Иеремия 28 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В начале правления Седекии, царя иудейского, в четвертый год его правления, в пятый месяц1 того самого года,2 Хананья, сын Аззура, пророк из Гивона, сказал мне в Храме3 ГОСПОДНЕМ при священниках и при всем народе:
2 «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Я сломаю ярмо4 царя вавилонского.
3 Ровно через два года Я верну сюда все сосуды5 Храма ГОСПОДНЕГО, которые Навуходоносор, царь вавилонский, забрал из этого города и увез в Вавилон.
4 Я верну обратно и царя иудейского Иехонию, сына Иоакима, и всех жителей Иудеи, которых увели в Вавилон, — это слово ГОСПОДА, — ибо Я сломаю ярмо царя вавилонского“».
5 Тогда пророк Иеремия ответил пророку Хананье при священниках и при всем народе, стоявшем во дворе Храма ГОСПОДНЕГО:
6 «Воистину6 пусть ГОСПОДЬ так и поступит! Да исполнит ГОСПОДЬ твое предсказание и вернет сюда сосуды Храма ГОСПОДНЕГО и всех пленников, что оказались в Вавилоне.
7 Но выслушай то, что я скажу сейчас тебе и всему народу:
8 пророки в древности, еще задолго до тебя и до меня, предрекали многим странам и великим царствам и войну, и беды, и моровое поветрие.
9 Но пророков, предрекавших мир, лишь тогда называли истинными посланниками ГОСПОДА, когда сбывалось их слово».
10 Тогда пророк Хананья сорвал ярмо с шеи пророка Иеремии и сломал его.
11 И сказал Хананья перед всем народом: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Через два года Я так же сломаю ярмо Навуходоносора, царя вавилонского, лежащее на шее всех народов“». А Иеремия развернулся и пошел своей дорогой.
12 После того как скинул пророк Хананья ярмо с шеи Иеремии и сломал его, снова было слово ГОСПОДНЕ Иеремии:
13 «Иди к Хананье и скажи ему: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Ты сломал ярмо деревянное, а Я вместо него сделаю7 ярмо железное“,
14 ибо так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Железное ярмо Я надеваю на шею всех этих народов, чтобы они служили Навуходоносору, царю вавилонскому, и они будут служить ему. И даже диких зверей Я даю ему в услужение “».
15 Пророк Иеремия пошел к пророку Хананье и сказал ему: «Слушай, Хананья, не посылал тебя ГОСПОДЬ, а ты заставляешь этот народ верить твоей лжи.
16 Потому так говорит ГОСПОДЬ: „Я смету тебя8 с лица земли, в этом же году ты умрешь, потому что твоя лживая весть ведет к противлению ГОСПОДУ“».
17 В том же году, в седьмом месяце, пророк Хананья умер.

Толкование Далласской семинарии

б. Оппозиция со стороны Анании (глава 28)

1) Столкновение Иеремии с Ананией (28:1−11).

Иер 28:1−4. Эта глава продолжает предыдущую. Если точное время, когда Иеремия выступил с этим посланием не указано (27:1), то время выступления его оппонента обозначено годом и месяцем. Пятый месяц четвертого года царствования Седекии соответствовал августу-сентябрю 593 года до Р. Х. Вероятно, эта точность нужна была Иеремии в подтверждение исполнения собственного его пророчества (28:17).

Итак, Иеремии был брошен вызов Ананией, сыном Азура (может быть, он приходился братом Иазании, сыну Азура, упоминаемому пророком Иезекиилем среди людей, «у которых на уме беззаконие»; Иез 11:1−3.) Родом пророк — Анания был из Гаваона. Город этот, находившийся в 8−9 км на северо-запад от Иерусалима, был одним из тех, что Иисус Навин отдал левитам (Нав 21:17−18), так что Анания, как и Иеремия, был, возможно, священнического рода. Его «пророческая весть» была прямо противоположного свойства.

