Иеремия 29 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Письмо, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима оставшимся в живых старейшинам, что пребывали в изгнании, а также священникам, пророкам и всему народу, уведенному Навуходоносором в плен из Иерусалима в Вавилон.
2 Случилось это после того, как царь Иехония, царица-мать, царедворцы,1 вельможи Иудеи и Иерусалима, ремесленники и кузнецы были уведены из Иерусалима.
3 Доставили это письмо пленникам Эльяса, сын Шафана, и Гемарья, сын Хилкии, которых Седекия, царь иудейский, послал в Вавилон к Навуходоносору, царю вавилонскому. В нем было написано:
4 «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Всем изгнанникам, которых увел Я в плен из Иерусалима в Вавилон.
5 Стройте дома и живите в них, разбивайте сады и вкушайте плоды их.
6 Женитесь — и пусть родятся у вас сыновья и дочери, жените сыновей своих и выдавайте замуж дочерей — пусть и у них родятся дети. Плодовитыми будьте, чтобы не уменьшался народ!
7 Заботьтесь о благоденствии города, в который Я изгнал вас, и молитесь о нем ГОСПОДУ, ибо его благоденствие принесет благоденствие и вам“.
8 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Пусть не обольщают вас пророки и гадатели, живущие среди вас. Не доверяйте снам, которые им снятся.2
9 Ибо от Моего имени пророчествуют они ложь; не посылал Я их“, — это слово ГОСПОДНЕ.
10 Так говорит ГОСПОДЬ: „Как только минуют семьдесят лет, отведенные Вавилону, Я вступлюсь3 за вас, исполню то доброе, что обещал, и верну вас в родные места.4
11 Потому что Я знаю, Мне одному известен замысел Мой о вас, — говорит ГОСПОДЬ. — Благоденствие определил Я для вас, а не беду, чтобы были у вас будущее и надежда.
12 Когда вы обратитесь ко Мне, придете и будете Мне молиться, Я вас услышу.
13 Когда вы станете искать Меня, то найдете, если пожелаете того всем своим сердцем.
14 Буду Я рядом с вами,5 — говорит ГОСПОДЬ, — верну вас из плена,6 соберу вас, рассеянных среди народов, отовсюду, куда Я изгнал вас прежде, — таково слово ГОСПОДА, — и верну Я вас в те места, откуда изгнал вас“.
15 Вы говорите: „ГОСПОДЬ послал нам пророков в Вавилон!“7
16 Но вот что говорит ГОСПОДЬ о царе, сидящем на престоле Давида, и обо всем народе, живущем в этом городе, о братьях ваших, которые не были угнаны в плен вместе с вами.
17 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Пошлю Я на них меч, голод и моровое поветрие и уподоблю их гнилым смоквам, которые так плохи, что есть их нельзя.8
18 Буду Я их преследовать мечом, голодом и моровым поветрием, участью, им уготованной, Я устрашу9 все царства земные, чтобы стали они проклятьем у всех на устах и ужас внушали. Предам Я их осмеянию и поруганию среди тех народов, куда Я изгнал их,
19 потому что они не внимали увещеваниям Моим, — говорит ГОСПОДЬ, — с которыми настойчиво обращался к ним, посылая слуг Моих, пророков, но они не слушались, — таково слово ГОСПОДНЕ. —
20 Вы же, изгнанники, которых Я сослал из Иерусалима в Вавилон, слушайте слово ГОСПОДНЕ“.
21 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, об Ахаве, сыне Колайи, и о Седекии, сыне Маасейи, которые пророчествуют вам ложь от Моего имени: „Предам Я их в руки Навуходоносора, царя вавилонского, и у вас на глазах он убьет их“.
22 И станут они проклятьем на устах у всех изгнанников иудейских в Вавилоне, которые будут говорить так: „Пусть сделает с тобой ГОСПОДЬ то же, что сделал с Седекией и с Ахавом“, которых царь вавилонский заживо сжег в огне.
23 Потому что они совершали безумства в Иерусалиме, и прелюбодействовали с женами ближних своих, и изрекали ложь от имени Моего, говоря то, что Я не повелевал им. Мне известно всё это, и Я свидетель тому“, — таково слово ГОСПОДА».
24 А Шемайе из Нехелама скажи следующее:
25 «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Посылал ты от своего имени письма ко всему народу, что остался в Иерусалиме, и к Софонии, сыну Маасейи, священнику, и ко всем прочим священникам и писал в них,
26 что Сам ГОСПОДЬ поставил тебя священником вместо Ехояды, священника, чтобы ты присматривал за Храмом ГОСПОДНИМ и усмирял всяких беснующихся, выдающих себя за пророков, чтобы ты надевал на них оковы и колодки.
27 Так почему же не порицал ты Иеремию из Анатота, который пророчествует вам?
28 Он и к нам в Вавилон послал письмо со словами: „Не скоро закончится время изгнания вашего, стройте дома и живите в них, разбивайте сады и вкушайте плоды их…“».
29 Священник же Софония прочел это письмо самому пророку Иеремии.10
30 Некоторое время спустя снова было Иеремии слово ГОСПОДНЕ:
31 «Всем находящимся в изгнании напиши: „Так говорит ГОСПОДЬ о Шемайе из Нехелама: „За то, что Шемайя пророчествал вам, когда Я не посылал его, и заставлял вас поверить его обману,
32 ГОСПОДЬ провозглашает: „Взыщу Я с Шемайи из Нехелама и с потомства его. Никто из его рода не останется в живых, — говорит ГОСПОДЬ, — и не будет жить с этим народом, не увидит он того блага, которое Я совершу для народа Моего, потому что его лживая весть вела к противлению ГОСПОДУ“».

