможно, к клевете (сразим его языком; стих 18).

Душевные силы пророка на исходе: он хочет им добра, а они воздают ему злом… роют ему яму (стих 20). До сих пор он молил Господа отвратить от них гнев (сравните с 7:16; 8:20−22), теперь просит отмщения — да совершится оно в гневе Господнем! (стихи 21−23)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: дом гончара; то же в ст. 3, 6.
11  [2] — Или ближе к букв.: леплю (словно гончар).
11  [3] — Букв.: сделайте добрыми пути ваши и дела ваши.
14  [4] — Так по друг. чтению; букв.: со скалы поля.
16  [5] — Букв.: шипением — возможно, звук издевки.
18  [6] — Букв.: сразим его языком.
18  [7] — Букв.: словам.
23  [8] — Букв.: низвержены пред Тобой.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.