Господь Саваоф будто бы сказал ему, что «сокрушит ярмо царя Вавилонского» (это повторено было Ананией дважды: стих 2, 4), и чрез два года возвратит в Иерусалим не только священные сосуды, вывезенные в Вавилон, но и царя… Иехонию, а с ним и всех пленных Иудеев. В сущности своим «пророчеством» Анания побуждал сограждан к мятежу против Навуходоносора.

Иер 28:5−11. Сказанное Иеремией в ответ (стих 6) следует понимать в том смысле, что он очень хотел бы, чтобы предсказываемое Ананией сбылось. Возвещать народу такое куда приятнее чем предсказывать изгнание, которое продлится 70 лет! (Безрадостный характер пророчеств сам, однако, свидетельствовал в их пользу — видимо, действие Духа Божьего на тех, кто их произносил, было по-настоящему сильным, если они говорили, то что говорили, рискуя подчас не только свободой, но и жизнью!)

Иеремия напоминает далее Анании, что (согласно повелению Моисея) только тот пророк может быть признан действительно говорящим от Бога, чье предсказание сбудется (Втор 18:20−22). Не придется ли Анании, «вестнику мира», пострадать! Ведь через два года все убедятся, кто из них лжепророк: он, Иеремия, или Анания! Кто знает, о чем думал Анания…

Но «сдаваться» в тот момент он не собирался. Охваченный амбициями, он сорвал с шеи Иеремии… ярмо и разбил его, повторив в третий раз (стих 11 сравните со стихом 2, 4), что Господь обещал ему так же вот разбить ярмо Навуходоносора… чрез два года и освободить от него все народы. Более спорить с ним Иеремия не стал, но пошел… своею дорогою.

2) Иеремия передает Анании слова Господа (28:12−17).

Иер 28:12−15. И тогда к Иеремии заговорил Господь и повелел ему передать Его слова Анании. «Сокрушенное» им ярмо деревянное Он, Господь, заменит железным (фигурально выражаясь, ты, Анания, сделаешь это — в том смысле, что те люди и народы, которые послушают тебя, пострадают еще горше). (Вероятно, подразумевались те народы западной Азии, чьи послы собрались в Иерусалиме, чтобы согласовать мятеж против Навуходоносора.) И все это пророк Иеремия… сказал пророку Анании, который обнадеживал народ… ложно, ибо Господь… не посылал его (стих 15).

Иер 28:16−17. А еще он сказал ему, что Господь, не дожидаясь истечения двух лет, уже теперь, в этом же году, лишит Ананию жизни как лжепророка (сравните с Втор 18:20). Так говорит Господь! Исполнение (или неисполнение) этого пророчества в ближайшее время должно было подтвердить (или подорвать!) статус самого Иеремии как истинно Божьего пророка. И оно исполнилось. Исполнилось через два месяца после того, как было произнесено. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце, читаем в заключителном стихе главы 28.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Месяц здесь указывается для того, чтобы показать, что спустя два месяца предсказание Иеремии исполнилось (ст. 17).
1  [2] — Или: в тот же год, т. е. в 593 г. до Р. Х. — это выражение показывает связь между главами 27 и 28, поскольку события, описываемые в них, происходили непосредственно друг за другом.
1  [3] — Букв.: доме; то же в ст. 3, 5, 6.
2  [4] — Букв.: сломал ярмо — здесь использовано пророческое прошедшее время, когда о будущем событии говорится как об уже случившемся.
3  [5] — Или: всю утварь; то же в ст. 6.
6  [6] — Евр. амен — «истинно / воистину», восклицание, указывавшее на согласие со сказанным. Иеремия свидетельствует о том, что он желал бы того, чтобы пророчество Хананьи было истинным.
13  [7] — Так в LXX; масоретский текст: ты сделал.
16  [8] — Здесь игра слов, непередаваемая при переводе: «смету тебя» и «посылал тебя» в евр. — две формы одного и того же глагольного корня.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.