Иеремия 32 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА в десятый год правления Седекии, царя иудейского (это восемнадцатый год правления Навуходоносора).1
2 Войско царя вавилонского вело тогда осаду Иерусалима, а пророк Иеремия был в заключении во дворе стражи, охранявшей дворец царя иудейского.2
3 Взял же его под стражу Седекия, царь иудейский, сказав: «Что за пророчества ты нам произнес? Не ты ли утверждал: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Я отдаю этот город в руки царя вавилонского, и тот завоюет его.
4 И Седекия, царь иудейский, не спасется от халдеев,3 но неминуемо будет схвачен царем вавилонским и будет говорить с ним лицом к лицу, глядя ему в глаза.
5 Отведет тот Седекию в Вавилон, где он останется до тех пор, пока Я не займусь им,4 — это слово ГОСПОДА. — И даже если вы будете воевать против халдеев, не будет вам успеха“».
6 Иеремия сказал: «Было мне слово ГОСПОДНЕ:
7 „Ханамель, сын Шаллума, дяди твоего, скоро придет к тебе и скажет: „Выкупи мое поле, что в Анатоте, ведь по закону о выкупе ты имеешь право его приобрести“.5
8 Пришел ко мне во двор стражи Ханамель, мой двоюродный брат,6 как и сказал ГОСПОДЬ, и попросил меня: „Купи мое поле, что в Анатоте, в земле Вениаминовой, ведь по закону за тобой право наследства и потому тебе его выкупать.7 Так купи его для себя“. И тогда я понял, что должен исполнить повеление ГОСПОДНЕ.
9 Я купил у Ханамеля, моего двоюродного брата, поле, что в Анатоте, отвесив ему семнадцать шекелей серебром.8
10 Сделав об этом запись в купчей, я запечатал ее, призвал свидетелей и взвесил серебро.
11 Затем я взял купчую — ту, что была запечатана, с постановлением и условиями, и ее незапечатанный список —
12 и отдал Баруху, сыну Нерии, внуку Махсеи, на глазах у Ханамеля, моего двоюродного брата,9 на глазах у свидетелей, подписавших купчую, и на глазах у всех иудеев, бывших во дворе стражи.
13 Затем на глазах у всех я повелел Баруху:
14 „Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Возьми эту купчую — запечатанный и незапечатанный списки — и положи их в глиняный сосуд, чтобы сохранить их там надолго“.10
15 Ибо так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „ Придет время, и в этой стране снова будут покупать дома, поля и виноградники“.
16 А после того как я отдал купчую Баруху, сыну Нерии, молился я ГОСПОДУ:
17 „О Владыка ГОСПОДИ! Ты сотворил небо и землю могуществом Своим великим и рукой простертой, нет для Тебя ничего невозможного.
18 Ты являешь любовь Свою неизменную в тысячах поколений, но Ты и с детей взыскиваешь за грехи, что родители им передают;11 Ты Бог великий и сильный, имя Твое — ГОСПОДЬ Воинств.
19 Велик Ты в замыслах Своих, могуществен в делах. Ты видишь пути людей, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам дел его.
20 Ты Тот, Кто совершал знамения и чудеса в Египте, Кто по сей день творит их в Израиле и среди людей. Ты сделал великим имя Свое, как это и есть ныне.
21 Знамениями и чудесами, могучей дланью, рукой простертой и страхом великим Ты вывел из Египта народ Свой, Израиль.
22 Ты дал им эту землю, которую клятвенно обещал даровать их отцам, — землю, источающую молоко и мед.
