Иеремия 26 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В начале правления царя иудейского Иоакима, сына Иосии,1 было Иеремии от ГОСПОДА слово.
2 «Так говорит ГОСПОДЬ: „Встань во дворе Храма2 ГОСПОДНЕГО и скажи жителям городов иудейских, пришедшим поклониться ГОСПОДУ в Храме Его, всё, что Я повелел тебе возвестить им, не утаи ни слова.
3 Может быть, они послушаются и отрекутся от злых путей своих, и тогда Я пожалею их и не наведу того бедствия, которое собирался на них навести за их злые дела“.
4 Скажи им:3 „Так говорит ГОСПОДЬ: „Если вы не послушаетесь Меня, не будете поступать по Закону Моему, который Я дал вам,
5 не будете внимать словам слуг Моих, пророков, которых Я настойчиво продолжаю посылать к вам (а вы их не слушаете),
6 то Я поступлю с Храмом этим так же, как поступил с Силомом, а с городом этим — так, что в проклятиях его будут поминать все народы земные“».4
7 Священники, пророки и весь народ слышали, как Иеремия провозглашал эту весть в Храме ГОСПОДНЕМ.
8 Но как только закончил Иеремия говорить то, что ГОСПОДЬ велел ему огласить всему народу, схватили его священники, пророки и весь народ и начали кричать: «Ты должен умереть!
9 Зачем ты пророчествуешь от имени ГОСПОДА, говоря, что Храм этот постигнет та же участь, что постигла Силом, а город этот будет лежать в развалинах и никого в нем не останется?»
Весь народ в Храме ГОСПОДНЕМ столпился вокруг Иеремии.
10 Дошли эти слова и до вельмож иудейских, пришли они из дома царского в Храм ГОСПОДЕНЬ и сели перед входом у Новых ворот.5
11 И сказали священники и пророки вельможам и всему народу: «Этот человек должен умереть, ведь вы слышали собственными ушами, что он пророчествовал о нашем городе».
12 И сказал тогда Иеремия всем вельможам и всему народу: « Сам ГОСПОДЬ послал меня пророчествовать против этого Храма и против этого города и велел провозгласить те слова, что вы слышали.
13 И потому теперь измените свою жизнь, оставьте злые дела свои, слушайте ГОСПОДА,6 Бога вашего, чтобы Он пожалел вас и не навел то бедствие, которое обещал навести.
14 А что касается меня — я в ваших руках, делайте со мной то, что считаете нужным и правильным.
15 Только знайте: если вы убьете меня, то запятнаете себя невинной кровью, падет проклятие и на этот город, и на жителей его, потому что воистину ГОСПОДЬ послал меня к вам возвестить все эти слова».
16 Сказали тогда вельможи и весь народ священникам и пророкам: «Не стоит приговаривать к смерти этого человека — он говорил нам от имени ГОСПОДА, Бога нашего».
17 И встали несколько старейшин этой земли и сказали всему собранию народа:
18 «Во времена Езекии, царя иудейского, пророчествовал Михей из Морешета,7 он сказал тогда всему народу Иудеи:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
„Перепашут Сион, как поле,
станет Иерусалим грудой камней,
а Храмовая гора — пустырем, поросшим деревьями“.

19 Разве Езекия, царь иудейский, и весь народ Иудеи посягнули на его жизнь? Разве царь не испугался ГОСПОДА и не стал умолять Его о милости? И не пожалел ли тогда их ГОСПОДЬ и не отвел ли бедствие, о котором говорил им? А мы сейчас навлечем на самих себя великое зло».
20 Был там еще один человек, который пророчествовал от имени ГОСПОДА, Урия, сын Шемайи, из Кирьят-Еарима, и он пророчествовал против этого города и против этой страны и говорил то же самое, что и Иеремия.
21 Когда услышал царь Иоаким и все его военачальники и вельможи слова этого человека, царь решил его убить. Урия узнал об этом, испугался и бежал в Египет.
22 А царь Иоаким послал в Египет Эльнатана, сына Ахбора, и с ним еще других людей.
23 Они схватили Урию в Египте, привели его к царю Иоакиму и убили его мечом, а тело его бросили в общую могилу, где хоронили бедняков. 8
24 За Иеремию же вступился Ахикам, сын Шафана, он защитил Иеремию от тех, кто хотел убить его.