Толкование Далласской семинарии

4) КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ, ПРЕБЫВАВШИМИ В ВАВИЛОНСКОМ ИЗГНАНИИ (глава 29)

а. Первое письмо Иеремии к изгнанникам (29:1−23)

1) Вступление.

Иер 29:1−3. Речь идет о письме, посланном Иеремией к тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией; это произошло в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:8−17; Иер 22:24−27). Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору.

2) Изгнание будет долгим (29:4−14).

Иер 29:4−10. Иеремия убеждал изгнанников (ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа) не отчаиваться, но и не предаваться иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества — свой и отцов своих.

В ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, «посетит» их, чтобы возвратить… на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: строить дома и разводить сады, чтобы есть плоды их, вступать в брак и рожать детей. Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь (мысль повторяется!), и даже молятся Ему о нем. Ибо отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь… не посылал, и разного рода гадателям: и те и другие (как и сновидения их) обманывают их.

Иер 29:11−14. Да поймут они, что только Бог знает, когда и чему положить конец; предстоящее им 70-летнее пленение — лишь часть Его плана в отношении народа Его и тех намерений во благо ему, а не на зло, которые имеет Он, заботящийся об их будущности (стих 11). Только им, живущим в изгнании, необходимо взывать к Нему и молиться Ему и искать Его всем сердцем. Лишь при этом условии они найдут Его, и Он возвратит их из плена и соберет из всех народов и… мест куда изгнал их (стихи 13−14 сравните с Втор 10:1−10).

3) Предостережение против лжепророков (29:15−23).

Иер 29:15−19. Иеремия не сомневался, что среди «пророков», оказавшихся в изгнании, многие «утешают» сограждан обещаниями безопасности для Иерусалима и скорого их возвращения из плена (28:2−4). В свете таких предсказаний его письму могли и не поверить. Вновь и вновь (прежде устно, а теперь в письме) стремился он донести до сознания иудеев несостоятельность оптимистических «прогнозов».

Так говорит Господь о царе (очевидно, о Седекии, оставшемся в то время в Иерусалиме), писал Иеремия, и о всех братьях ваших, которые не отведены с вами в плен: меч, голод и моровая язва ожидают их (стихи 16−17). Иеремия прибегает к иносказанию из своего видения (24:1−2), уподобляя «оставшихся» негодным смоквам.

Поэтическая гипербола в стихе 18 выражает идею обреченности всех (и евреев в первую очередь), кто не повинуется Господу (стих 19); она, по-видимому, выходить «за рамки» той конкретной исторической ситуации, которую возвещал Иеремия в ближайшем будущем. Подтверждение этому можно видеть во фразе и предам их на озлобление всем царствам земли… на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их.