23 Они вошли в нее и завладели ею, но Тебя слушаться перестали, закону Твоему не следовали, того, что Ты заповедовал им делать, не делали, и потому Ты навел на них все эти беды.
24 Высятся насыпи у городских стен, готовится штурм, и скоро город будет предан в руки халдеев, что осаждают его, гибель придет от меча, голода и морового поветрия. То, о чем говорил Ты, случилось. Ты, Господи, это видишь.
25 А ведь Ты, Владыка ГОСПОДЬ, сказал мне: „Купи себе поле за серебро и призови свидетелей“. Теперь же город предается в руки халдеев!“»
26 И было слово ГОСПОДНЕ Иеремии:
27 «Я ГОСПОДЬ, Бог над всеми смертными; нет ничего для Меня невозможного.
28 Потому так говорит ГОСПОДЬ: „Смотри, Я предаю этот город в руки халдеев и в руки Навуходоносора, царя вавилонского, и он захватит его.
29 Халдеи, осаждающие этот город, сожгут его вместе с домами, на крышах которых возносили курения Ваалу и совершали возлияния чужим богам, тем вызывая Мой гнев.
30 Ибо дети Израиля и дети Иуды с самой юности творили лишь то, что в глазах Моих — зло; израильтяне лишь разжигали огонь гнева Моего делами рук своих, — это слово ГОСПОДА, —
31 ибо город этот вызывает у Меня гнев и ярость со дня его основания и доныне и заслужил, чтобы Я удалил его с глаз Моих
32 за всё зло, что совершили дети Израиля и дети Иуды, чтобы разгневать Меня, — они сами, цари их, вельможи, священники и пророки, жители Иудеи и обитатели Иерусалима.
33 Они повернулись ко Мне спиной, а не лицом. Я учил их настойчиво, но не слушались они и наставлениям не внимали.
34 Мерзких идолов своих они поставили в Храме,12 на котором наречено имя Мое, и тем осквернили его.
35 Устроили они в долине Бен-Хинном места поклонения Ваалу, святилища ему, чтобы приносить сыновей своих и дочерей в жертву Молоху, делали то, чего Я не повелевал им. Я даже и не помышлял, чтобы они творили такие мерзости, вводя Иудею во грех“.
36 И потому так сказал ГОСПОДЬ, Бог Израиля, этому городу, о котором вы сокрушаетесь, что предан он в руки царя вавилонского, обречен на гибель от меча, голода и морового поветрия:
37 „Я соберу израильтян из всех стран, куда изгнал их в гневе Своем, ярости и возмущении великом, верну их на это место и поселю в безопасности.
38 И тогда они станут Моим народом, а Я буду их Богом.
39 И дам Я им сердце единое и путь единый, чтобы они всегда благоговели предо Мной на благо себе и своим потомкам.
40 Заключу Я с ними Союз, Завет вечный, и уже не отвернусь от них, не перестану делать для них добро. Благоговение к Себе вложу Я в их сердца, чтобы они не отступали от Меня.
41 И буду тогда Я радоваться о них, делая для них добро, и воистину насажу их на этой земле, радея о них от всего сердца Моего и от всей души Моей“.
42 Ибо так говорит ГОСПОДЬ: „Как посылал Я этому народу все великие беды, так пошлю Я ему и все блага, о которых предвещаю ему теперь.
43 В этой земле, о которой вы говорите, что опустошена она и что не осталось в ней ни людей, ни скота и предана она в руки халдеев, — в той земле будут покупать поля.
44 Поля будут покупать за серебро и записывать в купчей, запечатывая ее при свидетелях. Будет это в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, в городах иудейских, в городах нагорья, в городах долины и в городах южных,13 ибо Я верну израильтян из плена“, — таково слово ГОСПОДА».