Толкование Далласской семинарии

1. КОНФЛИКТ ПРОРОКА С НАРОДОМ

а. Послание Иеремии (26:1−6)

Иер 26:1−3. Это слово от Господа Иеремия возвестил народу и его вождям в 609 или в 608 году до Р. Х. (В начале царствования Иоакима. Речь явно ассоциируется с той «храмовой речью» пророка, которая записана в главах 7−10; представляется, что стихи 1−6 в этой главе вкратце передают то, что более подробно излагается в главе 7 (стихи 3−15). Глава 26 (в отличие от «храмовой речи») включает детальное описание реакции слушателей Иеремии на его выступление. Многие толкователи считают, что весь этот рассказ (глава 26) был составлен учеником Иеремии — Варухом (обращает на себя внимание, что о пророке здесь говорится в 3-ем лице).

Итак, Господь повелел Иеремии сказать Его слова… всем городам Иудеи (стих 2), т. е. всем тем, кто приходил из этих городов в Иерусалим, чтобы совершить поклонение Иегове в храме. Стань на дворе дома Господня (стих 2); сравните со стихом 10 «князья Иудейские… сели у входа в новые ворота дома Господня». Речь в них идет об одном и том же месте.

Иеремии следовало произнести его речь у ворот, которые вели к верхнему двору храма (как видно из 36:10, они и названы «новыми»), являвшегося внутренним двором святилища; там обычно объявляли волю царя глашатаи, там решались важные тяжбы и обсуждались общественные события с участием высокопоставленных лиц («князей»).

Главным «тезисом» этого выступления пророка было: если каждый из иудеев обратится от злого пути своего, то Господь отменит то бедствие, которым думает покарать их за злые деяния их (сравните с 7:3−7).

Иер 26:4−6. В противном случае с храмом произойдет то же, что произошло с Силомом, и город сей (Иерусалим) будет предан на проклятие всем народам земли (стих 6). Напомним, что во времена Судей святилище израильтян находилось в Силоме, и в нем хранился ковчег Иеговы. Пока народ был верен завету, Бог пребывал с ним, когда же — изменил, Господь перестал охранять святилище в Силоме; оно было разрушено извечными врагами евреев — филистимлянами, которые захватили и главную святыню — ковчег (1Цар 4:11; 5:1, 2).

6. Стихийный «суд» над Иеремией (26:7−15)

Иер 26:7−11. Это выступление у «новых ворот» едва не стоило пророку жизни. Не только священники и лжепророки, но и толпа простолюдинов встретила слова Иеремии с яростью. Они возмутились, что он — от имени Господа — предрекает храму участь Силомского святилища, а Иерусалиму — разрушение. Надо полагать, что особенно негодовали храмовые служители: ведь Иеремия — сам из левитов, а произносит богохульные (как они полагали) речи против Божией святыни! Смерть ему! — вопили они.

Иер 26:12−15. В защиту свою пророк выдвинул три аргумента. Он действительно послан Господом сказать все те слова, которые слышали собравшиеся. Но пророчество его не безусловно: если иудеи исправят пути свои и деяния и послушаемся гласа Господа, то Господь отменит бедствие, которое изрек на них. Наконец, своей жизнью он, Иеремия, не дорожит, но пусть знают твердо те, которые хотят предать его смерти, что прольют невинную кровь и тем усугубят вину города и жителей его, ибо истинно Господь послал его, чтобы в самые уши их прокричал все эти слова, которые они с такой яростью отвергают.

в. Помощь к Иеремии приходит от князей и народа (26:16−24)

Иер 26:16−19. Сказанное Иеремией в свою защиту прозвучало настолько убедительно, что охладило гнев толпы и сановников: они заняли его сторону против ослепленных гневом служителей храма и лжепророков. Этот человек не подлежит смертному приговору, решили они.

Некоторые из старейшин вовремя напомнили народному собранию о схожем пророчестве Михея Морасфитянина (или Михея Морешотского), произнесенном за 70 лет до того, во дни царя Езекии (Мих 3:12). Он тоже предрекал Иерусалиму гибель и опустошение, и никто не заграждал ему уст Более того: благочестивый царь… Езекия послушался тогда слов пророка и тем спас Божий город от грозившей ему гибели.