Иер 29:20−23. Вероятно, лица, перечисляемые Иеремией в стихе 21, особо выделялись среди тех, кто от имени Господа пророчествовал ложь. Они делали это еще в Израиле (подразумевается Иудея), где к тому же прелюбодействовали с женами ближних своих. Пусть же не надеются остаться безнаказанными, писал Иеремия: Господь предаст их в руки Навуходоносора, который умертвит их. И самые имена их будут произноситься как проклятие (стих 22). Возможно, Седекия и Ахав, упоминаемые Иеремией, действительно были заживо сожжены в печи («изжарены») — к этому виду казни нередко прибегали в Вавилоне (Дан 3:6, 19−23).

б. Второе письмо Иеремии к изгнанникам (29:24−32)

1) Шемаия пишет письмо в Иерусалим.

Иер 29:24−29. Послание Иеремии, полное упования на Господа и веры в будущность Иудеи, отнюдь не всем вавилонским изгнанникам понравилось. Так, пророк Шемаия из Нехелама отправил в ответ на него раздраженное письмо к остававшимся в Иерусалиме, и к священнику Софонии, который стал надзирателем Иерусалимского храма, вместо священника Иодая (очевидно, уведенного в Вавилон). (Стих 25 содержит слова Иеремии, которому Софония это письмо… прочитал вслух; стих 29. В стихе 26 цитируются слова Шемаии.)

Враг Иеремии негодующе вопрошал из Вавилона, почему священник Софония, будучи одним из «блюстителей» в доме Господнем, не запретит Иеремии Анафофскому пророчествовать, почему не посадит его в темницу, не закует в колодки? Ведь он предсказывает продолжительный плен и призывает иудеев «обживаться» в Вавилоне (стих 28). Но по всему видно, что у Софонии авторитет Иеремии как пророка не вызывал сомнения. Напомним, что он дважды обращался к нему за советом по поручению царя Седекии (21:1; 37:3). После падения Иерусалима Софония будет схвачен и убит по приказанию Навуходоносора (52:24−27).

2) Иеремия пишет в Вавилон вторично.

Иер 29:30−32. Письмо Шимаии возмутило Иеремию: именно такие «пророки», как этот, довели иудеев до нравственного и гражданского падения! Иеремия сознавал это всем своим существом, ибо знание это было у него от Господа. Вот и теперь Он велит ему сказать… всем переселенцам, что Шимаию, который у них пророчествует, обнадеживая их ложно, Он не посылал. А потому суровое наказание ожидает его: после него не останется потомков (стих 32); для иудея это было самым тяжелым наказанием.

Как полагают, вторая возможность передать письмо в Вавилон представилась Иеремии в 593 году; он передал его с царедворцем Сераией, который сопровождал царя Седекию в поездке к Навуходоносору.

Иеремия оказался прав. Именно люди, составлявшие первую партию переселенцев, сохранившие веру в изгнании, заложили фундамент последующего возрождения Израиля.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: евнухи.
8  [2] — Один из возм. переводов; масоретский текст: снам вашим, что снятся вам по вашей вине; см. также ст. 21, 22.
10  [3] — Или (ближе к букв.): посещу / позабочусь / одарю вниманием.
10  [4] — Букв.: на это место.
14  [5] — Или (ближе к букв.): Я позволю вам найти Меня / приблизиться ко Мне.
14  [6] — Друг. возм. пер.: восстановлю ваше прежнее благополучие.
15  [7] — Многие из израильтян, находившихся в изгнании, утверждали, что это Господь дал им пророков на чужбине, в Вавилоне. Иеремия свидетельствует о том, что Бог не имеет ничего общего с этими лжепророками и их предсказаниями о благоденствии (см. ст. 8, 9 и 21−23).
17  [8] — Невзирая на успокоительные речи лжепророков, Господь через Своих пророков неоднократно пытался предостеречь тех, кто оставался в Иудее, о неизбежных последствиях богоотступничества.
18  [9] — Букв.: нашлю их как устрашение
29  [10] — Или (ближе к букв.): …в присутствии Иеремии / так чтобы его слышал Иеремия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.