Толкование Далласской семинарии

2. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ (глава 32)

а. Приобретение земли Иеремией; символический смысл этой акции (32:1−12)

1) Об исторической обстановке и о личных обстоятельствах Иеремии (32:1−5).

Иер 32:1−2. Иеремия точно указывает время, когда произошло то, о чем рассказывается в этой главе, — вероятно, по причине особой значимости полученного им откровения. Это было в десятый год Седекии, царя Иудейского, и в восемнадцатый год пребывания у власти Навуходоносора. Высчитано, что 10-ый год Седекии завершился 17 октября 587 года до Р. Х. (если следовать иудейскому календарю, согласно которому год начинался в месяце тишри, или октябре).

В то же время 18-ый год Навуходоносора начался 23 апреля 587 г. (согласно «вавилонскому году», длившемуся от апреля до апреля). Следовательно, откровение было получено Иеремией где-то между 23 апреля и 17 октября 587 г. до Р. Х. Иерусалим был в это время осажден вавилонской армией (эта осада продолжалась от 15 января 588 го года до 18 июля 586 года). Двор стражи, на котором содержался в заключении Иеремия, был не темницей, а скорее казармой, где жили царские гвардейцы, охранявшие дворец.

Иер 32:3−5. Сообщается о причине ареста Иеремии. Вкратце излагаются его речи, направленные против «антивавилонской» политики Седекии, восстановившие этого царя против пророка (21:3−7; 34:2−6; 37:17).

2) О приобретении земли (32:6−12).

Иер 32:6−9. В это мрачное время Бог сообщает пророку, что в заключении его посетит его двоюродный брат Анамеил с предложением к Иеремии купить участок земли в Анафофе. (Поле это, очевидно, лежало за стенами Анафофа и было одним из пастбищ, отведенных левитам; Чис 35:2−3.) Анамеил действовал согласно Моисееву закону, который предписывал: при необходимости продать землю ее надлежит купить (в значении «выкупить») у того, кто продает ее, его ближайшему родственнику — по праву родства (вероятно, пророк Иеремия и был ближайшим родственником Анамеила).

Делалось это с тем, чтобы земля не переставала быть владением рода (Лев 25:25−28; Руфь 4:1−6). (Заметим, что из Лев 25:34 можно сделать вывод, что землю левитам вообще запрещено было продавать, но, думается, это касалось продажи ее евреям из других колен.) Возможно, в условиях вражеской «оккупации» и осады иудейской столицы Анамеил испытывал крайнюю нужду в деньгах. С другой стороны: не выглядело ли это сущей бессмыслицей — продавать землю, тебе в сущности уже не принадлежащую (ибо городок Анафоф, по всей видимости, находился к тому времени под контролем халдеев)!

Именно в виду этой «бессмысленности» и предупредил Бог Иеремию о предстоящем визите к нему Анамеила, чтобы пророк узнал в том, что произойдет, «руку Божию». И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, читаем в стихе 8. И сделка состоялась. Иеремия уплатил двоюродному брату семнадцать сиклей серебра (около 500 граммов); цена земли в Анафофе была явно небольшой (сравните Быт 23:12−16), но ведь нам не известен размер этого участка, да и земля, как уже говорилось, хозяину своему в то время в сущности не принадлежала.

Иер 32:10−12. Сделка была, однако, совершена по всем правилам тех дней, в присутствии свидетелей. Было изготовлено два экземпляра «купчей записи». Один из них был запечатан, т. е. обвязан шнурком (или веревкой) с куском глины на нем, к которому Иеремия приложил свою печать (таковая имелась у каждого сколько-нибудь именитого или состоятельного иудея; о «перстне с печатью» читаем, в частности, в Иер 22:24). Другой экземпляр «записи» остался «открытым», чтобы всегда можно было удостовериться в том, кому принадлежит указанное «поле». Оба экземпляра Иеремия отдал — в присутствии Анамеила и свидетелей, подписавших эту купчую, — своему ученику и самому близкому другу Варуху (36:4, 8, 26).

б. Пояснение смысла сделки (32:13−15)

Иер 32:13−15. Тут же, в присутствии многих, очевидно, лиц, Иеремия пояснил Варуху символическое значение состоявшейся сделки. Ему, ученику пророка, предстояло обеспечить сохранность обеих «записей» на многие дни. Ибо много дней и лет пройдет прежде чем народ сможет возвратиться домой и «востребовать» назад свои земельные наделы. Но, приобретая землю у Анамеила, Иеремия преследовал ту именно цель, чтобы засвидетельствовать согражданам, по слову Господа Саваофа: наступит время, когда домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (стих 15).

в. Молитва Иеремии (32:16−25)

Иер 32:16−25. В этой молитве пророк выражает свое благоговение перед всемогуществом и мудростью, справедливостью и милостью Творца. Цели, которые ставит Господь, и дела, которые Он совершает, — грандиозны (Великий в совете и сильный в делах, и все пути сынов человеческих открыты перед Ним (стих 19). В стихах 20−23 — краткий обзор исхода евреев из Египта, которому сопутствовали многие чудеса и знамения, и того, что произошло после вступления их в землю обетованную.

Молясь в присутствии свидетелей, Иеремия напоминал и им, что чудеса Господни продолжают совершаться в Израиле (в Иудее) и между всеми людьми по сей день, и слава Господа Саваофа, немеркнувшая в прошлом, не меркнет и сегодня (таков смысл фразы и соделал Себе имя, как в сей день).