Иер 26:20−23. Здесь, видимо, не продолжение слов «старейшин», но — авторская речь (возможно, Варуха, ученика Иеремии, но явно не его самого). Желая подчеркнуть, какая опасность угрожала тогда Иеремии, составлявший этот «рассказ» подробно останавливается на пророчестве Урии, сына Шемаии, и на его участи. О нем известно лишь то, что сказано здесь. Он был из Кариафиарима и после того, как выступил с точно такими же словами, как Иеремия, о горькой судьбе города сего и земли сей, вынужден был бежать от грозившей ему смерти в Египет.

Но фараон выдал своему союзнику Иоакиму неугодного тому пророка, и царь умертвил его и обесчестил уже после смерти (стих 23 сравните с 4Цар 23:6). Упоминаемый в стихе 22 Елиафан был, вероятно, тестем царя (4Цар 24:8). В Иер 36:11−12 он назван среди тех сановников, которым Варух, ученик пророка, зачитал свиток, написанный им под диктовку Иеремии, — тот самый, что будет изорван и сожжен исполненным самомнения Иоакимом (36:21−23). Возможно, отец Елиафана — Ахбор был одним из сановников царя Иосии, ходившим в числе других к пророчице Олдаме после того, как в храме был обнаружен свиток закона (4Цар 22:12−14).

Иер 26:24. Глава завершается сообщением о том, что более всего спасением своей жизни Иеремия был обязан заступничеству Ахикама, сына Сафанова (или Шафанова). Странное, казалось бы, создалось положение: на защиту Иеремии стали светские люди, а духовенство и пророки превратились в его смертельных врагов. Но разгадка именно в том, что сторонником Иеремии сделался Ахикам, сын главного писца (при Иосии) — Шафана (2Пар 34:20), который был инициатором реформы. Видимо, не все ревнители преобразований лишились власти и авторитета, и они-то всячески поддерживали Иеремию.

Надо сказать, что семейный клан Сафана (Шафана) играл важную роль в Иудее в последние годы ее существования (таблицу «Сафан и его потомки»). Сам он был главным писцом (по современным понятиям — государственным секретарем) при Иосии, доложившем царю об обнаружении в храме свитка закона (4Цар 22:3−13). По крайней мере, четыре сына было у Сафана, три из которых представлены Иеремией в положительном свете. Это — Ахикам, Гемария и Елеаса.

Но — в семье не без урода, и им в клане Сафана оказался четвертый сын — Иезания: его «каждение» в среде идолопоклонников, свидетелем чему стал Иезекииль, поразило пророка (Иез 8:11). Внук Сафана и сын Ахикама — Гедалия был назначен Навуходоносором губернатором Иудеи после падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. в 609 / 608 г. до Р. Х.
2  [2] — Букв.: дома; то же ниже в этом стихе и ст. 6, 7, 9, 10, 12, 18.
4  [3] — Ср. с 7:1−15.
6  [4] — Букв.: сделаю этот город проклятием для всех народов земли.
10  [5] — Расположение Новых ворот неизвестно. Они упоминаются здесь и в 36:10, где указывается, что эти ворота вели на верхний (т. е. внутренний) двор Храма. Некоторые предполагают, что здесь речь идет о Верхних воротах, которые Иофам перестроил во время своего правления (4Цар 15:35; Иофам правил в 750−735 гг. до Р. Х.). О Верхних воротах (воротах Вениаминовых) говорится в 20:2.
13  [6] — Букв.: повинуйтесь голосу Господа.
18  [7] — Михей из Морешета был современником Исайи (ср. Мих 1:1 с Ис 1:1), Морешет — город в холмистой местности к юго-западу от Иерусалима. Упоминаемое здесь пророчество записано в Мих 3:12. Это единственное место в ВЗ, где не только дословно цитируются слова другого пророка, но и указывается его имя.
23  [8] — Эти могилы находились в долине Кедрон к востоку от Иерусалима (4Цар 23:6). Это сообщение свидетельствует об особой жестокости Иоакима. См. также 22:15−17 и 4Цар 24:4.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.