При великом ужасе в стихе 21 надо понимать в значении «ужаса», который настигал народы при виде исхода евреев из Египта и их триумфального продвижения по землям Палестины. И вот они… завладели землей, текущей молоком и медом, которую дать им клятвенно обещал Господь отцам их. Но после этого не стали слушать голоса Божьего и поступать по закону, который им дал Бог, с горечью признает пророк. В результате многие бедствия постигали их одно за другим, включая и это последнее (стихи 22−23).

И вот уже насыпи, возводимые осаждающими иудейскую столицу, подступают под стены ее, и город Иерусалим отдается в руки Халдеев, потому что Господь предупреждал об этом, и Он это видит (стих 24). На мгновение душевные силы изменяют пророку: зачем же Ты, Господи Боже, велел мне купить себе поле за серебро в присутствии этих свидетелей, раз город отдается в руки Халдеев! — восклицает он (стих 25). В этих словах, однако, скорее следует видеть смятение пророка, не представлявшего, как Господь после такого тотального разрушения все здесь восстановит, чем сомнение в том, что Он это сделает.

г. Ответ Господа Иеремии (32:26−44)

1) Город будет разрушен (32:26−35).

Иер 32:26−29. Господь подтверждает, что в настоящем горькая участь постигнет от руки Навуходоносора… город сей и обитателей его, постоянно поклонявшихся чужим богам и не боявшихся Его гнева.

Иер 32:30−35. Господь «в свою очередь» напоминает пророку, что как сыновья Израилевы, так и сыновья Иудины, неизменно творили зло перед глазами Его. И первые уже поплатились за это, подразумевает Он, вторым же расплата предстоит теперь. Ибо город сей (Иерусалим) изо дня в день жил такой жизнью, словно задался целью быть отвергнутым от лица Господа. Обратившись к Нему спиною, сыновья всех 12 колен, включая их царей, князей, священников и пророков, и в настоящее время — мужи Иуды и жители Иерусалима, не желали и не желают принимать наставления Господа. в стихе 34−35 — перечисление всех грехов, связанных с идолопоклонством.

2) Город будет восстановлен (32:36−44).

Иер 32:36−41. Но… мрак отчаяния озаряется лучом надежды. Ибо Господь сказал Иеремии, что на этом история народа, избранного Им, не закончится: Он вновь соберет его из всех стран его рассеяния и возвратит на место сие и даст им безопасное житие (сравните Иез 37:1−14). И еще Он даст всему народу как бы одно сердце, боящееся Бога, ко благу евреев и всех их потомков (стих 39).

Вечный завет в стихе 40 — то же, что «новый завет» (толкование на 31:31−34). Он назван «вечным» (олам), чтобы подчеркнуть долговременность его. После дарования евреям этого завета Господь уже не отвернется от них, как и они не будут более отступать от Него, и Он неизменно будет благотворить им (стих 40).

Иер 32:42−44. Подтверждение символического смысла того акта (приобретения земли), который Бог повелел совершить Иеремии, — в знак того, что Он, Господь, в ближайшей перспективе возвратит иудеев из вавилонского плена.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. в 587 г. до Р. Х., за год до разрушения Иерусалима вавилонянами (см. 52:12,13). Осада началась в 588 г.
2  [2] — Букв.: которая была при доме царя иудейского.
4  [3] — Букв.: от руки халдеев.
5  [4] — Или: пока Я не вспомню о нем. Букв.: посещу его, что может означать как благодеяние царю, так и его наказание.
7  [5] — Приобретение пророком Иеремией поля во время осады Иерусалима имело глубокое символическое значение. См. ст. 15, 42−44.
8  [6] — Букв.: сын моего дяди, то же ниже.
8  [7] — Или (ближе к букв.): право наследства и (право на) приобретение.
9  [8] — Т. е. это ок. 200 г; ср. Быт 23:15.
12  [9] — Так в некот. рукописях; масоретский текст: моего дяди.
14  [10] — Букв.: многие дни.
18  [11] — Или (ближе к букв.): но за преступления отцов падает расплата в полы одежд их детей. Друг. возм. пер.: но Ты и с детей взыскиваешь за пороки (что они унаследовали) от родителей. Бог не наказывает детей за грехи родителей (Втор 24:16 и Иез 18:20), но предупреждает — грех заразителен и неблагоприятно сказывается на судьбах потомков.
34  [12] — Букв.: доме.
44  [13] — Или: в городах Шефелы… Негева.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.